Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-94/2024 ~ М-97/2024 от 15.04.2024

УИД № 34OS0000-01-2024-000189-96

                                                              дело № 3а-94/2024

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Камышниковой Н.М., при ведении протокола помощником судьи Купиной И.А., рассмотрев 29 августа 2024 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Танфер» об оспаривании решения ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки» от 18 января 2024 года № ОРС-34/2023/000710 и установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

    15 апреля 2024 г. административный истец, являющийся собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

    В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого определена в размере 137 430 260,20 рублей. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, определенную отчетом об оценке, выполненным оценщиком ООО «<.......> по состоянию на 20 декабря 2023 г. в сумме 112 110 000 рублей, истец обратился в ГБУ ВО «Центр ГКО» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, в удовлетворении которого ему необоснованно было отказано. По мнению административного истца, несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушает его права как собственника, необоснованно увеличивая сумму земельного налога.

    Просил с учетом уточненных требований признать незаконным решение ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» № № <...> от 18 января 2024 г. об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, а также установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> равной его рыночной стоимости в размере 119 831 000 рублей по состоянию на 20 декабря 2023 г.

Представитель административного истца Морозов Р.О. представил ходатайство об уточнении требований и рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

Представитель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области – Шахова Ю.В. в письменных возражениях указала на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований к Комитету.

В письменных возражениях представитель Управления Росреестра по Волгоградской области Рубцова Ю.А. просила в удовлетворении требований к Управлению отказать, в остальной части при вынесении решения полагалась на усмотрение суда, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены, объяснений по заявленным требованиям не представили.

Учитывая, что участие административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Закона с 1 января 2017 г. до 1 января 2026 г.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ или Федеральным законом № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ).

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон №237-ФЗ внесены изменения – введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 г.

Согласно статье 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

При этом статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ определено, что требование об установлении рыночной стоимости не носит самостоятельного характера, а может быть заявлено только одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2026 г. установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.

Вместе с тем, пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение переходного периода высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право принять решение о дате (предшествующей 1 января 2023 года) перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 20 декабря 2021 г. № 710-п датой перехода к применению на территории Волгоградской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» является 1 января 2022 года.

Таким образом, с указанной даты в Волгоградской области кадастровая стоимость объектов недвижимости может быть пересмотрена и установлена решением соответствующего бюджетного учреждения, которым является государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки».

    Согласно выписки из ЕГРН от 23 апреля 2024 г. ООО «Танфер» являлось собственником с 13 декабря 2015 г. по 2 мая 2024 г. земельного участка с кадастровым номером № <...>, общей площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли <.......>. Кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 137 430 260,20 рублей (т. 1 л.д. 40-41). Впоследствии согласно выписки из ЕГРН от 23 мая 2024 г. собственниками земельного участка с кадастровым номером № <...> стали являются Покусаева М.А., ООО «АБС», Полстяная Н.А. (т. 2 л.д. 5-6)

Согласно сообщению филиала ППК «Роскадастр» по Волгоградской области оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью <.......> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> установлена на основании Приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 13 октября 2022 года № 71-н и по состоянию на 1 января 2022 года составляет 137 430 260,20 рублей (т. 1 л.д. 248-249).

Соблюдая установленный статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ порядок, 25 декабря 2023 г. административный истец обратился в ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 20 декабря 2023 г. К заявлению в соответствии с требованиями части 5 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ административным истцом был приложен отчет № <...> от 21 декабря 2023 г., подготовленный ООО «<.......>», согласно которому рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 20 декабря 2023 г. составляет 112 110 000 рублей.

Решением ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» № <.......> от 18 января 2024 г. ООО «Танфер» отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поскольку оформление и содержание отчета об оценке не соответствовало требованиям, в том числе положениям пункта 2 Федерального стандарта оценки «Отчет об оценке (ФСО ?), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. № 200, подпункта «д» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.

В целях оценки выводов, изложенных в решении ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» относительно выявленных в отчете оценщика нарушений, судом назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Центр оценки и консалтинга «Арта» <.......> А.В.

Согласно выводов заключения судебной экспертизы № <...>-ЗУ от 7 августа 2024 г. отчет № <...> от 21 декабря 2023 г., подготовленный ООО «<.......>» не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности оценщиком допущено нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к методам расчета рыночной стоимости, которые могут повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе, учитывая причины, послужившие основанием для принятия ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной его рыночной стоимости № № <...> от 18 января 2024 г. являются обоснованными. Согласно заключению эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> составляет по состоянию на 20 декабря 2023 г.       119 831 000 рублей.

Замечаний от сторон к заключению эксперта <.......> А.В. не поступило.

Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оно является допустимым доказательством, подготовленным лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта <.......> А.В. отсутствуют.

Заключение эксперта содержит подробную информацию об объекте оценки с указанием его количественных и качественных характеристик, проведен анализ рынка, приведена информация о факторах, имеющих наибольшее значение при определении рыночной стоимости объекта оценки, рассмотрена возможность применения всех имеющихся подходов для проведения оценки, обосновано использование сравнительного подхода к оценке, который в данном случае дает наиболее точные и объективные результаты при оценке рыночной стоимости объекта оценки.

Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения судебной экспертизы сторонами, суду представлено не было, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 УК РФ, о чем дал подписку; последняя представлена вместе с заключением по результатам судебной экспертизы и приобщена к материалам дела; в заключении эксперт мотивированно ответил на поставленные вопросы.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение принятое уполномоченным органом в установленном порядке, по содержанию в полной мере соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а кадастровая стоимость земельного участка не могла быть установлена в размере рыночной, определенной в отчете об оценке, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что решение ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об отказе в установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании представленного административным истцом отчета об оценке, является законным и обоснованным, в удовлетворении требования об оспаривании указанного решения следует отказать.

В части разрешения заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной суд исходит из следующего.

Положениями части 15 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке предусмотрено право административного истца заявить в суд одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в судебном порядке возникшего между сторонами спора.

Несмотря на производный характер данного требования, с учетом изложения диспозиции пункта 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ его разрешение судом не поставлено в зависимость от разрешения требования о признании решения бюджетного учреждения незаконным.

    При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено, что кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость земельного участка, что нарушает права истца, как плательщика арендной платы, которая исчисляется исходя из кадастровой стоимости участка, административные исковые требования об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной подлежат удовлетворению. Следует установить кадастровую стоимость в размере рыночной равной величине, рассчитанной при проведении судебной экспертизы экспертом ООО «Центр оценки и консалтинга «Арта» <.......> А.В. по состоянию на 20 декабря 2023 г.

    Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ 18 ░░░░░░ 2024 ░░░░ № № <...> ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...>, ░░░░░ ░░░░░░░░ <.......> ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - <.......>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 119 831 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 25 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                                                                                ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░: ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-94/2024 ~ М-97/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Танфер"
Ответчики
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области
ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки»
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Покусаева Мария Анатольевна
Администрация Волгограда
Полстяная Наталья Анатольевна
Публично-правовая компания «Роскадастр»
ООО "АБС"
Пономарев Вячеслав Геннадиевич
Морозов Роман Олегович
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Камышникова Наталья Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud--vol.sudrf.ru
15.04.2024Регистрация административного искового заявления
15.04.2024Передача материалов судье
16.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2024Подготовка дела (собеседование)
15.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2024Судебное заседание
14.06.2024Судебное заседание
12.08.2024Производство по делу возобновлено
29.08.2024Судебное заседание
10.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее