Дело № 2а-1052/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вязьма 27 июня 2022 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Титовой Е.В.,
при секретаре Захаровой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Смоленской области к Мартюшовой Н. П. о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Смоленской области (далее по тексту Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мартюшовой Н. П. о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пени. В обоснование требований указала, что Мартюшова Н.П., являясь собственником движимого и недвижимого имущества, признаваемого объектами налогообложения, имеет задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 2 300 рублей. Так же административный ответчик имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 41 рубль, за несвоевременную уплату которого начислены пени в размере 8 рублей 35 копеек. Налогоплательщику были выставлены требования об уплате налогов и пени, которые им не исполнены. Просила восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления, взыскать с административного ответчика указанные суммы задолженности.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Смоленской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Мартюшова Н.П. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ).
При этом в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Как следует из материалов дела Мартюшова Н.П., является собственником движимого и недвижимого имущества, признаваемого объектами налогообложения и соответственно плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц (л.д. 11,12).
Налоговым органом произведен расчет налогов, в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления: № 103828195 от 29.07.2016 об уплате не позднее 1 декабря 2016 года транспортного налога в сумме 670 рублей и налога на имущество физических лиц в сумме 106 рублей; № 2893560 от 23.08.2017 об уплате не позднее 1 декабря 2017 года транспортного налога в сумме 862 рубля и налога на имущество физических лиц в сумме 122 рубля; № 1785958 от 15.07.2018 об уплате не позднее 3 декабря 2018 года транспортного налога в сумме 2 970 рублей и налога на имущество физических лиц в сумме 131 рубль; № 8219229 от 28.06.2019 об уплате не позднее 2 декабря 2019 года транспортного налога в сумме 2 970 рублей и налога на имущество физических лиц в сумме 136 рублей (л.д. 13, 17, 21, 28).
В соответствии с положениями ст. 70 НК РФ административному ответчику направлялись требования: № 11103 по состоянию на 14 февраля 2017 года об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 106 рублей и пени в сумме 2 рубля 61 копейка в срок до 14 апреля 2017 года; № 4126 по состоянию на 7 февраля 2018 года об уплате недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в сумме 984 рубля и пени в сумме 17 рублей 30 копеек в срок до 3 апреля 2018 года; № 7886 по состоянию на 18 января 2019 года об уплате пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в сумме 17 рублей 65 копеек в срок до 11 марта 2019 года; № 70836 по состоянию на 24 июня 2019 года об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 41 рубль и пени в сумме 2 рубля 13 копеек в срок до 26 сентября 2019 года; № 71859 по состоянию на 25 июня 2019 года об уплате пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 копейка в срок до 27 сентября 2019 года; № 95526 по состоянию на 26 июня 2019 года об уплате пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 копейка в срок до 30 сентября 2019 года; № 16614 по состоянию на 13 февраля 2020 года об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 2 300 рублей и пени в сумме 34 рубля 69 копеек в срок до 7 апреля 2020 года (л.д. 15, 19, 23, 24, 25, 26, 29).
Таким образом, сумма налога не превысила 3 000 рублей после истечения требования № 11103, следовательно, срок для обращения с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, установленный пунктом 2 статьи 48 НК РФ, в данном случае истек 14 октября 2020 года.
Определением мирового судьи судебного участка № 14 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 26 октября 2020 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Смоленской области отказано в выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций с Мартюшовой Н.П. (л.д. 31).
Настоящий административный иск поступил в суд 14 апреля 2022 года (л.д. 4).
С учетом вышеприведенных норм и установленных по делу обстоятельств суд находит, что данный административный иск поступил в суд по истечении установленного законном срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Разрешая ходатайство о восстановлении срока на подачу настоящего административного искового заявления, суд считает, что оснований для удовлетворения данного ходатайства не имеется, поскольку доказательств уважительности пропуска процессуального срока представителем административного истца суду не представлено.
Административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, специально уполномоченным государственным органом на администрирование налоговых платежей, в том числе на их взыскание в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с административными исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
Организационные, структурные штатные и технические изменения в налоговом органе не могут являться уважительными причинами пропуска срока обращения с административным исковым заявлением в суд.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что административные исковые требования заявлены истцом за пределами срока их предъявления и не подлежат удовлетворению, поскольку установление данного обстоятельства является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании обязательных платежей и санкций.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 28.07.2022