Дело № 2а-3777/2019 21 августа 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Русановой Л.А.,
при секретаре Титовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Северодвинске в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Заверняева Арсения Евгеньевича о признании незаконным решения Призывной комиссии муниципального образования «Северодвинск» от 26 июня 2019 года № 57 о призыве его на военную службу
установил:
Заверняев А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Призывной комиссии муниципального образования «Северодвинск» от 26.06.2019 ..... о призыве его на военную службу.
В обоснование заявленных административных требований указано, что Призывной комиссии муниципального образования «Северодвинск» 26.06.2019 принято решение ..... о его призыве на военную службу в период действия отсрочки от призыва на военную службу, на которую он имеет право ввиду прохождения очного обучения. При прохождении медицинского освидетельствования он сообщал врачам о наличии у него жалоб на состояние здоровья, а именно <данные изъяты>. Однако указанные жалобы были врачами проигнорированы, на дополнительное обследование он направлен не был.
Административный истец Заверняев А.Е. в суде требования административного искового заявления поддержал по изложенным в нём основаниям.
Административный ответчик Призывная комиссия МО «Северодвинск», заинтересованные лица Военный комиссариат Архангельской области, военный комиссар г.Северодвинска, извещенные надлежащим образом, в суд своих представителей не направили.
Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд рассмотрел дело при данной явке.
Заслушав административного истца, изучив материалы административного дела, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания доказательствами, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 59 Конституции РФ гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Таковым является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому в соответствии со ст. 22 подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
В силу пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу вправе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам магистратуры (если они не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата) - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по данным программам.
Согласно ч. ст. 25 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением призывной комиссии муниципального образования «Северодвинск» от 15.05.2017 Заверняеву А.Е. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2019 в связи с его обучением.
Решением призывной комиссии муниципального образования «Северодвинск» от 26 июня 2019 года ..... Заверняев А.Е. был призван на военную службу.
Согласно справке, выданной ФГАОУ ВО «САФУ им. ФИО4 от 17.09.2018 ..... Заверняев А.Е. проходит очное обучение по очной форме обучения по программе магистратуры со сроком его окончания 30.06.2019.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент принятия оспариваемого решения, срок освоения Заверняевым А.Е. основной образовательной программы не истек.
Оспариваемым решением административный ответчик ограничил право административного истца на получение высшего образования, что свидетельствует о его незаконности.
Вместе с тем, разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что при медицинском освидетельствовании административного истца были данные о состоянии здоровья и сделан обоснованный вывод о годности Заверняева А.Е. к военной службе с (категория "А-2") по следующим основаниям.
Как следует из Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1 статьи 28).
Такие решения принимаются призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования призывника, проведенного врачами-специалистами, и на основании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям (статья 5.1).
Гражданин, заявивший о несогласии с заключением о его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, вправе обжаловать такое заключение и решение призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование (пункт 7 статьи 28, пункт 2 статьи 29).
Кроме того, исходя из положений части 2 статьи 25, части 6 статьи 61 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Судом установлено, что при медицинском освидетельствовании Заверняев А.Е. прошел все необходимые для определения категории годности к военной службе медицинские обследования, по результатам которых дано заключение.
При этом административный истец не заявлял о наличии у него боли в поясничном отделе позвоночника заболеваний, не представил медицинскую документацию о наличии у него заболевания, влияющего на категорию его годности к военной службе, заявлений о направлении его на повторное медицинское освидетельствование не предоставлял.
В судебном заседании Заверняев А.Е. о проведении судебной экспертизы ходатайства не заявлял.
Кроме того, суд принимает во внимание, что указанным решением суда обжалуемое решение призывной комиссии муниципального образования «Северодвинск» от 26.06.2019 № 57 признано незаконным.
В связи с чем, Заверняев А.Е. при очередном призыве обязан пройти новый медицинский осмотр, в ходе которого может воспользоваться своими правами в случае несогласия с установленной ему категории годности к военной службе и выставленным ему диагнозом.
По вопросу о взыскании судебных издержек суд приходит к следующему.
Из п. 1 ст. 29 Закона № 53-ФЗ следует, что призывная комиссия субъекта РФ создается решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), является коллегиальным органом и не организована в форме юридического лица, соответственно не может самостоятельно нести ответственность вследствие незаконности принятых решений.
Пунктом 7 ст. 1 Закона № 53-ФЗ предусмотрено, что компенсация расходов, понесённых организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата, при содействии местной администрации.
Таким образом, именно на военный комиссариат возлагается обязанность по осуществлению организации работы призывных комиссий и решения всех финансовых вопросов по их деятельности.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что призывная комиссия действовала от имени и в интересах Российской Федерации, на военный комиссариат возложена обязанность по организации призыва, суд в соответствии со ст. 111 КАС РФ взыскивает с Военного комиссариата Архангельской области в пользу административного истца расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ 26 ░░░░ 2019 ░░░░ ..... ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ 26.06.2019 ..... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.08.2019.