Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2021 года г. Нижнеудинск
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Мархеева А.М. при секретаре Землянко И.О. с участием административного истца – помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Колдуновой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1654/2021 по административному иску и.о. Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Рубахинского муниципального образования – администрации сельского поселения о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии объектов сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, а также расположенных под ними земельных участков, на учет как бесхозяйного имущества,
У С Т А Н О В И Л:
в обоснование заявленных требований административный истец указал, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой по результатам анализа состояния законности в сфере исполнения органами местного самоуправления Нижнеудинского района законодательства о собственности установлено, что на территории Усть-Рубахинского муниципального образования расположены здания, бывшие объекты сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, которые обладают признаками бесхозяйных объектов. Согласно поступивших уведомлений право собственности на объекты недвижимости и земельный участок по указанному адресу отсутствуют.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Из смысла положений ст.ст. 209-210, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что только по заявлению органа местного самоуправления, бесхозяйные недвижимые вещи могут быть приняты на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 №580.
В соответствии с п.5 указанного Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие ФЗ от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
В результате проведенной проверки установлено, что право собственности на вышеуказанные объекты в установленном законом порядке не оформлено. Поскольку указанные выше объекты расположены в административных границах Усть-Рубахинского муниципального образования, не обращение администрации поселения в службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии вышеуказанных объектов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающее из положений п.3 ст. 225 ГК РФ.
При этом, по истечению 1 года со дня постановки объектов на учет как бесхозяйных, у муниципалитета возникает право на принятие объектов в муниципальную собственность. С целью недопущения приведения объектов в состояние, исключающее их эксплуатацию, необходимо принять дальнейшие меры по определению их судьбы.
По смыслу совокупности требований пунктов 1,3,4 ч.1 ст.14, пп. 1, 5, ч. 1 ст.50 Федерального закона от 06.10.2013 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1, 2 ст. 209, ст.210 Гражданского кодекса РФ администрация поселения при дальнейшем принятии объектов в собственность после постановки их на учет как бесхозяйных, как собственник указанных объектов, может нести бремя их содержания, реализуя гарантированные законом вопросы местного значения населения.
16.08.2021 межрайонным прокурором по вышеуказанным фактам в адрес главы Усть-Рубахинского муниципального образования ФИО4 внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности.
Из информации администрации Усть-Рубахинского муниципального образования о рассмотрении представления следует, что заявление на постановку объектов не направлялось проводится сбор документов
Несоблюдение требований федерального законодательства ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст.ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации, федеральным законодательством, о местном самоуправлении, бюджетным и иным законодательством. В связи с чем, - Нижнеудинский межрайонный прокурор обращается с настоящим заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Кроме того. Нарушаются права неопределенного круга лиц в виду нахождения объектов в бесхозяйном состоянии, поскольку имеется свободный доступ на территорию «заброшенных» объектов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и.о. Нижнеудинского межрайонного прокурора просит возложить на администрацию Усть-Рубахинского муниципального образования – администрации сельского поселения обязанность в срок не позднее 31.12.2021 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии объектов сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, а также расположенных под ними земельных участков, на учет как бесхозяйного имущества.
В судебное заседание представитель административного ответчика – глава Усть-Рубахинского муниципального образования ФИО4 не явился, просил о рассмотрении данного дела в его отсутствие. Представил суду заявление о признании, предъявленных к ответчику административных исковых требований в полном объеме, последствия признания административного иска ему разъяснены и понятны. Однако просит установить срок для исполнения вышеуказанных действий до 1 марта 2022 года.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске, согласившись с заявлением административного ответчика о признании исковых требований.
Суд, с учетом мнения административного истца, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав административного истца, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Учитывая, что административный ответчик признал иск в полном объеме, просил увеличить срок для исполнения требования содержащегося в административном иске, признание иска административным ответчиком судом принято, то заявленные прокурором административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
При таких обстоятельствах, требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии объектов сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, а также расположенных под ними земельных участков, на учет как бесхозяйного имущества, подлежат удовлетворению судом.
В соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд устанавливает порядок и срок исполнения решения.
При определении указанного срока с учетом характера и объема мероприятий, подлежащих выполнению для исполнения решения, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 1 марта 2021 года. При этом суд учитывает, что данный срок обеспечит соблюдение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурор обратился в суд с иском.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.