РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 марта 2023 года город Иркутск
Ленинский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Трофимовой Э.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой К.Н.,
в отсутствие сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-798/2023 (УИД 38RS0034-01-2022-005011-64) по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №22 по Иркутской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, налогу на доходы физических лиц, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №22 по Иркутской области (далее МИ ФНС России № 22 по Иркутской области) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, налогу на доходы физических лиц, пени.
В обоснование указала, что административный ответчик являлся собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно: квартиры по адресу: <адрес>, дата возникновения собственности 13.03.2020, дата отчуждения 02.04.2020. Налогоплательщиком обязанность по уплате налога, пени не была исполнена в связи с чем выставлено требование № 381265361 от 21.12.2021. Пени начислены за период с 02.12.2021 по 20.12.2021 в размере 0,66 руб. за несвоевременную уплату налога за 2020 год.
Согласно справке о доходах физического лица за 2020 год № 52078826 от 01.09.2021, представленный в налоговый орган ООО «ДОМЕЙН», ФИО4 в 2020 году получен доход в размере 210000 руб., с которого не удержан НДФЛ в сумме 22891 руб. Пени начислены за период с02.12.2021 по 20.12.2021 в размере 109,50 руб. за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2020 год. Определением мирового судьи от 21.06.2022 судебный приказ № 2а-2318/2020 от 29.05.2022 отменен в связи с поступившими возражениями.
Просила взыскать с ФИО2 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 138 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2020 год в размере 0,66 руб., задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 22891 руб., пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 109,50 руб.
Представитель административного истца МИФНС России №22 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежаще, причины неявки суду не известны. Участвуя в подготовке по делу, не оспаривал факт нахождения в собственности объекта недвижимости, в отношении которого исчислен налога на имущество, и факт не уплаты налога. Подтвердил обстоятельства связанные с получением дохода при участии им в турнире по азартным играм.
На основании ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное (часть 5 статьи 15 КАС РФ).
Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ч. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ч. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 227 Кодекса общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 228 НК РФ физические лица производят исчисление и уплату налога, исходя из сумм, полученных от вознаграждений, от продажи имущества, от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами; получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, получающие доходы в видеденежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", получающие доходы от организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов таким физическим лицам - иностранным гражданам, лицам без гражданства, при получении которых не был удержан налог указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) и сведения о которых представлены указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса,
В силу п. 2 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 ст. 228 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.
Пунктом 3 ст. 396 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно п. 1 и п. 4 ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Также в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
С учетом п. п. 1, 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик в период с 13.03.2020 по 02.04.2020 являлся собственником имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно: квартиры по адресу: <адрес> <адрес>, дата возникновения собственности 13.03.2020.
28.09.2021 МИФНС № 19 по Иркутской области направила налоговое уведомление №52078826 от 01.09.2021 о необходимости уплаты до 01.12.2021 налога на имущество физических лиц за 1 месяц 2020 года в размере 138 руб. (список № 1853).
Из пояснения, представленных налоговым органом следует, что ФИО2 получен доход от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов в размере 210000 руб. Автоматизированным методом произведен расчет налога на доходы физических ли с доходов в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх (210000 руб. -33915 руб.=176085 руб.) с учетом налоговой ставки 13% сумма налога, подлежащая уплате составляет 22891 руб.
25.12.2021 налогоплательщику направлено требование № 381265361 об уплате налога на имущество, налога на доходы физических лиц по состоянию на 21.12.2021 в сумме недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 138 руб., пени за неуплату налога на имущество физических лиц в размере 0,66 руб., налога на доходы физических лиц в размере 22891 руб., пени за неуплату налога на доходы физических лиц в размере 109,50 руб., по сроку уплаты до 14.03.2022.
29.05.2022 по заявлению взыскателя мировым судьей судебного участка № 122 Ленинского района г. Иркутска вынесен судебный приказ №2а-2318/2022 о взыскании с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС № 22 по Иркутской области задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 138 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,66 руб., налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2020 год в размере 22891 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 109,5 руб., государственной пошлины в размере 451,98 руб.
21.06.2022 указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
Проверяя соблюдение сроков для взыскания спорной налоговой задолженности в судебном порядке, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Порядок взыскания налоговой задолженности регламентирован положениями Налогового кодекса Российской Федерации, механизм которого реализуется налоговым органом в несколько этапов, ограниченных строгими временными периодами. Реализация каждого последующего этапа принудительного взыскания недоимки и пеней напрямую зависит от предыдущих действий налогового органа.
Первоначальным действием по реализации налоговым органом механизма принудительного взыскания задолженности является направление требования об уплате налога в порядке статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к ней, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня ее выявления.
Пунктом 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при применении статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).
В срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления (абзац 3 пункта 50 Постановления N 57).
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, которая в рассматриваемых правоотношениях подлежит применению в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ, вступившего в силу 23 декабря 2020 года.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Исходя из суммы налоговой задолженности, даты возникновения недоимки по налогу за 2020 г. и срока выставления требований 21.12.2021, суд считает, что оновыставлено налоговым органом в пределах установленного срока.
С учетом даты исполнения требований (14.03.2022) с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился своевременно (24.05.2022) и также с соблюдением установленных процессуальных сроков подан в суд настоящий административный иск (07.12.2022) после отмены судебного приказа № 2а-2318/2022 (21.06.2022).
Таким образом, административные требования о взыскании с ФИО2задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 138 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2020 год в размере 0,66 руб., задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 22 891 руб., пени, начисленные за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 109,50 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход муниципального бюджета.
С учетом положений части 1 статьи 113 КАС РФ и разъяснений по их применению, изложенных в абзаце 2 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", с административного ответчика в доход муниципального образования «город Иркутск» размер государственной пошлины, исчисленную по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 894,17 руб.
При этом суд полагает возможным взыскать с административного ответчика государственную пошлину в размере 895 руб., применив разъяснения, содержащиеся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", из которых следует, что применительно к пункту 6 статьи 52 Налогового кодекса РоссийскойФедерации сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Руководствуясь ст.ст. 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №22 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░2 (░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░<░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 138 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░ 0 ░░░░░░ 66 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 22891 (░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 109 (░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 50 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 23139 (░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 16 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 (░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 895 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░ 2023 ░░░░.