РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
17.01.2024.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Мумджян Э.Р.,
с участием представителя истцов Гассиева О.М., ТСН "Альянс" Медведевой Ю.П.
представителя администрации г.Сочи Абхазовой Д.Л.,
представителя третьего лица без самостоятельных требований отдела государственного строительного надзора по г.Сочи департамента по надзору в строительной сфере Меркуловой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Гассиева О. М., ТСН "АЛЬЯНС" к Баженову С. А., Бойко И. А., Братик Т. М., Дикаевой Л. С., Ефимову С. С., Ивановой Е. А., Каримовой М. Р., Китченко А. И., Корягиной О. И., Костенко В. С., Кривич Н. В., Крыловой Е. В., Максимовой О. О., Мальцеву В. Ю., Мартюшеву А. Ю., Морозовой Н. П., Палеха И. Д., Полынцеву И. И.ичу, Раевской Л. Н., Руденко Н. А., Смяцкому С. С.чу, Соловьеву С. В., Сырому А. А.ичу, Тотиеву Т. Ф., Чересовой Т. Н. о признании самовольной постройкой объект капитального строительства и обязании осуществить снос объекта капительного строительства,
установил:
Истцы просят суд
признать самовольной постройкой объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, г.Сочи, <адрес>;
обязать Ответчиков осуществить снос объекта капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, г.Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, за свой счет;
исключить сведения о государственном кадастровом учете объекта капитального строительства с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, г.Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>;
обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю аннулировать регистрационную запись о праве собственности Ответчиков на объект капитального строительства с кадастровым номером №.
В обоснование требований указывает, что Ответчикам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 550 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, городской округ город-курорт С., садовое товарищество Альянс з/у 35: Смяцкому С.С. - 289/10000 доли, Ефимову С.С. - 289/10000 доли, Мартюшеву А.Ю. - 373/10000 доли, Сырой А.А. - 321/10000 доли, Китченко А.И. - 1049/10000 доли, Братик Т.М. - 425/10000, Крыловой Е.В. - 330/10000 доли, Мальцеву В.Ю. - 289/10000 доли, Дикаевой Л.С. - 291/10000 доли, Палеха И.Д. - 319/10000 доли, Соловьеву С.В. - 380/10000 доли, Морозовой Н.П. - 316/10000 доли, Каримовой М.Р. - 392/10000 доли, Руденко Н.А. - 432/10000 доли, Полынцеву И.И. - 333/10000 доли, Бойко И.А. - 252/10000 доли, Кривич Н.В. - 319/10000 доли, Чересовой Т.Н. - 322/10000 доли, Костенкову B.C. - 420/10000 доли, Раевской Л.Н. - 322/10000 доли, Ивановой Е.А. - 260/10000 доли, Корягиной О.И. - 392/10000 доли, Баженову С.А. - 392/10000 доли, Максимовой О.О. - 252/10000 доли, Тотиеву Т.Ф. - 1241/10000 доли. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью).
На земельном участке с кадастровым номером № согласно выписки из ЕГРН расположено жилое строение с кадастровым номером №, общей площадью 1046,8 кв.м, с количеством этажей, в том числе подземных: 4.
Адрес жилого строения с кадастровым номером №: Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, г.Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>. Год завершения строительства и постановки на кадастровый учет данного объекта - 2017. Сведения о назначении объекта с кадастровым номером № и год ввода его в эксплуатацию в ЕГРН отсутствуют.
Собственниками жилого строения с кадастровым номером № являются Ответчики: Смяцкий С.С. - 289/10000 доли, Ефимов C.С.- 289/10000 доли, Мартюшев А.Ю. - 373/10000 доли, Сырой А.А. - 321/10000 доли, Китченко А.И. - 1049/10000 доли, Братик Т.М. - 425/10000, Крылова Е.В. -330/10000 доли, Мальцев В.Ю. - 289/10000 доли, Дикаева Л.С. - 291/10000 доли, Палеха И.Д. - 319/10000 доли, Соловьев С.В. - 380/10000 доли, Морозова Н.П. -316/10000 доли, Каримова М.Р. - 392/10000 доли, Руденко Н.А. - 432/10000 доли, Полынцев И.И. - 333/10000 доли, Бойко И.А. - 252/10000 доли, Кривич Н.В. -319/10000 доли, Чересова Т.Н. - 322/10000 доли, Костенков B.C. - 420/10000 доли, Раевская Л.Н. 322/10000 доли, Иванова Е.А. - 260/10000 доли, Корягина О.И. -392/10000 доли, Баженов С.А. - 392/10000 доли, Максимова О.О. - 252/10000 доли, Тотиев Т.Ф. - 1241/10000 доли, из чего следует что размер доли в собственности на жилой дом с кадастровым номером № у Ответчиков эквивалентен размеру доли в собственности на земельный участок с кадастровым номером №, на котором данный дом располагается.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Сочи от 27.05.2021 по гражданскому делу № по иску администрации г.Сочи в отношении Тотиева Т.Ф. о сносе самовольной постройки подтверждается, что ранее собственником земельного участка с кадастровым номером № (с видом разрешенного использования "для садоводства") являлся Тотиев Т.Ф.
Тотиевым Т.Ф. как собственником земельного участка на данном земельном участке был возведен объект капитального строительства, являющийся на момент проведения администрацией г.С. проверки (в марте 2017 г.) двухэтажным объектом незавершенного капитального строительства конструкциями колонн и опалубки третьего этажа, размерами в плане ориентировочно 16 * 12 м, площадью застройки 192 кв.м. Впоследствии Тотиев Т.Ф. зарегистрировал право собственности на указанный объект капитального строительства, а также изменил вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с "для садоводства" на "индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью".
В связи с тем, что на момент вынесения судебного акта по делу № строение Тотиева Т.Ф. не обладало признаками многоквартирного жилого дома, а его этажность составляла на момент проверки всего два этажа, в исковых требованиях администрации г.Сочи о сносе данного объекта было отказано.
Проведенным исследованием земельного участка с кадастровым номером № и расположенного на нем объекта с кадастровым номером №, отраженным в заключении специалиста от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что фактически в настоящее время на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, г.Сочи, №, расположен объект капитального строительства со следующими техническими характеристиками:
Количество этажей, в том числе: надземных – 4, подземных – 0, Этажность – 4, общая площадь здания: 1046,8 кв.м, площадь застройки - 305,5 кв.м, высота здания - 15,5 м.
Вместе с тем, согласно положений Градостроительного кодекса РФ, объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утв. Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202 (далее - ПЗЗ), индивидуальный жилой дом - индивидуально-определенное здание с количеством этажей не более чем три, предназначенное для проживания одной семьи, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно ст.49 Градостроительного кодекса РФ, объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех, предназначенные для проживания одной семьи.
Таким образом, принадлежащий Ответчикам на праве общей долевой собственности объект капитального строительства с кадастровым номером №, возведенный Тотиевым Т.Ф., на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, г.Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, по своим техническим характеристикам, не отвечает понятию объекта индивидуального жилищного строительства, согласно Градостроительному кодексу РФ, и обладает признаками многоквартирного жилого дома, так как этажность объекта - 4 (превышает 3 надземных), высота объекта капитального строительства - 15,5 м (превышает установленные 15 м), а также согласно сведениям ЕГРН, здание с кадастровым номером № и земельный участок, на котором оно расположено, находятся в общей долевой собственности 25 различных собственников, не являющихся членами одной семьи.
В ходе обследования объекта с кадастровым номером № было также установлено его несоответствие ПЗЗ в следующей части. Так, минимальные допустимые отступы от границ земельного участка составляют 3 м. Фактически, отступ с северной стороны объекта с кадастровым номером № составляет 2,34 м, с южной стороны - 3,19 м, с западной стороны - 2,9 м, с восточной стороны - 2,07 м, из чего следует что отступы с трех сторон объекта с кадастровым номером № нарушают также требования ПЗЗ.
В части коэффициента использования территории (КИТ), составляющего на земельном участке площадью 550 кв.м с кадастровым номером № 0,6 (не более 330 кв.м.), имеет место превышение установленного ПЗЗ показателя более, чем в три раза: 1046,8 (общая площадь объекта) / 550 (площадь земельного участка) = 1,9 (при допустимом 0,6).
Коэффициент застройки (часть территории, занятая зданиями, строениями, сооружениями) земельного участка с кадастровым номером № также не соответствует ПЗЗ: при установленном показателе в 50 %, фактический процент застройки земельного участка с кадастровым номером № составляет 55,5 % (305,5 кв.м / 550 кв.м * 100).
Так, объект капитального строительства с кадастровым номером №, возведенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, г.Сочи, <адрес>, не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных ПЗЗ в части минимальных отступов от границ земельного участка, предельной высоты, коэффициента использования территории (КИТ) и максимального процента застройки в границах земельного участка.
Фактически являющийся многоквартирным жилым домом объект с кадастровым номером № также не обеспечен парковкой автотранспортных средств проживающих в нем собственников. Исходя из оставшейся незастроенной территории площадью 244,5 кв.м земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 550 кв.м. (при площади застройки 305,5 кв.м) возможность парковки автомобилей на придомовой территории отсутствует. Согласно Местным нормативам градостроительного проектирования муниципального образования город-курорт Сочи (Приложение к решению Городского Собрания Сочи от 26.12.2017 № 221), при проектировании многоквартирных домов в границах земельного участка многоквартирного дома необходимо предусматривать места для хранения и парковки транспортных средств в количестве не менее 75% от проектируемого количества квартир. При этом, не менее 20 % от общего числа машино-мест должны составлять открытые (наземные) парковки.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (утв. Постановлением Главного санитарного врача от 25.09.2007 № 74), от фасада жилого дома и торцов с окнами до открытой автостоянки или паркинга на 10 машино-мест и менее должно быть выдержано как минимум 10 м, до стоянки до 50 машино-мест - 15 м.
В связи с отсутствием парковки собственники помещений объекта капитального строительства с кадастровым номером № осуществляют парковку транспортных средств вдоль автомобильной дороги пер.Амбулаторного, что создает препятствия для проезда спецтехники (в случае необходимости проезда пожарной машины к домам членов ТСН "Альянс", либо транспортных средств, ежедневно обеспечивающих надлежащий уровень содержания автомобильной дороги), а также для безопасного проезда транспортных средств членов ТСН "Альянс".
Согласно требованиям ст.8 Федерального закона РФ от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение.
В нарушение п.4.3 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", расстояние между объектом Ответчиков с кадастровым номером № и расположенным на соседнем земельном участке индивидуальным жилым домом Истца Гассиева О.М. составляет 3,32 м, что не соответствует требованиям к минимальным противопожарным расстояниям между жилыми, общественными зданиями и сооружениями, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в доме Истца Гассиева О.М., а также граждан, проживающих в принадлежащем Ответчикам доме.
Согласно п.8.1 СП 4.13130.2013, подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1, исходя из высоты принадлежащего Ответчикам объекта с кадастровым номером № составляющей 15,5 м, класс его функциональной пожарной опасности - Ф 1.4 а подъезд пожарной машины обеспечен всего с одной стороны - со стороны переулка Амбулаторного, вместо установленных законодательством четырех сторон.
Исходя из изложенного, объект с кадастровым номером № возведен на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: г.Сочи, <адрес>, с нарушением требований к минимальным противопожарным расстояниям между жилыми, общественными зданиями и сооружениями, что не соответствует противопожарным требованиям, и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Также, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 11.03.1998 № 8-П, Определениях от 25.03.2004 № 85-О, от 13.10.2009 № 1276-О-С, от 25.01.2012 № 184-О-О, от 27.03.2018 № 648-О, где суд неоднократно указывал, что закрепленные в ст.35 Конституции РФ гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях.
Самовольное строительство (согласно Определения от 03.07.2007 № 595-О-П Конституционного Суда РФ) представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Пунктом 1 ст.263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК РФ).
На основании п.2 ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как предусмотрено ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Положениями п.3 ст.85 Земельного кодекса РФ определено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В силу ст.51 Градостроительного кодекса РФ и ст.3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в РФ" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляется на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
Разрешение на строительство является подтверждением того, что проектная документация соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка. Градостроительный план земельного участка включает в себя, в частности, минимальные отступы от границ земельного участка в целях размещения зданий, строений, сооружений, в том числе архитектурных объектов, а также сведения о разрешенном использовании земельного участка. Соответственно, разрешением на строительство подтверждается то, что в проектной документации на строительство объекта соблюдены все требования, которые указаны в градостроительном регламенте.
Таким образом, разрешение на строительство является подтверждением соответствия объекта всем экологическим, техническим, инженерным и иным требованиям, которые предъявляются к объекту строительства. Отсутствие проектной документации означает нарушение действующего градостроительного регламента.
На жилой четырехэтажный дом с кадастровым номером № общей площадью 1046,8 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, г.Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес>, разрешение на строительство в установленном порядке не выдавалось.
Исходя из того, что объект капитального строительства с кадастровым номером №, возведенный Тотиевым Т.Ф., на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, г.Сочи, <адрес> по своим техническим характеристикам, не отвечает понятию объекта индивидуального жилищного строительства, а фактически обладает признаками многоквартирного жилого дома, очевидно что при его возведении было допущено нарушение вида разрешенного использования земельного участка.
Также для объекта капитального строительства с кадастровым номером №, обладающего признаками многоквартирного жилого дома, помимо получения разрешения на строительство, необходимо было изготовить проектную документацию и провести инженерные изыскания, а также получить положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В силу ст.49 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий подлежит государственной экспертизе.
В соответствии с ч.15 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных ст.49 указанного кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации. В соответствии с ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано обеспечивать органы государственного строительного надзора необходимой документацией, обеспечивать ведение исполнительной документации.
Разработанная, согласованная и утвержденная в установленном порядке проектная документация на указанный объект недвижимого имущества, как и экспертиза проектной документации, являющиеся обязательными условиями для получения разрешения на строительство, у Ответчиков отсутствует, равно как и исполнительная документация на строительство спорного строения в соответствии с РД-11-02-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения".
Кроме того, в соответствии со статьями 49 и 54 Градостроительного кодекса РФ данный объект с кадастровым номером № подлежит государственному строительному надзору, однако таковой в ходе строительных работ не осуществлялся.
Исходя из изложенного, объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: Краснодарский край, городской округ город-курорт Сочи, г.Сочи, Центральный внутригородской район, <адрес> не отвечает понятию объекта индивидуального жилищного строительства, обладает признаками многоквартирного жилого дома, не соответствует Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, (утв. Решением городского собрания Сочи от 29.12.2009 № 202) в части минимальных отступов от границ земельного участка (имеется нарушение величины отступов 3 из 4), имеется нарушение коэффициента использования территории (КИТ), а также коэффициента застройки, объект также не соответствует противопожарным требованиям, и создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Третьим лицом без самостоятельных требований отделом государственного строительного надзора по г.Сочи департамента по надзору в строительной сфере представлен отзыв на иск.
В обоснование указывает, что спорный объект капитального строительства был зарегистрирован в департаменте в качестве объекта самовольно строительства, в отношении которого неоднократно проводились проверки, выдавались предписания об устранении нарушений при строительстве, застройщик Тотиев Т.Ф. привлекался к административной ответственности.
Так, департаментом в период с 16 января по 12 февраля 2018 г. проводилась проверка объекта капитального строительства "Многоэтажное здание", расположенного по указанному адресу. В результате проведенной проверки (акт проверки от 15.02.2018 № 14-539Ц-Ф-56-ЕС) было установлено следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.06.2016 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, принадлежал на праве собственности гражданину Тотиеву Т.Ф.
На данном земельном участке застройщиком Тотиевым Т.Ф. были выполнены несущие и ограждающие конструкции трех этажей здания, кроме того, над перекрытием третьего этажа возведены деревянные конструкции мансардного этажа.
Были выявлены нарушения Градостроительного кодекса РФ:
ч.2 ст.51 - разрешение на строительство объекта "Многоэтажное здание" (по факту 4 этажа) отсутствует;
ст.49 - отсутствует положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на строительство данного объекта;
ч.15 ст.48 - утвержденная в установленном порядке проектная документация на строительство объекта "Многоэтажное здание" (по факту 4 этажа) отсутствует;
ч.6 ст.52 - лицом, осуществляющим строительство, не обеспечено ведение исполнительной документации.
Также были нарушены требования:
пунктов 4.8-4.10 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" - на строительной площадке не выделены опасные зоны для рабочих, не установлены защитные и сигнальные ограждения, знаки безопасности;
п.6.5.3 СП 14.13330.2011 "Свод правил. Строительство в сейсмических районах" - отсутствовало заполнение эластичным материалом антисейсмических швов;
п.481 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 "О противопожарном режиме" - отсутствовали пожарные щиты и первичные средства пожаротушения;
п.6.2.7 СП 48.13330.2011 "Организация строительства. Свод правил" - на строительной площадке отсутствовали пункт мойки колес механических транспортных средств, а также бункер-накопитель для сбора строительного мусора или огороженная для этих целей специальная площадка.
С 2018 г. до настоящего времени контрольные (надзорные) мероприятия в отношении спорного объекта департаментом не проводились.
К участию в деле № 2-3295/2021, которое рассматривалось Центральным районным судом г.Сочи по иску администрации г.Сочи к Тотиеву Т.Ф., департамент привлечен не был.
Так как спорный объект построен без разрешения на строительство, в отсутствие проектной документации, экспертизы проектной документации, государственный строительный надзор в нарушение требований ст.54 Градостроительного кодекса РФ при строительстве не осуществлялся, заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства указанным в п.1 ч.5 ст.49 Градостроительного кодекса РФ требованиям проектной документации департаментом не выдавалось, департамент поддерживает исковые требования ТСН "Альянс" и Гассиева О.М.
В судебном заседании представитель истцом требования иска поддержал.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований отдел государственного строительного надзора по г.Сочи департамента по надзору в строительной сфере ссылался на обоснование отзыва на иск.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований администрации г.Сочи требования иска поддержал.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований Управление Росреестра по краснодарскому краю не явился, извещен, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Ответчики в судебное заседание не явились, судом извещались, о причинах неявки суду не сообщено, ходатайств не заявлено, что не препятствует суду разрешить дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Ответчикам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 550 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, городской округ город-курорт С., садовое товарищество Альянс з/у 35: Смяцкому С.С. - 289/10000 доли, Ефимову С.С. - 289/10000 доли, Мартюшеву А.Ю. - 373/10000 доли, Сырой А.А. - 321/10000 доли, Китченко А.И. - 1049/10000 доли, Братик Т.М. - 425/10000, Крыловой Е.В. - 330/10000 доли, Мальцеву В.Ю. - 289/10000 доли, Дикаевой Л.С. - 291/10000 доли, Палеха И.Д. - 319/10000 доли, Соловьеву С.В. - 380/10000 доли, Морозовой Н.П. - 316/10000 доли, Каримовой М.Р. - 392/10000 доли, Руденко Н.А. - 432/10000 доли, Полынцеву И.И. - 333/10000 доли, Бойко И.А. - 252/10000 доли, Кривич Н.В. - 319/10000 доли, Чересовой Т.Н. - 322/10000 доли, Костенкову B.C. - 420/10000 доли, Раевской Л.Н. - 322/10000 доли, Ивановой Е.А. - 260/10000 доли, Корягиной О.И. - 392/10000 доли, Баженову С.А. - 392/10000 доли, Максимовой О.О. - 252/10000 доли, Тотиеву Т.Ф. - 1241/10000 доли. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью).
На земельном участке с кадастровым номером № согласно выписки из ЕГРН расположено жилое строение с кадастровым номером №, общей площадью 1046,8 кв.м, с количеством этажей, в том числе подземных: 4.
Собственниками жилого строения с кадастровым номером № являются Ответчики: Смяцкий С.С. - 289/10000 доли, Ефимов C.С.- 289/10000 доли, Мартюшев А.Ю. - 373/10000 доли, Сырой А.А. - 321/10000 доли, Китченко А.И. - 1049/10000 доли, Братик Т.М. - 425/10000, Крылова Е.В. -330/10000 доли, Мальцев В.Ю. - 289/10000 доли, Дикаева Л.С. - 291/10000 доли, Палеха И.Д. - 319/10000 доли, Соловьев С.В. - 380/10000 доли, Морозова Н.П. -316/10000 доли, Каримова М.Р. - 392/10000 доли, Руденко Н.А. - 432/10000 доли, Полынцев И.И. - 333/10000 доли, Бойко И.А. - 252/10000 доли, Кривич Н.В. -319/10000 доли, Чересова Т.Н. - 322/10000 доли, Костенков B.C. - 420/10000 доли, Раевская Л.Н. 322/10000 доли, Иванова Е.А. - 260/10000 доли, Корягина О.И. -392/10000 доли, Баженов С.А. - 392/10000 доли, Максимова О.О. - 252/10000 доли, Тотиев Т.Ф. - 1241/10000 доли, из чего следует что размер доли в собственности на жилой дом с кадастровым номером № у Ответчиков эквивалентен размеру доли в собственности на земельный участок с кадастровым номером №, на котором данный дом располагается.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Сочи от 27.05.2021 по гражданскому делу № 2-3295/2021 по иску администрации г.Сочи в отношении Тотиева Т.Ф. о сносе самовольной постройки подтверждается, что ранее собственником земельного участка с кадастровым номером № (с видом разрешенного использования "для садоводства") являлся Тотиев Т.Ф.
Тотиевым Т.Ф. как собственником земельного участка на данном земельном участке был возведен объект капитального строительства, являющийся на момент проведения администрацией г.Сочи проверки (в марте 2017 г.) двухэтажным объектом незавершенного капитального строительства конструкциями колонн и опалубки третьего этажа, размерами в плане ориентировочно 16 * 12 м, площадью застройки 192 кв.м, на момент рассмотрения дела – 3 этажа. Впоследствии Тотиев Т.Ф. зарегистрировал право собственности на указанный объект капитального строительства, а также изменил вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с "для садоводства" на "индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью".
Как следует из материалов дела, в том числе из проведенной по делу экспертизы (эксперт Боганис И.А. (ИНН №), заключение от 08.09.2023 № 958), жилое строение с кадастровым номером № не соответствует основным параметрам разрешенного строительства, указанным в правилах землепользования и застройки г.Сочи.
Процент застройки земельного участка площадью 550 кв.м под исследуемым зданием составляет 38% от всей площади участка (по первому этажу) и 55% по второму выступающему) этажу, что не соответствует площади застройки равной 208,0 кв.м (по первому этажу здания) и 306 кв.м по второму (выступающему) этажу здания, (нормируемый максимальный процент застройки земельного участка составляет 50%), что не соответствует п.12.1 главы 12 ч.3 ПЗЗ.
Коэффициент использования территории для исследуемого здания составляет 1,9 (нормируемый максимальный коэффициент использования территории составляет 0,6), что не соответствует п.12.1 главы 12 ч.3 ПЗЗ.
Высота исследуемого здания (до конька кровли), с наименованием: жилое строение, составляет 14,7 м (нормируемая максимальная высота индивидуального жилого дома до конька крыши составляет 12 м), что не соответствует п.12.1 главы 12 ч.3 ПЗЗ. Количество этажей в исследуемом здании: 4 (нормируемое количество этажей в индивидуальном жилом доме: 3), что не соответствует п.1.1 главы 1 ч.1 ПЗЗ.
Эксперт также указывает, жилое строение с кадастровым номером № по своим техническим характеристикам не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не создает препятствия гражданам в пользовании рядом расположенными домами и земельными участками.
Жилое строение с кадастровым номером № фактически имеет признаки многоквартирного жилого дома (п.п. 3.1.6, 3.1.12 СП (Свод правил) 54.13330.2022 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные").
Фактически наименование четырехэтажного здания с кадастровым номером №, имеющего признаки многоквартирного жилого дома - не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, на котором данное здание расположено.
Исследуемое здание имеет признаки многоквартирного дома и класс функциональной пожарной опасности Ф1.3.
На всех этажах здания имеются лоджии. В исследуемом здании пожарные наружные открытые лестницы, связывающие лоджии смежных этажей между собой - отсутствуют.
С учетом рекомендаций СП 4.13130.2013, исследуемое здание - не будет соответствовать установленным действующим законодательством противопожарным требованиям, и будет иметься риск угрозы жизни и здоровью граждан.
Суд не принимает во внимание вывод эксперта о невозможности сноса рассматриваемого жилого строения, поскольку имеющиеся на земельном участке системы инженерной защиты предметом рассмотрения не являются и их снос не предусмотрен.
Согласно ч.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п.2 ст.40 ЗК РФ, п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка имеет право возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3).
На основании п.2 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 3 ст.85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с п.4 ст.85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В соответствии с положениями частей 2, 3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Постройка считается созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст.7 Земельного кодекса РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса РФ, ст.85 Земельного кодекса РФ), правилам землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п.7 ст.1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
По смыслу указанных норм, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст.7 Земельного кодекса РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса РФ, ст.85 Земельного кодекса РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Обращаясь с вышеуказанным иском в суд, истец указывал, что спорный объект недвижимости является самовольной постройкой, обладает признаками многоквартирного дома, строительство объекта осуществлено в нарушение статей 48, 49, 51, и 52 Градостроительного кодекса РФ.
Представленное в материалы дела заключение судебной экспертизы является неинформативным, приложенный к нему фотоматериал позволяет прийти к выводу о полноте проведенных исследований.
Вступившее в законную силу решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки является основанием для внесения записи в ЕГРН о прекращении права собственности на самовольную постройку, о прекращении обременения правами третьих лиц независимо от фактического исполнения такого решения (ч.2 ст.13 ГПК РФ, ч.1 ст.16 АПК РФ, ч.5 ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе РФ ", абз.1 п.2 ст.222 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Таким образом, суд должен установить срок добровольного исполнения решения суда, который суд определяет в 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, согласно указанным нормам суд может взыскать судебную неустойку с даты истечения данного трехмесячного срока по день фактического исполнения решения суда.
Руководствуясь статьями 194–199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░ "░░░░░░" ░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░.░░░, ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░.░░, ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░.░░░, ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░, ░.░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░.░░░, ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░.░░, ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░.░░░, ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░, ░.░░░░, <░░░░░>, ░░ ░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░, ░.░░░░, <░░░░░>.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░.░░░, ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░.░░, ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░ ░. ░.░░░, ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 24.01.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░