10RS0005-01-2023-001221-10 Дело № 2а-953/2023
Решение
именем Российской Федерации
12 декабря 2023 г. г. Костомукша
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Фазылова П.В. при секретаре Богдановой И.В., с участием административного истца Гребнева И.Г., рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному иску Гребнева И.Г. к призывной комиссии Костомукшского городского округа, военному комиссариату (г.Костомукша и Калевальского района Республики Карелия), федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Карелия» о признании незаконным решения призывной комиссии,
установил:
Гребнев И.Г. (далее - административный истец) обратился в суд с названным иском к призывной комиссии Костомукшского городского округа, военному комиссариату (г.Костомукша и Калевальского района Республики Карелия) по тем основаниям, что состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Костомукша и Калевальского района Республики Карелия и входит в число граждан, подлежащих призыву на военную службу. ДД.ММ.ГГГГ призывная комиссия приняла решение о призыве административного истца на военную службу, а также выдана повестка для отправки к месту прохождения службы на ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец указывает, что в ходе осенних призывных мероприятий при прохождении медицинского освидетельствования излагал врачам-специалистам жалобы проблемы с щитовидной железой, наличие диагноза <данные изъяты>. Данные признаки характерны для заболевания, предусмотренного п. «в» ст. 13 Расписания болезней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Полагает, что указанные им жалобы на состояние здоровья являются основанием для освидетельствования его по указанной статье и установления категории годности «В» - ограничено годен к военной службе. Считает вынесенное решение незаконным, поскольку нарушено его право на полную, всестороннюю и объективную оценку состояния здоровья. Просит признать незаконным решение призывной комиссии Костомукшского городского округа Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ о призыве его на военную службу.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 17.11.2023 судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Карелия», в качестве заинтересованного лица - призывная комиссия Республики Карелия.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно сообщил, что медицинское обследование проведено не качественно, не желает заявлять ходатайство о проведении независимой военно-врачебной экспертизы.
Представитель ответчика призывной комиссии Костомукшского городского округа, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель административных ответчиков военного комиссариата (г. Костомукши и Калевальского района Республики Карелия), ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» по доверенности Морозова С.Г. в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения, в которых с требованиями Гребнева И.Г. не согласилась, указав, что у административного истца заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, в ходе медицинского освидетельствования не было выявлено. Гребнев И.Г. не воспользовался правом самостоятельного проведения оценки его здоровья путем независимой военно-врачебной экспертизы.
Представитель заинтересованного лица призывной комиссии Республики Карелия, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился.
Исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, медицинские карты на имя Гребнева И.Г., заслушав участника, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статьям 218, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАСРФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Положениями части 11 ст. 226 КАС РФ конкретизируются отдельные требования к доказыванию обстоятельств дела. На административного истца возлагается обязанность доказать как нарушение своих прав, свобод и законных интересов, так и соблюдение сроков обращения в суд.
Согласно Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ст. 59).
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ).
Согласно п. п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В статье 25 Федерального закона N 53-ФЗ указано, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Из п. 1 ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ следует, что призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу п. 4 ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст.28 Федерального закона ФЗ N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд (п. 7 ст. 28, раздел V.1. Федерального закона N 53-ФЗ).
Принимая во внимание дату обращения в Костомукшский городской суд Республики Карелия, суд приходит к выводу, что срок для обращения с административным иском истцом не пропущен.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 №663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения (далее - призывная комиссия), решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссар).
Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (председателя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет медицинское освидетельствование лица как совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий (ст. 65).
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (далее - Положение N565) военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Пунктами 9, 13, 16, 18 Положения N565 определено, что организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. По заявке военного комиссара муниципального образования руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием. Персональный состав врачей-специалистов утверждается председателями призывных комиссий, а врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу назначаются решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе, Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями, В - ограниченно годен к военной службе, Г - временно не годен к военной службе, Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Приложением № 1 к Положению №565 являются Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил РФ, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Из п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, следует, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами РФ призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В силу п. 18 указанного Положения контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела Гребнев И.Г,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате (г.Костомукша и Калевальского района Республики Карелия) с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам из личного дела призывника по результатам медицинского освидетельствования решением призывной комиссии Костомукшского городского округа, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ на основании п/п. «а» п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ административному истцу установлена категория годности «Б», показатель предназначения -2, принято единогласное решение о призыве на военную службу, предназначен в СВ.
Оспаривая решение призывной комиссии Костомукшского городского округа, административный истец считает, что при определении годности призывной комиссией не были приняты во внимание его жалобы на здоровье, о которых он сообщал врачам-специалистам призывной комиссии.
Данные доводы суд находит не состоятельными по следующим основаниям.
Согласно листу медицинского освидетельствования у врача-терапевта от ДД.ММ.ГГГГ зафиксированы следующие жалобы Гребнева И.Г.: на слабость и сонливость.
При этом в личном деле призывника имеются: копия заключения по результатам ультразвукового исследования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на имя Гребнева И.Г., согласно которому <данные изъяты>.
Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ по результатам узи щитовидной железы у Гребнева И.Г. <данные изъяты>.
В медицинской карте № на имя Гребнева И.Г. имеется исследование тиреотропного гормона от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому результат 1,5 МЕ/мл. при норме от 0,3 до 4,0 МЕ/мл. С данными результатами Гребнев И.Г. был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при медицинском освидетельствования призывная комиссия располагала достаточным объемом дополнительных медицинских документов касательно состояния здоровья Гребнева И.Г.
В силу п. 2 ст. 25, п. 6 ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Согласно абз. 5 п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 574.
В соответствии с п.п.7, 8 Положения №574 независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Из представленных материалов дела следует, что при медицинском освидетельствовании Гребнев И.Г. прошел необходимые медицинские обследования для определения категории годности к военной службе с учетом его жалоб и представленных документов.
По результатам медицинских обследований призывная комиссия Костомукшского городского округа пришла к выводу о признании административного истца годным к военной службе.
При этом в оспариваемом решении указано на наличие у Гребнева И.Г. жалоб на периодические головные боли, метеозависимость, то, что он наблюдается у эндокринолога по поводу нарушения функции щитовидной железы с весны 2023 года, на результат обследование эндокринологом ГБУХ «Межрайонная больница №1» от ДД.ММ.ГГГГ, патологии не выявлено, а также на нарушение цветоощущения с детства, снижение зрение на оба глаза с детства.
Доказательств о значительном ухудшении состоянии здоровья, влекущем изменение категории годности, Гребневым И.Г. также не представлено, категория годности определена с учетом объективного состояния его здоровья.
Оспариваемое решение призывной комиссии Костомукшского городского округа принято в соответствии с установленным законом порядком, основано на надлежащей оценке медицинских данных о состоянии здоровья административного истца.
Следовательно, изучив и оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца о наличии у него заболевания, которое надлежащим образом не было обследовано, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, доказательства обратному не представлены.
Каких-либо нарушений в организации проведения медицинского освидетельствования Гребнева И.Г. судом не установлено.
Правом проведения независимой военно-врачебной экспертизы административный истец Гребнев И.Г. не воспользовался, о чем заявил суду, указав на свое нежелание заявлять соответствующее ходатайство.
Таким образом, суд не устанавливает нарушение каких-либо прав административного истца решением от ДД.ММ.ГГГГ.
Из положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, чего в данном деле судом не установлено.
Изучив приведенные нормы и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено бесспорных и достоверных доказательств тому, что на момент прохождения медицинского освидетельствования в период осеннего призыва 2023 года Гребнев И.Г. имел заболевания, дающие основания для его отсрочки от призыва на военную службу, что оспариваемое решение не соответствует закону, нарушает охраняемые законом права и интересы административного истца и принято без учета имеющихся сведений о состоянии его здоровья, в связи с чем отсутствуют основания для признания оспариваемого решения незаконным и его отмене.
Таким образом, в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 17.11.2023.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12.12.2023.