Решение от 05.04.2021 по делу № 2-1325/2021 от 01.02.2021

Дело № 2-1325\2021

22RS0066-01-2020-005129-31

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 апреля 2021 года                                                                                     город Барнаул

Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Зарецкой Т.В.,

при секретаре Чернета К.С.,                                             

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бедаревой ФИО14 к КГКУ "Региональное Жилищное Управление" об обязании КГКУ «РЖУ» включить в список категории детей сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями Бедареву ФИО15,

УСТАНОВИЛ:

Бедарева А.В. обратилась в суд с иском к КГКУ «Региональное жилищное управление», в котором просила возложить на ответчика обязанность включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование исковых требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители лишены родительских прав на основании решения Индустриального районного суда г.Барнаула от 6.12.2020.

Постановлением администрации Индустриального района г. Барнаула от 01.10.2002 за Бедаревой А.В. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Однако, данное жилое помещение закреплено также за ее двумя сестрами, там продолжала быть зарегистрирована ее мать Бедарева Е.В., которая лишена в отношении нее родительских прав, что своевременно не было учтено при решении вопроса о закреплении жилья. Другого жилого помещения ей не предоставлялось. На ее обращение в КГКУ «Региональное жилищное управление» о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением, ответа не поступило. Истец полагает, что причина, по которой она не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, является уважительной, от нее не зависящей, поэтому она подлежит включению ответчиком в соответствующий список.

В судебном заседании истец Бедарева А.В. и ее представитель Ульянова В.А. настаивали на исковых требованиях в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Истец и ее представитель поясняли, что проживание в квартире по <адрес> в <адрес> является невозможным, поскольку в квартире площадью 19,10 кв.м в настоящий момент зарегистрированы она, трое ее детей, две ее родных сестры с детьми, а всего 12 человек. По договору купли-продажи №ДД.ММ.ГГГГ она приобрела дом и земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 51,40 кв.м, где она и четверо ее детей проживают в настоящее время. Дом, стоимостью 453026руб. приобретен за счет средств материнского капитала, площадь дома 51,4 кв.м, на нее возложено нотариально удостоверенное обязательство оформить дом и земельный участок, приобретенные с использованием средств материального капитала, на нее, ее детей Блинову ФИО16,ДД.ММ.ГГГГ.р., Бедареву ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ.р., (в том числе третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение шести месяцев после снятия обременения с жилого помещения. После приобретения дома и подписания соглашения у нее родилось еще двое детей, которым она также обязана выделить доли- Котов ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ.р., Бедарев ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ.р.Таким образом, на долю каждого в жилом доме приходится 10,28кв.м, а учетная норма площади жилого помещения в Ребрихинском районе составляет 14,65 кв.м. Таким образом, она имеет право пользования по месту регистрации жилой площадью 1,6кв.м, и право собственности на долю в жилом доме площадью 10,28 кв.м, всего 11, 88 кв.м, при учетной норме 12 кв.м, то есть она на сегодняшний момент не обеспечена жилым помещением и имеет право на включение ее в соответствующих список.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

С учетом мнения истца и ее представителя, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца и ее представителя, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

По делу установлено, что Бедарева А.В., ДД.ММ.ГГГГ.р., относилась к категории лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители Бедарева Е.В., Бедарев В.Н. лишены родительских прав на основании решения Индустриального районного суда г.Барнаула от 6.12.2020.

Постановлением администрации Индустриального района г. Барнаула № от 01.10.2002 Бедарева Е.В. и ее сестры Бедарева Е.В., Бедарева Л.В. отобраны у матери Бедаревой Е.В., переданы в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение, за ними закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (далее номер квартиры изменен на № согласно акту проверки от 27.01.2009, затем на № согласно выписке из домовой книги).

Согласно выписке из домовой книги в квартире по адресу: <адрес> на момент закрепления жилого помещения были зарегистрированы 4 человека, то есть на каждого человека приходилось 4,75 кв.м., что не позволяло закрепить за детьми данное жилое помещение, поскольку нуждающимися в улучшении жилищных условий согласно Постановлению исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов и президиумом краевого Совета профессиональных союзов от 12.12.1984 №352 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Алтайском крае» признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7,5 кв.м., что свидетельствует о ненадлежащей обеспеченности Бедаревой Е.В. жилым помещением при закреплении за ней указанной квартиры. Кроме того, в квартире оставалась зарегистрированной лишенная родительских прав мать истца Бедарева Е.В., что само по себе свидетельствовало о невозможности совместного проживания указанных лиц в одной квартире и незаконности закрепления названного жилого помещения за истцом.

В связи с закреплением за истцом указанного жилого помещения истец обратилась в КГКУ «Региональное жилищное управление» с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, только в 2020г., ответ истцу не направлен, обратного ответчиком не представлено.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент приобретения истцом статуса ребенка-сироты в 1996 году) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Действовавшая на момент достижения Бедареворй А.В. возраста 18 лет редакция статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ также предусматривала обеспечение лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, а также регистрационный учет такой категории лиц.

Пункт 2 части 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01 января 2013 года) предусматривал внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии устанавливались законодательством субъектов Российской Федерации. Законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае" в качестве формы обеспечения жильем данной категории граждан предусматривалось выделении субсидии на приобретение или строительство жилья.

Действующая с 01 января 2013 года редакция статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ предусматривает предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также относящимся к ним лицам по договору найма специализированного жилого помещения, и возлагает на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

При этом как действовавшее до 01 января 2013 года законодательство, так и действующее с 01 января 2013 года правовое регулирование отношений по предоставлению жилых помещений данной категории граждан связывают право на обеспечение жильем с учетом гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении и включением в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждено Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Истец при отбирании из семьи необоснованно не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, компетентные органы в ее интересах с данным вопросом не обращались, незаконное закрепление за истцом жилого помещения отменено не было.

Согласно части 1 статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.) установлено, что проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из нижеследующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Как указано в части 1 статьи 56 Семейного кодекса РФ, ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

В статье 3 Конвенции о правах ребенка, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

С учетом вышеуказанных положений, установленных обстоятельств, защита прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних лиц, переданных под опеку, возлагается на их законных представителей (опекунов, попечителей), а также на органы опеки и попечительства по месту жительства подопечных, и на этом основании именно на них возложена обязанность действовать в их интересах и совершать от их имени все необходимые и предусмотренные законом действия в целях реализации этих прав и свобод.

В данном случае обязанность по защите жилищных прав и интересов несовершеннолетней Бедаревой А.В. была возложена на органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления, образовательные учреждения, в которых обучалась истица. Вместе с тем, органы местного самоуправления, опеки и попечительства возложенную на них в соответствии с Семейным кодексом РФ и Законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ обязанность защищать права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не выполнили надлежащим образом. Неисполнение должностными лицами органов местного самоуправления, руководства государственного учреждения, в котором находится несовершеннолетняя, своих должностных обязанностей, выразившееся в не передаче сведений о необходимости снятия закрепления и постановке истца на учет в Главное управление жилищно-коммунального хозяйства для включения в список, не должно быть препятствием к реализации законных прав истца.

Таким образом, ненадлежащее выполнение органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых истец обучалась и воспитывалась, обязанностей по защите ее жилищных прав, по разъяснению ей права на получение жилья, явилось препятствием для своевременной реализации мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, и причины, по которым истец обратилась в настоящее время с требованием о включении ее в список, следует рассматривать как уважительные.

Кроме того, незаконное закрепление жилого помещения, без учета того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, привели к тому, что истец как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении не поставлена своевременно по независящим от нее причинам.

В настоящее время истец в браке не состоит, у нее четверо детей- Блинова ФИО20,ДД.ММ.ГГГГ., Бедарева (Власова) ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ.р., Котов ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ.р., Бедарев ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ.р., которые вместе с ней зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из домовой книги, помимо истца и ее детей, в данной квартире зарегистрированы две ее сестры с несовершеннолетними детьми, а всего 12 человек. Соответственно, в пользовании истца по месту ее регистрации находится 1,6 кв.м жилой площади по указанному адресу.

По сведениям ФКП Росреестра по Алтайскому краю и БТИ, истцом по договору купли-продажи №ДД.ММ.ГГГГ приобретем жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 51,40 кв.м, где, согласно пояснениям истца, она и четверо ее детей проживают в настоящее время.

Согласно материалам регистрационного дела, ответу на запрос суда УПФ РФ, дом, стоимостью 453026руб. приобретен за счет средств материнского капитала, на истца возложено нотариально удостоверенное обязательство оформить дом и земельный участок, приобретенные с использованием средств материального капитала, на нее, ее детей Блинову ФИО24,ДД.ММ.ГГГГ.р., Бедареву ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ.р., (в том числе третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение шести месяцев после снятия обременения с жилого помещения.

Таким образом, на долю истца и четверых несовершеннолетних детей в данном доме приходится по 10,28кв.м, при этом учетная норма площади жилого помещения в <адрес> составляет 14,65 кв.м.

Соответственно, истец имеет право пользования по месту регистрации жилой площадью 1,6кв.м, и право собственности на долю в жилом доме площадью 10,28 кв.м, всего 11, 88 кв.м, при учетной площади жилого помещения, согласно решению Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 №294, в редакции от 17.02.2017г.№, 12 кв.м. то есть она на сегодняшний момент не обеспечена жилым помещением и имеет право на включение ее в соответствующих список.

      С учетом изложенного, суд признает причины несвоевременной постановки истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилья уважительными и удовлетворяет исковые требования Бедаревой А.В. о включении ее в соответствующий список.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд        

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░26.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                               ░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1325/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Бедарева Анастасия Васильевна
Ответчики
Краевое государственное казенное учреждение "Региональное жилищное управление"
Другие
Администрация Индустриального района г. Барнаула
Ульянова Виктория Анатольевна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Судья
Зарецкая Татьяна Валерьевна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
01.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.02.2021Передача материалов судье
01.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.03.2021Предварительное судебное заседание
05.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2021Дело оформлено
05.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее