Дело № 2а-3155/2021
УИД 92RS0002-01-2021-003979-95
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
30 июля 2021 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой М.О.,
с участием
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным и отмене отказа в предоставлении государственной услуги, обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
В июле 2021 года истец обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным и отмене отказа в предоставлении государственной услуги, обязании совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец получила Уведомление об отказе государственного кадастрового учета № от ДД.ММ.ГГГГ, дома по адресу: г. Севастополь, <адрес> <адрес>. КН: №, «объект капитального строительства имеет признаки блокированной застройки».
Просит признать незаконным и отменить Отказ государственного кадастрового учета №- М № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права на недвижимое имущество - индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес> <адрес>, - на имя ФИО1.
Взыскать с административного ответчика на основании ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца сумму судебных расходов, понесенных в связи с обращением в суд, а именно: 300 руб. - уплата госпошлины, 20 176, 80 руб. - расходы на экспертизу.
В судебном заседании административный истец требования иска поддержала по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании в удовлетворении требовании просил отказать, по основаниям, изложенным в возражении.
Суд, заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 2 той же статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории) (пункт 7).
В соответствии с частью 1 статьи 26 данного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5);
форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлениями о государственном кадастровом учете жилого дома, общей площадью 59,2 кв.м, по адресу: г.Севастополь, <адрес> и регистрации прав на здание.
По результатам правовой экспертизы документов, государственным регистратором принимались решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, в том числе от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с требованием, в которых указывались замечания подлежащие устранению, с их правовым обоснованием, в т.ч. в соответствии с п. 7, 9, 22 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст. 27 Закона о регистрации, было принято решение об отказе в государственном кадастровом учете № в связи с истечением срока приостановления, указанного в приостановке и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета указанных в приостановках, с учетом нижеследующего.
Созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.
Согласно поступившему ответу из Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя, установлено, что в ходе проведения осмотра, на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, и на земельном участке, кадастровым номером №, по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, Монастырское, <адрес>, расположен объект капитального строительства высокой степени готовности с количеством надземных этажей -2 (два) этажа, имеющий по два обособленных входа в первый этаж с южного и с северного фасада здания.
На втором этаже здания с северного фасада выполнен балкон в виде террасы. Здание имеет наружную отделку, заполнение оконных и дверных проемов выполнено оконными и дверными блоками.
Объект капитального строительства, расположенный на вышеуказанных земельных участках, имеет признаки блокированной застройки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
При этом, согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, вышеуказанное здание, расположено на земельном участке с кадастровым номером №, имеет вид разрешенного использования - «ведение дачного строительства» (код 13.3).
В соответствии с пунктом 7 статьи 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными.
Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства предусмотрено осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, хозяйственных построек и гаражей.
Из пунктов 1 и 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. В отношении проектной документации таких объектов капитального строительства экспертиза не проводится.
Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 849 утвержден Свод правил СП 53.13330.2011 СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения.
Раздел 6 Свода правил регулирует планировку и застройку садовых, дачных участков, пунктом 6.4 Свода предусмотрено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе - теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей.
Пунктом 6.5 допускается группировать и блокировать жилые строения или жилые дома на двух соседних участках при однорядной застройке и на четырех соседних участках при двухрядной застройке.
Суд обращает внимание истца на то, что понятие «блокирование жилых строений», которое допускается в отношении садовых домов (пункт 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ), не тождественно понятию «жилые дома блокированной застройки», данному в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ: жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).
Таким образом, Управлением отказ был принят с учетом ответа поступившего из Управления государственного строительного надзора и экспертизы г.Севастополя, в соответствии с которым должностным лицом Севгосстройнадзора, было установлено, что на земельных участках по указанному адресу на земельных участках с кадастровым номером №, № расположен объект капитального строительства высокой степени готовности с количеством надземных этажей - 2 этажа, имеющий два обособленных входа в первый этаж с южного и северного фасада здания. Здание имеет наружную отделку, заполнение оконных и дверных проемов, выполнено оконными и дверными блоками. Объект капитального строительства расположенный на земельных участках по адресу: г. Севастополь, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № и на земельном участке с кадастровым номером № имеет признаки блокированной застройки.
При этом, Законом о регистрации не предусмотрено проведение регистрирующим органом каких - либо экспертиз, в том с числе по определению назначения объекта недвижимости, при наличии таких полномочий у Севгосстройнадзора.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление административного истца рассмотрено в пределах компетенции должностного лица и по существу поставленных вопросов. Несогласие административного истца с содержанием отказа, не свидетельствует о его незаконности.
Учитывая установленные по настоящему административному делу обстоятельства, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░