дело № 2-531/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 мая 2015 года город Великие Луки
Великолукский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Граненкова Н.Е. при секретаре Холовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании бездействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации незаконным,
УСТАНОВИЛ:
К. обратился в суд с данным заявлением, указав в его обоснование, что он неоднократно обращался в прокуратуру Псковской области с требованиями о принятии мер прокурорского реагирования по оспариванию неправомерных норм Закона Псковской области от 10.07.2006 № 566-ОЗ и от 14.06.2006 № 559-ОЗ. Неоднократно областная прокуратура отказывала в принятии мер прокурорского реагирования. Ответами от 18.12.2014 и.о. прокурора области Канаева Э.Ф. и от 26.12.2014 прокурор области К.Т. вновь сообщили об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования, разъяснив право обжаловать ответы вышестоящему прокурору.
20.01.2015 он вынужден был вновь обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации (через интернет-приемную) с жалобой на бездействие областной прокуратуры. В установленные законодательством сроки ответов на свои обращения он так и не получил.
Лишь 11.03.2015 (т.е. почти 2 месяца спустя) заместитель начальника Управления Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Западном федеральном округе уведомил его, что его доводы о несоответствии норм областных законов федеральному законодательству подтвердились.
Таким образом, его обращение Генеральной прокуратурой РФ в установленном порядке до сих пор не рассмотрено, что является грубым нарушением его конституционного права на обращение, регламентированное федеральным законодательством. Просит суд признать незаконным бездействие Генеральной прокуратуры РФ по не рассмотрению его обращений от 20.01.2015 № ID № 560384 и № 560469.
Заявитель К., надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации М. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных К. требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, дополнительно пояснив, что нарушения сроков рассмотрения обращения К. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации от 26.01.2015 органами прокуратуры не допущено. Действия органов прокуратуры по рассмотрению указанного обращения заявителя не противоречат требованиям ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 10, 17), Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального Прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (п. 3.2, 5.1, 6.5). Поступившие 26.01.2015 в Генеральную прокуратуру Российской Федерации обращения К. в соответствии с действующим порядком были направлены для рассмотрения в Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, куда поступили 10.02.2015. 11.03.2015 заявителю по существу изложенных в обращении вопросов был дан мотивированный ответ. Таким образом, нарушения прав заявителя в процессе рассмотрения его обращений от 26.01.2015 Генеральной прокуратурой Российской Федерации не допущено.
Выслушав представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что 26.01.2015 в Генеральную прокуратуру Российской Федерации поступили обращения К. о несоответствии федеральному законодательству законов Псковской области от 14.06.2006 № 559-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (вх. рег. № ОГР – 13655-15) и от 10.07.2006 № 566-ОЗ «О порядке ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также о порядке определения общей площади предоставляемого жилого помещения и установлении периода, предшествующего предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в случаях, предусмотренных ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» (вх. рег. № ОГР-13662-15), в которых заявитель выражал несогласие с ответами и.о. прокурора Псковской области от 18.12.2014 и прокурора Псковской области от 26.12.2014.
30.01.2015 за исх. № 72/1-1728-2014 данные обращения К. в соответствии с Положением об управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, утвержденным Генеральным прокурором Российской Федерации 28.01.2010, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» направлены для рассмотрения в адрес Управления Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Западном федеральном округе.
Рассмотрев поступившие из Генеральной прокуратуры Российской Федерации Российской Федерации обращения К. ответом от 11.03.2015 за подписью заместителя начальника управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Л. заявителю был дан ответ по существу изложенных в обращении вопросов. При этом указано, что доводы о несоответствии отдельных положений указанных областных законов федеральному законодательству, в т.ч. Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», подтвердились. Пункты 3 и 6 ч.2 ст. 7 областного закона от 14.06.2006 № 599-ОЗ 10.03.2015 опротестованы и.о. прокурора Псковской области. Прокуратурой Псковской области 26.02.2015 направлено письмо заместителю губернатора области Ж. о необходимости приведения п. «в» ч. 3 ст. 3 областного закона от 10.06.2006 № 566-ОЗ в соответствие с требованиями изменившегося федерального законодательства.
В поданном в суд заявлении К. просит признать незаконным бездействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации, выразившееся в не рассмотрении ею в установленном порядке его обращений от 26.01.2015 (не получении ответа на свои обращения в установленные законодательством сроки).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (часть 1). Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 2).
Порядок рассмотрения обращений и приема граждан Российской Федерации о нарушениях их прав и свобод, о нарушениях законов на территории Российской Федерации в системе прокуратуры Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 N 45.
В соответствии с п. 3.1. указанной Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения обращения гражданина принимается одно из решений, перечисленных в пункте 3.1 (о принятии к разрешению или направлении в другие органы).
Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Обращение, разрешение которого не входит (входит частично) в компетенцию данной прокуратуры или подлежит разрешению другими органами и организациями, в семидневный срок с момента регистрации направляется по принадлежности одновременно с уведомлением об этом заявителя (пункты 3.4, 3.5 Инструкции).
Таким образом, решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемых по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению.
По результатам рассмотрения обращений К. от 26.01.2015 Генеральной прокуратурой Российской Федерации принято решение от 30.01.2015 о их направлении в другое подразделение Генеральной прокуратуры – Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе без установления контроля, основными задачами и направлениями деятельности которого, в соответствии с Положением об управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, утвержденным Генеральным прокурором Российской Федерации 28.01.2010, являются в т.ч. надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами контроля в округе, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (п. 3.2). Кроме того, Управления в федеральных округах, как подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам, относящимся к ведению управлений, вправе проверять законность нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (п. 4.1, 4.2).
В соответствии с п. 5.1 Инструкции N 45 обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
Из содержания ответа заместителя начальника управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Л. от 11.03.2015 в адрес К. следует, что он является результатом рассмотрения его обращений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации от 26.01.2015, установленные законом сроки рассмотрения обращений соблюдены.
Таким образом, обращения К. от 26.01.2015 года, направленные им в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. N 45.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 08 ░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.