22 RS0019-01-2024-000266-06
Дело №2-174/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2024 года с. Завьялово
Завьяловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Богдановой И.А.
при секретаре- Беккер Е.В.
с участием прокурора- Бреус И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Завьяловского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Экотранс» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Завьяловского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Экотранс» о признании незаконным бездействия ответчика, о возложении обязанности., установлении срока для совершения действий до 31.12.2024 года.
В обоснование заявленных исковых требований ( с учетом уточнения исковых требований) указано, что прокуратурой Завьяловского района Алтайского края проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что ООО «Экотранс» осуществляет деятельность регионального оператора на территории Завьяловского района на основании Соглашения №223/22-ДО, заключенного 10.10.2022 году между Министерством строительства, транспорта, жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «Экотранс» о выполнении региональным оператором установленных законодательством Российской Федерации и указанным Соглашением функций по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора в соответствии с территориальной схемой ( п.1.2 Соглашения). В зону деятельности входит Алейская зона Алтайского края, согласно пп.1 п.1.3 Соглашения, в состав которой входит Завьяловский район Алтайского края. Период действия Соглашения установлено до 31.12.2031. Региональный оператор начал осуществлять свою деятельность в Завьяловском районе с 02.12.2022 по настоящее время.
Для исполнения обязанности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в границах с. Завьялово и Завьяловского района Алтайского края, ООО «Экотранс» на основании договоров аренды транспортного средства с экипажем в качестве субподрядчиков привлечены ИП Чудеса О.С. и муниципальное унитарное предприятие тепловодоснабжения «Завьяловское» Завьяловского района Алтайского края (далее - МУП ТВС «Завьяловское»). Предметом договоров является аренда транспортных средств с экипажем, а также услуги по управлению транспортными средствами и их техническому содержанию и эксплуатации. Транспортные средства предоставляются для сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов из населенных пунктов Завьяловского района Алтайского края согласно утвержденных графиков вывоза ТКО.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20.09.2021 № 1193 утверждена территориальная схема обращения с отходами Алтайского края (далее – Территориальная схема).
Согласно Разделу 9 Территориальной схемы, на территории Завьяловского муниципального района в качестве площадки временного накопления ТКО, сроком до 11 месяцев, определен земельный участок, имеющий географические координаты 52.851538, 80.844268, расположенный в с. Завьялово Завьяловского района, с кадастровым номером 22:11:030002:2126.
По данным предоставленным ООО «Экотранс» в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края по состоянию на 01.06.2024 на площадке временного накопления ТКО, на земельном участке с кадастровым номером 22:11:030002:2126 объем накопленных ТКО составляет 35379,93 куб.м.
Таким образом установлено, что в период деятельности ООО «Экотранс» складировало собранные ТКО на территории Завьяловского района на земельном участке, имеющий географические координаты 52.851538, 80.844268, расположенный в с. Завьялово, с кадастровым номером 22:11:030002:2126. Объем собранных и складированных на площадке временного накопления ТКО на территории Завьяловского района в период исполнения обязанностей Регионального оператора составляет объем 35379,93 куб.м., которые хранятся на временной площадке уже более 11 месяцев подряд, т.е. с 02.12.2022 до настоящего времени.
Согласно приложению 9.1 к Территориальной схеме, собранные на территории района ТКО подлежит размещать на полигоне ТКО, расположенном в с.Романово Романовского района Алтайского края, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 52.642481, 81.263534.
В настоящее время вышеуказанный полигон прием и размещение ТКО не ведет.
Согласно приложению 9.8 к Территориальной схеме «Переходная схема потоков Алейская зона» для Завьяловского района потоки, собранные на территории района подлежит размещать – на полигон, расположенный в п. Благовещенка, имеющим географические координаты 52.789816, 79.799548, что является альтернативным местом легального размещения (захоронения) отходов.
Однако, ООО «Экотранс» (с 01.12.2022 до настоящего времени) не производил вывоз накопленных ТКО с вышеуказанной временной площадки накопления в период исполнения полномочий, т.е. свыше 11 мес. Истец полагает, что нарушение региональным оператором ООО «Экотранс» установленного безопасного порядка обращения с отходами ТКО приводит к ухудшению состояния окружающей среды, влечет угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среды, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.
В связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие ООО «Экотранс», выразившееся в невывозе собранных твердых коммунальных отходов в объеме <данные изъяты> с площадки временного накопления твердых коммунальных отходов, расположенной в с. Завьялово Завьяловского района, на земельном участке с кадастровым номером 22:11:030002:2126 в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20.09.2021 № 1193;
обязать ООО «Экотранс» вывезти собранные твердые коммунальные отходы в объеме 35379,93 куб.м. с площадки временного накопления твердых коммунальных отходов, расположенной в с. Завьялово Завьяловского района, на земельном участке с кадастровым номером 22:11:030002:2126 в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20.09.2021 № 1193;
в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения действий до 31.12.2024.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал и пояснил аналогично установочной части решения, при этом уточнив объем подлежащих вывозу с площадки временного накопления в с. Завьялово твердых коммунальных отходов за период с 02 декабря 2022 года по 30 сентября 2023 года ( включительно) в количестве равном 18102,88 куб.м., поскольку уточненный иск заявлен 02.09.2024 года.
Представитель ответчика ООО «Экотранс» надлежаще извещенный о дне судебного заседания в суд не явился, представив письменное возражение по уточненному иску указав, что в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края, утверждены объекты захоронения твердых коммунальных отходов, расположенные по адресу:
-Алтайский край Романовский район с. Романово. Эксплуатирующая организация полигона ТКО в с. Романово- ООО «Мега- Рециклинг» не имеет лицензии на ведение деятельности по обращению с ТКО, от подписания договора с ООО « Экотранс» на оказание услуг по размещению и временному хранению твердых коммунальных отходов на полигоне, уклоняется на основании того, что администраций Романовского района Алтайского края до настоящего времени не исполнено решение Романовского районного суда по делу №2-8/2022 от 17 марта 2022 года, полигон не приведен в соответствие с требованиями СанПиН и фактически не передан ООО «Мега-Рециклинг» в рамках договора аренды,
- Алтайский край Усть-Калманский район с. Усть-Калманка. Эксплуатирующей компанией является МУП Усть- Калманского района «Усть- Калманское ЖКХ». Данная организация прием потоков ТКО не осуществляет, транспортные средства регионального оператора для разгрузки не пропускает, перед въездом на объект прокопана траншея. ООО «Экотранс» направило на подписание в адрес МУП Усть-Калманского района «Усть- Калманское ЖКХ» договор на оказание услуг по размещению твердых коммунальных отходов, который не подписан. Протокол разногласий не представлен;
- объект перегрузки и сортировки в соответствии с Переходной схемой потоков ТКО, расположенный в п. Благовещенка Благовещенского района Алтайского края, 5 км с географическими координатами 52,789816,79.799548, в эксплуатацию не введен.
Поскольку на территории Алейской зоны не действует полигон для ТКО, предусмотренный действующей схемой потоков Алейской зоны, то у ООО «Экотранс» отсутствует объективная возможность транспортирования ТКО с площадки временного накопления ТКО на иной земельный участок. ООО «Экотранс» неоднократно направлялись обращения в Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края с просьбой решить проблему полигонов в Алейской зоне, либо дать письменные разъяснения по вопросу организации захоронения ТКО. До настоящего времени эти вопросы не разрешены. 13.06.2024 года ООО «Экотранс» обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к ООО «Мега-Рециклинг» о понуждении к заключению договора на оказание услуг по размещению твердых коммунальных отходов. Т.е. ООО «Экотранс» приняты все исчерпывающие меры по вопросу транспортирования ТКО с площадок временного накопления на полигоны, согласно схеме потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами. ( т.1 л.д.57-60, т.2 л.д. 21-23)
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края надлежаще извещенный о дне судебного заседания в суд не явился, представив письменный отзыв в котором указано, что ответчик является региональным оператором по обращению с ТКО в Алейской зоне Алтайского края, куда входит территория Завьяловского района. В соответствии с Территориальной схемой обращения с ТКО, собранные с территории Завьяловского района ТКО следует транспортировать на полигон, расположенный –Романовский район с. Романово, 1046 м к северо-востоку. Согласно приложению 9.1 Территориальной схемы, при организации транспортирования ТКО от мест образования отходов до места их конечного размещения региональным оператором используется площадка временного накопления, расположенная –Завьяловский район с. Завьялово ( географические координаты 552.851558,80.844268).По данным отчетных форм, представленных в Министерство, объем накопленных ТКО на площадке временного накопления по состоянию на 01.06.2024 года составил 35379,93 куб. м.. ООО «Экотранс» как региональный оператор не исполняет надлежаще свои обязанности по транспортированию ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на территории Алтайского края, в связи с чем, требования прокурора в части возложения обязанности по вывозу собранных ТКО в период деятельности в качестве регионального оператора объема отходов подлежат удовлетворению. При этом, региональный оператор не отказывается соблюдать Территориальную схему, но не может вывозить собранные отходы на полигон из - за отсутствия тарифа на захоронение и отказа собственников полигонов в приеме ТКО(данные случаи зафиксированы актами). Использование переходного варианта схемы потоков ТКО также невозможно, поскольку отсутствуют введенные в эксплуатацию объекты перегрузки и сортировки. Полигон в п. Благовещенка не имеет управляющую компанию и тарифа на захоронение отходов.( л.д.172-174 т.1)
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края надлежаще извещенный о дне судебного заседания в суд не явился, представив письменный отзыв согласно которого иск прокурора поддерживают, пояснения по порядку вывоза ТКО с площадки временного накопления с. Завьялово, аналогичны пояснениям Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края изложенным выше в решении ( л.д.3-5 т.2).
Представитель третьего лица Администрации Завьяловского района надлежаще извещенный о дне судебного заседания в суд не явился, не сообщив причин уважительности своей неявки, представив письменный отзыв в котором указано, что иск прокурора поддерживают, поскольку объем ТКО, которые хранятся на площадке их временного размещения в с. Завьялово составляет 35379,93 куб.м., которые хранятся более 11 месяцев, т.е. с 02.12.2022 года до настоящего времени, что причиняет вред окружающей среде, здоровью населения.( том 2 л.д.16-17)
Представитель третьего лица Администрации Завьяловского Сельсовета Завьяловского района надлежаще извещенный о дне судебного заседания, в суд не явился, не сообщив причин уважительности своей неявки, представив письменный отзыв, в котором указано, что расположенный на территории муниципального образования Завьяловский сельсовет по адресу: Алтайский край Завьяловский район с. Завьялово, земельный участок в 1670 метрах по направлению на юго- восток от с. Завьялово используется региональным оператором ООО «Экотранс» как плошадка временного накопления ТКО. В период с 01.12.2022 года по настоящее время региональный оператор вывоз ТКО с площадки не осуществлял. Иск прокурора поддерживают ( т. 1 л.д.187)
Представители третьих лиц ООО «Мега- Рециклинг», ООО «Родино- Эко» извещались о дне судебного заседания надлежаще, в суд не явились, не сообщив причин уважительности своей неявки.
Представитель третьего лица Администрации Романовского района надлежаще извещенный о дне судебного заседания в суд не явился, представив письменный отзыв, согласно которого на территории Романовского сельсовета Романовского района Алтайского края расположен полигон ТКО общей площадью 41939 кв.м., местоположение которого: Романовский район с. Романово примерно 1046 м к северо- востоку от жилого дома по ул. Лермонтовская,41 с. Романово Романовского района, который изначально предназначался и используется в настоящее время только для нужд с. Романово, без учета иных населенных пунктов района, тем более без учета нужд других районов Алтайского края. Больший объем ТКО данный полигон принять не может. В соответствии с решением Романовского районного суда Алтайского края от 17 марта 2022 года на администрацию Романовского района возложена обязанность по организации работы по приведению полигона в соответствие с требованиями СанПин 2.1.3684-21. Согласно первоначальной смете стоимость работ по приведению полигона в соответствие с установленными требованиями ( без учета разработки проектной документации, расходов на проведение экологической и государственной экспертиз) составляет 54 млн. рублей. Считают, что истец должен обратиться в суд с иском к уполномоченному органу местного самоуправления Завьяловского района об организации полигона твердых коммунальных отходов на территории Завьяловского района( т.2 л.д.49-51)
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав участников процесса, исследовав документы, оценив представленные доказательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу п.1 ст. 16 указанного Федерального закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся : выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками: сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пункт 2 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», содержит прямой запрет на сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В силу п.5 ст.12 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
В силу п. 1 ст. 13.4 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ч.ч. 1,2, 10 ст. 24.6 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Накопление,сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.В силу п.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах ( на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 02.12.2022 ООО «Экотранс» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алейской зоны Алтайского края, в которую в том числе входят территории Завьяловского и Романовского районов Алтайского края на основании Соглашения №223/22-ДО от 10 октября 2022 года, заключенного между Министерством строительства, транспорта, жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «Экотранс».
Предметом соглашения №223/22-ДО от 10 октября 2022 года является выполнение региональным оператором установленных законодательством Российской Федерации и Соглашением функций по обеспечению обращения с ТКО в зоне деятельности регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой ( п.1.2 Соглашения).
На основании п. 1.3 Соглашения в зону деятельности регионального оператора ООО «ЭкоТРАНС» в том числе, входит территория муниципального образования Завьяловского района.
Согласно п. 2.3 Соглашения региональный оператор обязан (в том числе):
- осуществлять деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению ТКО в соответствии с территориальной схемой, руководствуясь основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2.3.1);
- принимать ТКО в объеме и в месте, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Алтайского края (п. 2.3.2);
- соблюдать схему потоков отходов, предусмотренную территориальной схемой (п.2.3.3).
- заключать договоры с операторами по обращению с ТКО в течении срока действия Соглашения в отношении новых объектов по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, если их использование будет предусмотрено территориальной схемой (п. 2.3.7);
- выполнять иные обязанности регионального оператора по обращению с ТКО, установленные законодательством Российской Федерации и Алтайского края (п. 2.3.22).
В силу п. 6.1. Соглашения Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края осуществляет текущий контроль за деятельностью регионального оператора в рамках исполнения Соглашения путем мониторинга и анализа предоставляемой региональным оператором отчетности, а также информации о деятельности регионального оператора, предоставляемой федеральными, исполнительными и муниципальными органами государственной власти, осуществляющими контрольно-надзорные функции в области обращения с ТКО.
Согласно п. 7.1. Соглашение вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до 31.12.2031. Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению с02.12.2022 ( т.1 л.д.5-10).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО «Экотранса» является сбор опасных отходов, дополнительным видом деятельности, в том числе является обработка и утилизация неопасных отходов и опасных отходов.( л.д.48-55 т.1)
Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 22:11:03000262116 площадью 30000 кв.м, расположенный по адресу: Алтайский край Завьяловский район в 1670 метрах по направлению на юго- восток от с. Завьялово находится в постоянном ( бессрочном ) пользовании администрации Завьяловского Сельсовета, с разрешенным использованием- специальная деятельность ( размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, отработка, обезвреживание отходов производства и потребления) ( т.1 л.д.21-22).
Постановлением Администрации Завьяловского сельсовета от 21.09.2023 года определено специально оборудованное место накопления твердых коммунальных отходов с общей площадью 1800 кв.м на территории с. Завьялово Завьяловского района Алтайского края до 11 месяцев на земельном участке с кадастровым номером 22:11:030002:2364 общей площадью 35495 кв. м. Местоположение:Алтайский край Завьяловский район муниципальное образование Завьяловский сельсовет, участок расположен в 2000 м по направлению на юго- восток от с. Звьялово, утверждена схема размещения специально оборудованного места накопления ТКО до 11 месяцев.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 20.09.2021 года №1193 утверждена Территориальная схема обращения с отходами Алтайского края.
В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, ближайший по отношению к Завьяловскому району полигон ТКО, является полигон, расположенный на земельном участке по адресу: Романовский район с. Романово, 1046 м. к северо- востоку от жилого дома по адресу: с. Романово ул. Лермонтовская,41, регистрационный номер в ГРОРО 22-00040-3-00255-240517,52.642481,81.263534,с кадастровым номером 22:38:020702:1104 ( приложение 9.1 Территориальной схемы).
Согласно Приложению 9.8 к Территориальной схеме «Переходная схема потоков Алейская зона» для Завьяловского района потоки, собранные на территории района подлежит размещать – на полигон, расположенный в п. Благовещенка Благовещенского района Алтайского края, имеющим географические координаты 52.789816,79.799548, что является альтернативным местом легального размещения ( захоронения) отходов.
В соответствии с ч. 10 ст. 24.6 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами, в том числе и с ТКО субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Постановлением Правительства Алтайского края от 6 июля 2017 г. № 245 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края.
Региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с ТКО на территории Алтайского края в соответствии с государственной программой Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287 (далее – «Программа»), и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Алтайского края (далее – «территориальная схема»), на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного с Министерством, при наличии действующей лицензии, необходимой в отношении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно подпункту 1 пункта 5 указанных Правил основной задачей регионального оператора является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО в зоне своей деятельности в соответствии с Программой и территориальной схемой.
В подтверждение осуществления деятельности на территории Завьяловского района Алтайского края ООО «Экотранс» по транспортированию и хранению ТКО на площадке временного их размещения на земельном участке предназначенном для этой цели в с. Завьялово Завьяловского района истцом представлены: договоры аренды транспортного средства с экипажем, начиная с 02.12.2022 по 31.12.2024 года с муниципальным унитарным предприятием тепловодоснабжения «Завьяловское» Завьяловского района Алтайского края, ИП Чудеса О.С. ( т.1 л.д.23-39)
В период деятельности ООО «Экотранс» с 02.12.2022 года по 30 сентября 2023 года ( включительно), согласно представленного отчета ООО «Экотранс» в Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края о фактически накопленных транспортированных, обработанных, утилизированных, обезвреженных и ( или) захороненных твердых коммунальных отходов на площадке временного накопления ТКО в с. Завьялово, вес ТКО составил 1372,33 т. или 18102,88 куб.м..
В обоснование невыполнения ООО «Экотранс» своих обязательств размещения ТКО на площадке временного размещения в с. Завьялово в 1670 метрах по направлению на юго- восток от с. Завьялово с кадастровым номером не свыше 11 месяцев, истцом представлена фототаблица земельного участка 22:11:03000262116. Ответчик в представленных письменных возражениях не оспаривает того факта, что с начала своей деятельности, ТКО, накопленные на площадке временного размещения в с. Завьялово, в соответствии с утвержденной Территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края, не вывозились.
Согласно ответу № 24П/5713 от 28.04.2023 Минприроды Алтайского края, согласно действующей схеме потоков Алейской зоны Территориальной схемы обращения с отходами Алтайского края, утвержденной Приказом Минприроды Алтайского края от 20.09.2021 №1193, на территории Алейской зоны расположены два объекта размещения отходов:
1) Полигон ТКО ООО «Полигон-сервис», расположенный примерно в 6,2 км на северо- восток от ориентира с. Усть-Калманка Усть-Калманского района Алтайского края со сроком эксплуатации до 22.06.2023;
2) Полигон ТКО, расположенный в 1046 м. к северо-востоку от с. Романово Романовского района Алтайского края, включенный в ГРОРО № 22-00040-З-00255-240517.
Данный полигон передан администрацией Романовского района для эксплуатации ООО «Мега-Рециклинг». Объекты размещения отходов, внесенные в территориальную схему, включаются в систему движения ТКО и принимают на себя потоки отходов ближайших территорий согласно логистической целесообразности.( т.1 л.д.142-143)
Согласно ответу от 26.04.2023 №29-05/П/4974 от 26.04.2023 Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края, в нем содержится информация аналогичная информации Минприроды Алтайского края. ( л.д.т.1 л.д.144-145)
В пункте 2 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 (далее Правила), дается понятие территориальной схемы обращения с отходами, как текстового, табличного и графического описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов; схемы потоков отходов как - графическое отображение движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
Территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе данные о нахождении источников образования и мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также схему потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, которая является обязательной для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 10 статьи 24.6).
Таким образом, утверждение ответчика о том, что не происходит нарушения территориальной схемы потоков ТКО ввиду его хранения на промежуточном полигоне, основано на ошибочном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, из пункта временного накопления ТКО в с. Завьялово Завьяловского района, отходы никогда не вывозились.
Таким образом, суд считает, что нашел свое подтверждение тот факт, что по истечению установленного законом 11 месячного срока с момента начала деятельности регионального оператора 02.12.2022 года, ответчиком не были приняты меры по вывозу ТКО на полигон, предназначенный для захоронения отходов в соответствии с территориальной схемой.
Ссылка ответчика ООО « Экотранс» на то, что полигон ТКО, расположенный в с. Романово Романовского района не принимает ТКО, поскольку Администрация Романовского района не исполнила решение Романовского районного суда Алтайского края от 17 марта 2022 года ( т.1 л.д.239-245) о приведении данного полигона в соответствии с нормами СанПиН и фактически не передан ООО «Мега-Рециклинг» в рамках договора аренды, последним также не получена лицензия на осуществление деятельности с ТКО, не влияет на выводы суда о необходимости вывоза ТКО с площадки временного накопления в с. Завьялово в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края, утвержденной приказом Минприроды Алтайского края от 20.09.2021 № 1193, поскольку указанным решением Романовского районного суда деятельность полигона в Романовском районе не приостановлена, указанный полигон ТКО включен в ГРОРО № 22-00040-З-00255-240517 и внесен в Территориальную схему обращения с отходами Алтайского края. Доказательств того, что мощность полигона в с. Романово, объем ТКО, собранный на площадке временного размещения ТКО в с. Завьялово за период с 02.12.2022 года по 30.09.2023 года в объеме 18102,88 куб.м. разместить не позволяет, сторонами- ответчиком ООО «Экотранс», третьим лицом Администрацией Романовского района, суду не представлено.
Исходя из приведенных доводов, суд считает, что факт размещения ТКО, собранных на территории Завьяловского района ответчиком ООО «Экотранс», в период осуществления деятельности регионального оператора, на площадке временного накопления ТКО в с. Завьялово, нашел свое подтверждение, при этом по истечении установленного срока, ответчиком не были приняты меры по вывозу ТКО на полигон, предназначенный для захоронения отходов в соответствии с Территориальной схемой.
Уточнение истцом в судебном заседании количества ТКО, подлежащего вывозу с площадки временного накопления в с. Завьялово и уточнение временного промежутка за который надлежит вывезти ТКО, суд считает не нарушает право ответчика на защиту, т.к. уменьшение объема ТКО, подлежащих вывозу, временной промежуток накопления ТКО, не выходят за пределы заявленных исковых требованиях.
Кроме того, имеются основания для признания незаконным бездействия ответчика ООО «Экотранс» по соблюдению схемы потоков твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края и возложении обязанности принять меры по размещению в соответствии с утвержденной Территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края собранных твердых коммунальных отходов в соответствии с утвержденной территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края собранных твердых коммунальных отходов на территории Завьяловского района в объеме 18102, 88 куб. м..
В период с 02.12.2022 года по 13.06.2024 года( предъявление иска в арбитражный суд Алтайского края к ООО «Мега- Рециклинг» об обязанности заключения договора на размещение, временное хранение твердых коммунальных отходов) ответчик ООО «Экотранс», будучи региональным оператором Алейской зоны, как хозяйствующий объект не был лишен возможности при наличии препятствий со стороны администрации Романовского района Алтайского края, ООО «Мега-Рециклинг», в судебном порядке требовать исполнения указанными организациями обязательств в целях соблюдения ООО «Экотранс» закона и Соглашения № 223/22-ТО от 10.10.2022 г..
Вместе с тем, до 13.06.2024 года ООО «Экотранс» ограничивался лишь направлением писем о сложившейся ситуации в Управление федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 04.06.2024 года, ООО «Мега- Рециклинг» от 19.10.2022 года, от 25.09.2023 года, от 15.04.2024 года, от 27.04.2024 года, в прокуратуру Алтайского края от 14.11.2022 года, в Миприроды Алтайского края от 28.12.2022 года, от 09.01.2023 года, от 05.10.2023 года, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от 05.10.2023 года, от 25.04.2024 года, от 08.04.2024 года, от 16.04.2024 года.
В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым учитывая объем работ, установить ответчику срок для принятия мер к размещению в соответствии с утвержденной Территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края собранных твердых коммунальных отходов на территории Завьяловского района- не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Экотранс» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Завьяловский район» в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 18102,88 ░░░.░. ░░ ░░░░░░ ░ 02.12.2022 ░░░░ ░░ 30.09.2023 ░░░░( ░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 22:11:030002:2126 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20.09.2021 № 1193.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ 18102,88 ░░░.░. ░░ ░░░░░░ ░ 02.12.2022 ░░░░ ░░ 30.09.2023 ░░░░( ░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 22:11:030002:2126 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20.09.2021 № 1193.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ 6(░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ 18102,88 ░░░.░. ░░ ░░░░░░ ░ 02.12.2022 ░░░░ ░░ 30.09.2023 ░░░░ (░░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» (░░░ 5507201440) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2024 ░░░░.