Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-519/2023 ~ М-494/2023 от 04.09.2023

УИД 04RS0019-01-2023-000667-13

Дело № 2а-519/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Турунтаево                                      08 ноября 2023 года

Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Михалевой Е.В.,

при секретаре Гордеевой Ю.Н.,

с участием представителя истца помощника Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Сердюкова А.А.,

представителя ответчика Прибайкальской районной администрации Сычевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Туркинское» сельское поселение, Прибайкальской районной администрации о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию и обустройству контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, возложении обязанности создать и обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов,

установил:

    обращаясь в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор (далее – природоохранная прокуратура) просит (с учетом уточнения исковых требований) признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Туркинское» сельское поселение (далее – Администрация МО «Туркинское» СП), выразившееся в непринятии мер по созданию и обустройству контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов; обязать Администрацию МО «Туркинское» СП в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу создать и обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в границах МО «Туркинское» СП, за исключением территорий, предусмотренных п.п. «б», «в», «г», «д», «е» пункта 2.6 Постановления Правительства Республики Бурятия от 22.08.2016 № 393 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия» в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от 29.04.2020 № 159-ПР.

В обоснование заявленных требований указывает, что на территории МО «Туркинское» СП имеется потребность в оборудовании контейнерных площадок и контейнеров. Администрацией МО «Туркинское» СП надлежащие меры к оборудованию контейнерных площадок и контейнеров не принимаются. Согласно информации, представленной Администрацией МО «Туркинское» СП от ДД.ММ.ГГГГ, бюджетные заявки на строительство контейнерных площадок не направлялись. По выявленным фактам природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ главе МО «Туркинское» СП внесено представление, однако до настоящего времени нарушения закона фактически не устранены, меры по организации мест (площадок) накопления отходов не приняты. Указанные факты свидетельствуют о длительном бездействии Администрации МО «Туркинское» СП в решении вопросов местного значения, связанных с обращением твердых коммунальных отходов. Отсутствие организованных мест сбора твердых коммунальных отходов ведет к образованию несанкционированных свалок отходов, в том числе в населенных пунктах.

В судебном заседании представитель природоохранной прокуратуры Сердюков А.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административно исковом заявлении, заявлении об уточнении исковых требований. Пояснил, что отсутствие на территории поселения мест накопления твердых коммунальных отходов приводит к образованию несанкционированных свалок, что ведет к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, интересов государства в экологической сфере. Факт заключения договора с региональным оператором на вывоз мусора пакетным (подворовым) способом не исключает образование несанкционированных свалок. На отсутствие мест накопления ТКО поступали неоднократные жалобы. Сельский сход не является органом, который уполномочен решать указанные вопросы.

Представитель ответчика Администрации МО «Туркинское» СП в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в суд представлено заявление об отложении судебного разбирательства ввиду болезни главы Администрации.

Судом отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства в связи с сокращенными сроками рассмотрения дел указанной категории, а также ввиду того, что ранее судебное заседание неоднократно откладывалось, в том числе по ходатайству представителя ответчика.

Представитель ответчика Прибайкальской районной администрации Сычева Т.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что Прибайкальская районная администрация является ненадлежащим ответчиком.

Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия и ООО «ЭкоАльянс» в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки суду не представили, об отложении судебного разбирательства ходатайств не заявляли. С учетом мнения участников процесса дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Администрации МО «Туркинское» СП, третьих лиц.

В возражениях на исковое заявление глава Администрации МО «Туркинское» СП Севергин С.В. указал, что в соответствии с п. 2.6 постановления Правительства Республики Бурятия от 22.08.2016 № 393 Администрация поселения несет ответственность только за те объекты, которые не имеют правообладателей или находятся в подчинении администрации поселения. В соответствии с указанным постановлением Правительства Администрация МО «Туркинское» СП несет ответственность за устройство мусорных площадок только на территории объектов, которые находится в пользовании Администрации поселения. В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм» СанПиН 2.1.3684-21 определены требования к установке контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора твердых коммунальных отходов: расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров. Так же нужно учесть средняя ширина улицы 16м, ширина проезжей части примерно 5м, по улице вдоль проезжей части проходят подземные инженерные коммуникации (водоснабжение, кабель связи). Создание мест (площадок) накопления ТКО в большей части населенных пунктов МО «Туркинское» СП на улицах, невозможно в связи с нарушением норм СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест», постановления Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие санитарных правил и норм» Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПин 2.1.4.1110-02». Согласно выше приведенных норм законодательства и нормативных актов, сделать устройство контейнерных площадок без нарушения вышеперечисленных норм не представляется возможным и суд принять решения и обязать ответчика исполнить требования истца и нарушить ряд перечисленных нормативных актов не может.

Пунктом 15 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов. Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КТО) на контейнерных площадках). Пунктом 10 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 предусмотрено, что складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты     или     другие     емкости,      предоставленные     региональным     оператором. Решение о без контейнерном сборе мусора на территории МО «Туркинское» СП было принято населением посредством общего собрания граждан, о чем свидетельствуют протоколы собраний граждан.

Выслушав мнение участников процесса, изучив доводы, представленные в отзыве на исковое заявление, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ при признании решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Указанные требования предусмотрены Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п.3 ст. 8 Закона).

Пунктом 13 статьи 1 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» предусмотрено, что площадка накопления твердых коммунальных отходов – специально обустроенное сооружение в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на которых осуществляется временное складирование твердых коммунальных отходов сроком не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

На территории поселений (городских округов) накопление твердых коммунальных отходов осуществляется на площадках накопления твердых коммунальных отходов в случае отсутствия в поселении условий, необходимых для обработки и захоронения твердых коммунальных отходов.

Организацию площадок осуществляют органы местного самоуправления поселений (городских округов) (п. 2 ст. 6 указанного Закона Республики Бурятия).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039).

Согласно пункту 2.6. Постановления Правительства Республики Бурятия от 22.08.2016 № 393 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия», ответственность за приобретение контейнеров, обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) и специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов несут: органы местного самоуправления в границах муниципальных образований, за исключением случаев, указанных в п.п. «б», «в», «г», «д», «е» настоящего пункта.

Постановлением Прибайкальской районной администрации от 22.10.2019 № 1115 утвержден Порядок определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, Регламента создания и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Прибайкальский район».

В соответствии с указанным Порядком администрация сельского поселения Прибайкальского района должна обратиться с заявкой о создании мест (площадок) накопления ТКО и включения их в реестр.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация МО «Туркинское» СП.

В судебном заседании установлено, что на территории МО «Туркинское» СП имеется потребность в оборудовании контейнерных площадок и контейнеров.

Администрацией МО «Туркинское» СП в нарушение вышеприведенных норм законодательства надлежащие меры к оборудованию контейнерных площадок и контейнеров не принимаются.

Согласно информации, представленной Администрацией МО «Туркинское» СП от ДД.ММ.ГГГГ, бюджетные заявки на строительство контейнерных площадок не направлялись.

По выявленным фактам природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ главе МО «Туркинское» СП внесено представление, однако до настоящего времени нарушения закона фактически не устранены, меры по организации мест (площадок) накопления отходов не приняты.

Указанные факты свидетельствуют о длительном бездействии Администрации МО «Туркинское» СП в решении вопросов местного значения, связанных с обращением твердых коммунальных отходов.

Отсутствие организованных мест сбора твердых коммунальных отходов ведет к образованию несанкционированных свалок отходов, в том числе в населенных пунктах.

Согласно представленным в материалы дела документам, на территории поселения образованы несанкционированные свалки.

В материалы дела представлены неоднократные жалобы, поступающие в том числе в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, в Министерство туризма в Республике Бурятия, в Администрацию Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, на отсутствие мест накопления отходов (отсутствие мусорных контейнеров), на невывоз мусора из населенных пунктов, в частности: С. от ДД.ММ.ГГГГ, Б. от ДД.ММ.ГГГГ, Ч. от ДД.ММ.ГГГГ, от Д. от ДД.ММ.ГГГГ, от У. от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от 19.04.2020 № 159-ПР, на территории Туркинского поселения Прибайкальского района Республики Бурятия имеется потребность в размещении площадок накопления отходов.

Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время сбор и вывоз данных отходов осуществляет региональный оператор ООО «Альянс», об отсутствии мест размещения площадок в связи с расположением коммуникаций на территории населенных пунктов поселения, их застройкой, а также невозможности их размещения на территории сельского поселения, о принятии решений на сходах граждан не освобождают Администрацию МО «Туркинское» СП от исполнения обязанностей по созданию и содержанию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных к Администрации МО «Туркинское» СП.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                                  ░/░                                                     ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░:

░░░░░                                                                                                       ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-519/2023 ~ М-494/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Сердюков Анатолий Анатольевич
Мазуренко Дмитрий Валентинович
Ответчики
Прибайкальская районная администрация
Администрация МО "Туркинское" сельское поселение
Другие
Сычева Татьяна Валерьевна
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия
ООО «ЭкоАльянс»
Суд
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия
Судья
Михалева Елена Владимировна
Дело на сайте суда
pribaikalsky--bur.sudrf.ru
04.09.2023Регистрация административного искового заявления
04.09.2023Передача материалов судье
05.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
05.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2023Подготовка дела (собеседование)
20.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
25.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2024Дело оформлено
22.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее