Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2020/2022 ~ М-1405/2022 от 09.06.2022

Дело № 2а – 2020/2022

УИД 24RS0024-01-2022-002376-22

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2022 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Блошкиной А.М.,

при секретаре Гридневой Ю.Е.,

рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гуз А. А.ча к Военному комиссариату г. Канска и Канского района Красноярского края, Призывной комиссии г. Канска Красноярского края, Военному комиссариату Красноярского края о признании решения призывной комиссии незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Гуз А.А. обратился в суд с иском Военному комиссариату города Канска и Канского района Красноярского края, Призывной комиссии о признании решения незаконным, свои требования мотивировал тем, что по результатам прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, решением призывной комиссии (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Гуз А.А. признан годным к военной службе (категория годности «А»), получил повестку с обязательством явки для отправки к месту прохождения военной службы ДД.ММ.ГГГГ Административный истец Гуз А.А. с решением Призывной комиссии не согласен, просит признать его незаконным и отменить с учетом того, что по месту получения им среднего профессионального образования ему была предоставлена отсрочка сроком до ДД.ММ.ГГГГ, при этом, в дальнейшем он планирует продолжить обучение по очной форме.

Административный истец Гуз А.А. в ходе судебного заседания иск поддержал в полном объеме, суду также пояснил, что свой призыв считает незаконным, ему предоставлена была отсрочка по месту обучения до ДД.ММ.ГГГГ, изначально в Военкомате ему сказали, что он будет призываться в осенний призыв, что его устраивало, так как он не уклоняется от военной службы, просто хочет решить вопросы по образованию, после чего его вызвали в Военкомат дважды, сначала давали повестку на ДД.ММ.ГГГГ, потом – на ДД.ММ.ГГГГ,

В судебном заседании представитель административного ответчиков – ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» Феллер Ю.Н. (на основании доверенности), требования не признал, суду пояснил, что согласно ст. 24 п. 2 пп. «А» Федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. Гуз АА была предоставлена отсрочка от призыва до ДД.ММ.ГГГГ, по истечению которой, в связи с окончанием обучения и получения среднего профессионального образования в Краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства», что подтверждается материалами дела и фактическими обстоятельствами, административный истец явился по повестке в военкомат и, пройдя призывные мероприятия, был признан годным к военной службе и призван к военной службе с получением повестки для отправки к месту прохождения военной службы на ДД.ММ.ГГГГ Полагает, таким образом, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу Гуз А.А. является законным, административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Представитель ответчика – Призывной комиссии г. Канска Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если считает, что нарушены его права и свободы; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Отношения между гражданином и государством, связанные с призывом на военную (альтернативную гражданскую) службу, носят публичный характер, одна из сторон этих отношений (государство в лице уполномоченных органов) безусловно, обладает властными полномочиями, в связи с чем, названная категория дел подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия.

В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).

При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению административного иска может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).

Прохождение военной службы по призыву является основной формой реализации конституционной обязанности по защите Отечества.

Согласно подп. "а" п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В силу положения ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за исключениями, предусмотренными п. п. «а» - «в» указанной части.

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В силу п. 4 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.

Согласно п.п. 1 и 5 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии. Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории его годности к военной службе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 названного Закона).

Вопросы об отсрочке от призыва граждан на военную службу урегулированы статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в том числе в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность (подпункты "а" - "д" пункта 2).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21 октября 1999 года № 13-П, отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением является с одной стороны, установленной законом гарантией конституционного права на образование, а с другой - составным элементом также установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан.

Согласно абзацу третьему подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, реализуется по четырем уровням образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (пункт 12 статьи 2, часть 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с абзацами седьмым и девятым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»право на отсрочку от призыва на военную службу имеют также граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам:

бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац седьмой);

магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры (абзац девятый).

Предусмотренная названным подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением случая, если первая отсрочка от призыва на военную службу предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым этого подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым поименованного подпункта (абзац тринадцатый подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Приведенные нормы позволяют сделать вывод, что установленная федеральным законодателем система отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением образования в целом предполагает предоставление гражданам возможности незамедлительно после получения среднего общего образования продолжить получение образования по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам профессионального образования: программам среднего профессионального или высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 26 марта 2020 года № 586-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голева В. Н. на нарушение его конституционных прав абзацами третьим и десятым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", конституционный принцип равенства всех перед законом, который распространяется не только на права, непосредственно закрепленные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением профессионального образования, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права. Такие различия должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов. Иное означало бы нарушение вытекающего из статьи 19 Конституции Российской Федерации принципа равного исполнения гражданами Российской Федерации своих конституционных обязанностей, в том числе конституционной обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества посредством несения военной службы по призыву.

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что действующее федеральное законодательство устанавливает систему отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением образования и предполагает предоставление гражданам возможности незамедлительно после получения среднего общего образования (или одновременно с его получением) продолжить получение образования по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам профессионального образования: программам среднего профессионального или высшего образования, то есть рассматривает граждан, получивших профессиональное образование вне зависимости от его вида, как относящихся к одной категории субъектов.

В судебном заседании установлено, что Гуз А.А. принят на воинский учет военным комиссариатом Красноярского края по г. Канску и Канскому району, имеет категорию годности «А» - годен к военной службе с показателем предназначения - 1, что подтверждается копией личного дела призывника, представленной административным ответчиком, выпиской из протокола заседания призывной комиссии г. Канска № 6(41)191.

По результатам прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу Гуз А.А. решением призывной комиссии (Протокол №9 от 21 апреля 2022 года) признан годным к военной службе (категория годности -«А»), получил повестку с обязательством явки для отправки к месту прохождения военной службы 01 июля 2022 года.

Административный истец считает Решение от 21 апреля 2022 года №9 незаконным, поскольку на основании подл, "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в Краевом государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» до 30 июня 2022г., в дальнейшем он планирует продолжить обучение по очной форме. Следовательно, призыву на военную службу он подлежит только по окончанию обучения.

Согласно представленной суду справке КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» от 30.05.2022г., Гуз А.А. в 2020г. поступил в образовательное учреждение, имея основное общее образование, обучается на 3 курсе по очной форме обучения, по направлению подготовки (профессии) машинист крана (крановщик). КГБПОУ «Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства» имеет государственную аккредитацию серия 24А05 № 0000140 рег. № 4943 от 25.11.2019 г., срок действия до 25.11.2025 г. Окончание обучения – 30 июня 2022 г.

Таким образом, из материалов дела следует, что Гуз А.А., как субъект, относящийся к категории лиц, получивших среднее профессиональное образование, предусмотренное законом право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу на период очного обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования реализовал, возможность предоставления повторной отсрочки в таком случае названными выше нормами федерального закона не предусмотрена.

Административному истцу отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена не в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего общего образования, а как лицу, получившему основное общее образование и избравшему дальнейшее обучение в профессиональной образовательной организации по образовательной программе среднего профессионального образования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обжалуемое административным истцом Решение от 21 апреля 2022 года №9 о призыве на военную службу и направление повестки для отправки к месту прохождения военной службы законно и обосновано, а административное исковое заявление Гуз А.А. к Военному комиссариату г. Канска о признании незаконными действий по выдаче повестки на 12.07.2018г. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

    

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░. ░.░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 15 ░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2020/2022 ~ М-1405/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гуз Александр Александрович
Ответчики
Призывная комиссия
Военный комиссариат Красноярского края
Военный комиссариат г.Канска и Канского района Красноярского края Призывная комиссия
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Блошкина Анастасия Михайловна
Дело на сайте суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
09.06.2022Регистрация административного искового заявления
09.06.2022Передача материалов судье
10.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.06.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2022Судебное заседание
15.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее