установил:
Пастухов А. В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее по тексту – Управление Росреестра по Свердловской области, Управление) об оспаривании решения о приостановлении государственной регистрации права от 05.04.2022.
В обоснование требований административным истцом указано, что в Управление обратился Калашников В. О., действующий на основании доверенности за Пастухова А. В., с заявлением о государственной регистрации ипотеки в силу договора в отношении объекта недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: ***. В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен дубликат договора от 14.04.1999, заключенный между Пастуховым А. В. (кредитор) и А (заемщик), удостоверенный нотариусом <***>. В соответствии с п. 3 договора, в обеспечение выполнения обязательств заемщик предоставляет кредитору в залог квартиру, расположенную по адресу: ***, принадлежащую А на праве единоличной собственности по договору передачи квартиры в собственность граждан от 24.08.1999, зарегистрированному в бюро технической инвентаризации 12.10.1993.
Управлением приостановлена государственная регистрация и причиной указано, что согласно сведениям ЕГРН право собственности в отношении вышеуказанного жилого помещения за А. не зарегистрировано в установленном законом порядке.
С решением административный истец не согласен в виду следующего.
Ссылка Управления Росреестра по Свердловской области об отсутствии зарегистрированного права собственности не может иметь правового значения, поскольку заявителем представлены все документы, необходимые для регистрации залога.
Законом и впоследствии правоприменительной практикой сформирован «стандарт осмотрительности». Лицо считается действовавшим добросовестно и осмотрительно, если перед сделкой оно убедилось, что в реестре нет записей об ограниченных вещных прав. Отсутствие в ЕГРН сведений о залоге в отношении спорного объекта делает всех потенциальных третьих лиц, к которым может перейти право собственности на данный объект действующими осмотрительно.
То обстоятельство, что право собственности залогодателя на данный объект недвижимости не зарегистрировано в ЕГРН, по мнению административного истца, не может служить препятствием для регистрации залога на данный объект.
На основании изложенного, административный истец просил признать действия Управления по приостановлению государственной регистрации залога в отношении жилого помещения с кадастровым номером *** незаконными.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена государственный регистратор Управления Росреестра по Свердловской области Бочкова М. Е.
Представитель административного истца Калашников В. О. в судебном заседании на доводах иска настаивал. Суду пояснил, что отсутствие сведений о залоге в ЕГРН нарушает права административного истца, поскольку может повлечь нарушение прав третьих лиц, которым будет неизвестно о наличии обременения по объекту. Пастухов А. В., действуя осмотрительно и добросовестно, при наличии у умершего наследников, полагает необходимым зарегистрировать залог по объекту недвижимости в Управление Росреестра и приостановление в регистрации считает незаконным.
Представитель административного ответчика Токманцевой Е. К. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требованиях просила отказать, доводы письменных возражений поддержала.
Административный ответчик государственный регистратор Управления Росреестра по Свердловской области Бочкова М. Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом и в срок, причины неявки суду неизвестны.
С учетом сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело по существу в их отсутствие в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного производства Российской Федерации.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, а также собранные по делу доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) согласно части 9 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п.1 ч. 9); соблюдены ли сроки обращения в суд (п.2 ч. 9); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п.3 ч. 9); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 3 ст. 1, ч. 1 и п. 4 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Закон о регистрации) орган регистрации является федеральным органом исполнительной власти, наделенный, в том числе, полномочиями по государственной регистрации прекращения ограничений прав и обременении недвижимого имущества.
В силу п. 3, 5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ст. 15 Закона о регистрации Управление принимает решение на основании документов, представленных заявителями.
Как следует из представленного договора *** от 14.04.1999, заключенного между Пастуховым А. В. (кредитор) и А (заемщик), кредитор предоставляет заемщику заем в сумме 180600 руб., что эквивалентно 7000 долларов США сроком до 15.06.1999. В обеспечение выполнения обязательств заемщик предоставляет кредитору залог квартиру, расположенную по адресу: ***
Уведомлением от 05.04.2022 № КУВД-001/2022-13613683/1 приостановлена государственная регистрация, поскольку в ходе правовой экспертизы установлено, что согласно сведениям ЕГРН право собственности А не зарегистрировано в установленном законом порядке. Дополнительно сообщено, что государственным регистратором направлен запрос в ЕМУП БТИ с просьбой предоставить информацию о правообладателях, а также наличие ограничений в отношении объекта недвижимости.
Разъяснено, что необходимо зарегистрировать право собственности в отношении жилого помещения за А в установленном законном порядке.
Дополнительным уведомлением от 14.04.2022 указано, что по данным ЕМУП БТИ собственником квартиры № 76 по адресу: *** зарегистрирован А. на основании договора передачи квартиры в собственность граждан 24.08.1993. В материалах инвентарного дела содержится информация о договоре залога, удостоверенного № А-1891 от 14.04.1991 <***>
В целях устранения причин разъяснено, что необходимо зарегистрировать право собственности в отношении жилого помещения за А. в установленном законном порядке.
С данным уведомлением административный истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным.
Как следует из материалов дела, по данным БТИ, собственником квартиры, расположенной по адресу: *** является А В отношении объекта зарегистрирован договор залога № А-1891 от 14.04.1999, удостоверенный нотариусом <***>
Согласно договору ***, удостоверенному нотариусом <***> Пастухов А. В. (кредитор) предоставляет А (заемщик) заем в сумме 180600 руб. сроком до 15.06.1999. В обеспечение выполнения обязательств заемщик предоставляет кредитору в залог спорный объект недвижимости.
Из представленных сведений следует, что А умер ***
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, предусмотренных ст. 26 Закона о регистрации.
В частности, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены для осуществления государственной регистрации документы, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности (п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 указанного закона).
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные названным федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты (пункты 2 и 5 части 2 статьи 14 Закона).
Согласно п. п. 1, 3 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
В соответствии с п. 2 ст. 335 ГК РФ право передачи вещи в залог принадлежит собственнику вещи. Лицо, имеющее иное вещное право, может передавать вещь в залог, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Положениями п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» предусмотрено по договору об ипотеке может быть заложено недвижимое имущество, указанное в п. 1 ст. 130 ГК РФ, права на которое зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе: жилые дома, квартиры и части жилых домов, квартир, состоящие из одной или нескольких изолированных комнат.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 69 Закона о регистрации, права на объекты недвижимости, возникшие дл дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (часть 3 ст. 69 Закона о регистрации).
При этом, ч 1. ст. 53 Закона о регистрации предусматривает, что государственная регистрация ипотеки, возникающей на основании договора, осуществляется на основании договора об ипотеке и заявления залогодателя и залогодержателя, залогодателя и управляющего залогом либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке, после государственной регистрации права собственности залогодателя на являющийся предметом ипотеки объект недвижимости или иного являющегося предметом ипотеки и подлежащего государственной регистрации права залогодателя на объект недвижимости.
Вместе с тем соответствующее право собственности в ЕГРН не зарегистрировано и отсутствие указанных сведений в ЕГРН влияет на последующую регистрацию залога.
Таким образом, непредоставление на государственную регистрацию необходимых для регистрации документов – наличие зарегистрированного право собственности за А. в ЕГРН - влечет невозможность осуществить проверку регистрации залога, в то время как такая проверка является обязательной составной частью процедуры государственной регистрации.
При этом, суд исходит, что в силу вышеуказанных норм, надлежащая регистрация залога осуществлена ЕМУП БТИ и нарушение прав административного истца не усматривается, никаких правовых последствий для истца не наступило.
Доводы административного истца о нарушении прав в отсутствии регистрации договора залога в ЕГРН, о необходимости подтверждения зарегистрированного права, являются абстрактными, направлены на установление юридического факта по наличию зарегистрированного договора залога.
Необходимость привлечения предполагаемых наследников умершего А судом также не усматривается, поскольку нарушение прав указанных лиц не предполагается, вопрос о правах и обязанностей заинтересованных лиц разрешается в рамках наследственных правоотношений.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком доказана законность оспариваемого решения о приостановлении в государственной регистрации права собственности, оснований для удовлетворения требований административного истца в рамках заявленного спора в порядке административных правоотношений не имеется, в связи с чем, в требованиях Пастухова А. В. суд отказывает в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░