РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Еланцы 28 ноября 2018г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе судьи Сыроватской Р.Р., с участием заместителя прокурора Ольхонского района Корсунова Е.А., представителя административного ответчика, главы администрации Онгуренского муниципального образования Хелтухеева С.Э., при секретаре Мардаевой Г.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ольхонского района Иркутской области о признании незаконным бездействия администрации Онгуренского муниципального образования по непринятию мер по устранению нарушений бюджетного законодательства и инвестиционной политике.
УС Т А Н О В И Л:
Прокурор Ольхонского района обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации Онгуренского муниципального образования по непринятию мер по устранению нарушений бюджетного законодательства и об инвестиционной политике, просит:
Признать незаконным бездействие администрации Онгуренского муниципального образования по рассмотрению представления прокуратуры Ольхонского района от 13.08.2018 «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе»;
Признать незаконным бездействие администрации Онгуренского муниципального образования по рассмотрению представления прокуратуры Ольхонского района от 02.07.2018 «Об устранении нарушений бюджетного законодательства и об инвестиционной деятельности»;
Обязать администрацию Онгуренского муниципального образования принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, указанных в представлениях прокуратуры Ольхонского района от 13.08.2018 «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе» и от 02.07.2018 «Об устранении нарушений бюджетного законодательства и об инвестиционной деятельности», причин и условий, способствующих данным нарушениям; с сообщением о результатах принятых мер в прокуратуру Ольхонского района в письменной форме в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ольхонского района проведена проверка исполнения муниципальными образованиями поднадзорной территории законодательства о муниципальной службе, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Онгуренского муниципального образования - сельского поселения.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае, в том числе, наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
В целях своевременного выявления фактов непригодности для замещения должности муниципальной службы законом предусмотрена процедура прохождения диспансеризации (п. 4 ч. 1 ст. 13).
Порядок прохождения указанной процедуры устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 №984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»:
- под диспансеризацией понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья муниципального служащего (п. 2 Порядка);
- диспансеризация муниципальных служащих осуществляется за счет средств местного бюджета в медицинских учреждениях, определенных органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика" (п. 3 Порядка);
- диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований (п. 4 Порядка);
- диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем). Муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком. В случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам сроки ее прохождения согласуются с представителем нанимателя (работодателем). Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение (п.п. 5-7 Порядка).
Несмотря на указанные требования об организации работодателем (главой муниципального образования) обязательных процедур по диспансеризации подчиненных главе администрации работников – муниципальных служащих, обязанность по проведению ежегодной диспансеризации муниципальных служащих не исполняется, контроль со стороны руководства администрации в указанной сфере отсутствует. Фактически, организация проведения диспансеризации возложена на должностных лиц органа местного самоуправления в рамках прохождения профилактических медицинских осмотров по возрастным группам, что неидентично процедуре диспансеризации в отношении муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 36 Устава Онгуренского муниципального образования администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области.
В силу ч. 2 ст. 36 Устава Онгуренского МО руководство администрацией осуществляет глава поселения, который в соответствии с ч. 2 ст. 32 Устава Онгуренского поселения руководит деятельностью администрации Онгуренского муниципального образования, а также назначает и освобождает от должности муниципальных служащих администрации, определяет их полномочия.
По результатам проверки установлено, что Администрацией не принято мер к надлежащей организации вышеуказанного вопроса, связанного с работой должностных лиц администрации. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой 13.08.2018 в адрес главы администрации Онгуренского муниципального образования внесено соответствующее представление.
Согласно ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Вместе с тем, по состоянию на 22.10.2018 г. в прокуратуру Ольхонского района информация о рассмотрении представления от 13.08.2018 не поступила. Ввиду того, что бездействием администрации Онгуренского МО нарушается федеральное законодательство, настоящее исковое заявление подано в защиту интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Датой обнаружения со стороны органа местного самоуправления нарушений является дата истечения месячного срока, установленного для рассмотрения меры прокурорского реагирования – 12.09.2018 г., местом – адрес местонахождения администрации Онгуренского муниципального образования: с. Онгурен, ул. Пронькина, д.3. Таким образом, сроки подачи административного искового заявления о признании незаконным бездействия администрации Онгуренского муниципального образования по рассмотрению представления прокуратуры Ольхонского района от 13.08.2018 не истекли.
Кроме того, прокуратурой Ольхонского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства при осуществлении инвестиционной деятельности, по результатам которой со стороны администрации Онгуренского муниципального образования выявлены следующие нарушения.
Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно п. 2 Правил заключения специальных инвестиционных контрактов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2015 № 708 (далее по тексту – Правила), специальный инвестиционный контракт заключается с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, принимающими на себя обязательства в предусмотренный специальным инвестиционным контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции.
Сторонами специального инвестиционного контракта наряду с Российской Федерацией могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование в случае осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных лиц, указанных в специальном инвестиционном контракте, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами.
Перечень документов, представляемых в уполномоченный орган для заключения специального инвестиционного контракта, предусмотрен п. 4 Правил. При этом, по результатам рассмотрения представленных инвестором документов изготавливается заключение межведомственной комиссии, положение о работе, составе которой установлено также вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 № 70. В силу подп. «в» п. 7 Правил к работе комиссии по решению ее председателя для участия в каждом ее конкретном заседании могут привлекаться представители субъекта Российской Федерации (3 члена) и (или) муниципального образования (2 члена) по представлению соответственно высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и главы муниципального образования - в случае планируемого осуществления в отношении инвестора и (или) привлеченного лица мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами.
Вместе с тем, проверкой установлено, что, несмотря на утверждение администрацией Онгуренского муниципального образования соответствующего муниципального правового акта, определяющего порядок принятия решений о заключении специального инвестиционного контракта, принятия участия в составе межведомственной комиссии по изготовлению заключения по такому контракту, положения закона и утвержденного нормативно-правового акта не исполняются в связи с фактическим отстраненностью должностных лиц администрации от работы по привлечению в экономическую деятельность муниципального образования инвестиций от хозяйствующих субъектов (инвесторов). Данные факты подтверждаются информацией муниципалитета, представленной в ходе проведения проверки, указывающей на отсутствие деятельности по подаче заявок (предложений) субъектам предпринимательства по реализации соответствующих проектов, направленных на решение вопросов местного значения.
Кроме того, в силу ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 224-ФЗ) принятие данного закона нацелено на создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и повышения качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Согласно ст. 3 Закона № 224-ФЗ под муниципально - частным партнерством понимается юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о муниципально-частном партнерстве в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
В соответствии со ст. 7 Закона № 224-ФЗ объектами соглашения о муниципально-частном партнерстве являются, в том числе: мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты дорожного сервиса; транспорт общего пользования; объекты здравоохранения, в том числе, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности в сфере здравоохранения; объекты образования, культуры, спорта, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения; объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов; объекты благоустройства территорий, в том числе для их освещения.
В силу ст. 18 Закона № 224-ФЗ к полномочиям главы муниципального образования в сфере муниципально-частного партнерства относится принятие решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, если публичным партнером является муниципальное образование либо планируется проведение совместного конкурса с участием муниципального образования (за исключением случая, в котором планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации), а также осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.
Анализ требований федерального законодательства в сфере государственно-частного и муниципально-частного партнерства свидетельствует о том, что целью заключения вышеуказанных соглашений является привлечение в экономику денежных средств частных лиц, с помощью которых возможно создание и модернизация указанных в ст. 7 Закона № 224-ФЗ объектов, что позволяет экономить бюджетные средства.
Вместе с тем, администрацией работа по данному направлению не организована надлежащим образом, что также нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов (инвесторов), которые в соответствии с требованиями действующего законодательства вправе получать полную и достоверную информацию в указанной сфере в целях реализации, имеющегося у них, экономического потенциала.
Кроме того, проверка показала, что сотрудниками администрации не принимаются исчерпывающие меры, направленные на исполнение требований ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», направленные на предупреждение нарушений обязательных требований со стороны субъектов предпринимательства.
Так, согласно частям 1 и 2 ст. 8.2 указанного закона в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований органы муниципального контроля, осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
В целях профилактики нарушений обязательных требований органы муниципального контроля: 1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; 2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований; 3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений; 4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Указанные мероприятия сотрудниками администрации в установленном законом порядке не выполняются.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой 02.07.2018 в адрес главы администрации Онгуренского муниципального образования внесено соответствующее представление.
Согласно ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Вместе с тем, несмотря на неоднократные напоминания о необходимости рассмотрения меры прокурорского реагирования, по состоянию на 22.10.2018 г. в прокуратуру Ольхонского района информация о рассмотрении представления от 02.07.2018 не поступила.
Ввиду того, что бездействием администрации Онгуренского МО нарушается федеральное законодательство, настоящее исковое заявление подано в защиту интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Датой обнаружения со стороны органа местного самоуправления нарушений является дата истечения месячного срока, установленного для рассмотрения меры прокурорского реагирования – 01.08.2018 г., местом – адрес местонахождения администрации Онгуренского муниципального образования: с. Онгурен, ул. Пронькина, д.3. Таким образом, сроки подачи административного искового заявления о признании незаконным бездействия администрации Онгуренского муниципального образования по рассмотрению представления прокуратуры Ольхонского района от 02.07.2018 не истекли.
Заместитель прокурора Ольхонского района Корсунов Е.А. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика, Глава администрации Онгуренского муниципального образования Хелтухеев С.А. иск признал, суду представил заявление в порядке, предусмотренном ст. 157 КАС РФ. Суду показал, что представления прокурора в администрацию действительно поступили, однако ответ в установленный срок не был дан в связи с тем, что ему представления не передали во время специалисты администрации.
Судом в соответствии со ст.157 КАС РФ, принимается признание иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными, нарушающие права, свободы и законные интересы, создающие препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, могут быть оспорены в судебном порядке.
Судом установлено, что прокуратурой Ольхонского района 02.07.2018 года в адрес администрации Онгуренского муниципального образования вынесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства и об инвестиционной деятельности. Кроме того, 13.08.2018 года вынесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе.
24.08.2018 года прокуратурой Ольхонского района в администрацию Ольхонского районного муниципального образования направлено напоминание о том, что ими было вынесено 2 представления № 07 - 25а -18
и № 07- 325а – 18.
По состоянию на 24.08.2018г. по истечении срока, установленного законом, для рассмотрения представлений, ответы о результатах рассмотрения представлений и принятых в связи с выявленными нарушениями мер, не поступили.
Прокурором, вновь предложено в срок до 28.08.2018 года не позднее 15 часов представить информацию о причинах не предоставления ответов.
Согласно ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
По состоянию на 22.10.2018 г. в прокуратуру Ольхонского района информация о рассмотрении представлений не поступила, что дает основание для удовлетворения иска.
Административный иск в Ольхонский районный суд, подан 23.10.2018 года, в сроки, предусмотренные ст. 1 ст. 219 КАС.
Руководствуясь ст. 157, 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Ольхонского района о признании незаконным бездействия администрации Онгуренского муниципального образования по непринятию мер по устранению нарушений бюджетного законодательства и об инвестиционной политике, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Онгуренского муниципального образования по рассмотрению представления прокурора Ольхонского района от 02.07.2018 года «Об устранении нарушений бюджетного законодательства и об инвестиционной политике.
Обязать администрацию ОМО принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, указанных в представлениях прокурора Ольхонского района от 13.08.2018 года «Об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе» и от 02.07.2018 года «Об устранении нарушений бюджетного законодательства и инвестиционной деятельности», причин и условий, способствующих данным нарушениям, с сообщением о результатах принятых мер в прокуратуру Ольхонского района в письменной форме в 10- дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу
Решение суда стороны вправе обжаловать в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Р.Р. Сыроватская