Дело № 2-334/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2023 года с. Хабары
Хабарский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего – Зориной О.А.,
с участием помощника прокурора Хабарского района Алтайского края Н.М. Черданцевой,
при секретаре Мастевной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хабарского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хабарского района Алтайского края, Муниципальному казенному предприятию Хабарского района «Коммунальщик» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Хабарского района проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, при прохождении отопительного сезона 2023-2024 гг., в ходе которой установлено, что теплоснабжающей организацией на территории района является муниципальное казенное предприятие «Коммунальщик» (далее МКП «Коммунальщик). Согласно постановлению главы администрации муниципального образования Хабарский район № 03 от 27 сентября 2021 года «О создании муниципального казенного предприятия Хабарского района «Коммунальщик» предметом деятельности предприятия является: производство, передача и реализация тепловой энергии потребителям; забор, передача и реализация холодной воды потребителям; производство и реализация иной продукции, выполнение работ, оказания иных услуг в жилищно-коммунальной сфере, предназначенных для обеспечения муниципальных нужд Хабарского муниципального района и непосредственно направленных на достижение уставных целей предприятия. В соответствии с постановлением администрации Хабарского района от 27 сентября 2021 года № 387, утвержден устав МКП «Коммунальщик» и закреплено имущество на праве оперативного управления. Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее Правила). В период с 21 августа по 25 августа 2023 года комиссией с участием Государственного инспектора Ростехнадзора Р., главного государственного инспектора Ростехнадзора Н., начальника отдела Минстроя АК Ж. проведена оценка готовности к отопительному периоду МКП «Коммунальщик».
По результатам данной проверки выявлены нарушения вышеназванных Правил, установлено, что при подготовке к отопительному периоду 2023-2024 гг. не выполнены на котельных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>Б, <адрес>; <адрес>; <адрес>, следующие мероприятия:
- в организации отсутствует подготовленный теплоэнергетический, электротехнический персонал;
- не назначен ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель; ответственный за электрохозяйство и заместитель ответственного за электрохозяйство;
- не проводятся обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок; не проведены гидравлические испытания тепловых сетей на прочность и плотность;
- на предохранительных клапанах котлов отсутствуют таблички с указанием сроков проведения испытаний;
- не проводится техническое освидетельствование тепловых энергоустановок (водогрейных котлов, тепловых сетей), отсутствуют акты освидетельствования;
- не проводятся наблюдения за состоянием металлических дымовых труб котельных;
- не разработаны гидравлические режимы водяных тепловых сетей от котельных;
- строительным конструкциям производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок не проведены технические свидетельствования специализированной организацией;
тепловые энергоустановки в котельных после проведения строительства новых модульных котельных введены в эксплуатацию без разрешения органа государственного энергетического надзора (модульная котельная (Центральная) <адрес>, модульная котельная №1, <адрес>);
- не проведена ревизия водоподготовительного оборудования и его наладка специализированной организацией;
- здания и сооружения котельных содержится в неисправном состоянии;
-при эксплуатации металлических дымовых труб допускается загромождение посторонними предметами площади вокруг фундаментных массивов вантовых оттяжек, фундаментов дымовых труб, обрыв вантовых оттяжек;
- не обеспечено проведение профилактических испытаний оборудования котельных;
- электроустановки котельных не укомплектованы испытанными средствами защиты в электроустановках;
- в котельных отсутствует второй независимый источник электроснабжения;
- в котельных, расположенных по адресам не предусмотрена блокировка исключающая возможность одновременной подачи напряжения при подключении резервной ТЭП в ручном режиме;
- ТЭП установленная в котельной по адресу: <адрес> не готова к эксплуатации (нет аккумуляторных батарей);
- в котельных не обеспечена видимая связь соединения между корпусами электродвигателей вытяжных вентиляторов и контуром заземления;
- в котельных частично не установлены, не подключены эл. двигатели сетевых насосов и поддував.
- также выявлены и другие нарушения, препятствующие получению паспорта готовности к отопительному периоду и надлежащему оказанию услуг по теплоснабжению.
Данные нарушения нашли свое подтверждение в ходе проведения прокурорской проверки 05.09.2023, о чем составлен соответствующий акт №1 от 05.09.2023, всего в ходе проверки выявлено 126 нарушений
Наличие указанных нарушений, по мнению прокурора, является недопустимым и ставит под угрозу прохождение отопительного сезона 2022-2023 годов, может повлечь нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества. В связи, с чем прокурор просил обязать ответчиков устранить указанные нарушения.
В судебном заседании представитель процессуального истца Черданцева Н.М. поддержала заявленные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Хабарского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика МКП «Коммунальщик» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о признании исковых требований.
С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно постановлению главы администрации муниципального образования № 03 от 27 сентября 2021 года «О создании муниципального казенного предприятия Хабарского района «Коммунальщик», предметом деятельности МКП «Коммунальщик» является: производство, передача и реализация тепловой энергии потребителям; забор, передача и реализация холодной воды потребителям; производство и реализация иной продукции, выполнение работ, оказания иных услуг в жилищно-коммунальной сфере, предназначенных для обеспечения муниципальных нужд Хабарского муниципального района и непосредственно направленных на достижение уставных целей предприятия.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности МКП «Коммунальщик» является производство пара и горячей воды (тепловой энергии).
Постановлением администрации Хабарского района от 27 сентября 2021 года № 387, утвержден устав МКП «Коммунальщик» и за предприятием закреплено имущество на праве оперативного управления.
Согласно п.п. 1.6, 1.7 Устава, МКП «Коммунальщик» является коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность на праве оперативного управления, закрепленным за ним имуществом. Собственником и учредителем МКП «Коммунальщик» является муниципальное образование Хабарский район Алтайского края.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
По смыслу статьи 20 Федерального закона "О теплоснабжении", проверке готовности к отопительному периоду подлежат: 1) муниципальные образования; 2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; 3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
В силу части 5 названной статьи проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны, в том числе, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой Хабарского района в связи с наступлением отопительным сезоном проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
Как следует из материалов дела теплоснабжающей организацией на территории Хабарского района является МКП «Коммунальщик», в эксплуатации которого находится 12 котельных.
Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору, в соответствии с приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103, проведена проверка готовности муниципального образования Хабарский район к отопительному периоду 2023-2024гг.
Согласно результатам оценки готовности муниципальных образований Алтайского края к отопительному зимнему периоду 2023-2024 годов от 31 августа 2023 года, выявлены следующие нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 12 марта 2013 года № 103:
- в организации отсутствует подготовленный теплоэнергетический, электротехнический персонал;
- не назначен ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель; ответственный за электрохозяйство и заместитель ответственного за электрохозяйство;
- не проводятся обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок; не проведены гидравлические испытания тепловых сетей на прочность и плотность;
- на предохранительных клапанах котлов отсутствуют таблички с указанием сроков проведения испытаний;
- не проводится техническое освидетельствование тепловых энергоустановок (водогрейных котлов, тепловых сетей), отсутствуют акты освидетельствования;
- не проводятся наблюдения за состоянием металлических дымовых труб котельных;
- не разработаны гидравлические режимы водяных тепловых сетей от котельных;
- строительным конструкциям производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок не проведены технические свидетельствования специализированной организацией;
- тепловые энергоустановки в котельных после проведения строительства новых модульных котельных введены в эксплуатацию без разрешения органа государственного энергетического надзора (модульная котельная (Центральная) <адрес>, модульная котельная №1, <адрес>);
- не проведена ревизия водоподготовительного оборудования и его наладка специализированной организацией;
- здания и сооружения котельных содержится в неисправном состоянии;
-при эксплуатации металлических дымовых труб допускается загромождение посторонними предметами площади вокруг фундаментных массивов вантовых оттяжек, фундаментов дымовых труб, обрыв вантовых оттяжек;
- не обеспечено проведение профилактических испытаний оборудования котельных;
- электроустановки котельных не укомплектованы испытанными средствами защиты в электроустановках;
- в котельных отсутствует второй независимый источник электроснабжения;
- в котельных, расположенных по адресам не предусмотрена блокировка исключающая возможность одновременной подачи напряжения при подключении резервной ТЭП в ручном режиме;
- ТЭП установленная в котельной по адресу: <адрес> не готова к эксплуатации (нет аккумуляторных батарей);
- в котельных не обеспечена видимая связь соединения между корпусами электродвигателей вытяжных вентиляторов и контуром заземления;
- в котельных частично не установлены, не подключены эл. двигатели сетевых насосов и поддував.
Данные нарушения нашли свое подтверждение и в ходе проведения прокурорской проверки 05.09.2023, о чем составлен соответствующий акт №1 от 05.09.2023. Всего в ходе проверки выявлено 126 нарушений, которые отражены в акте проверки № 1 от 05 сентября 2023 года.
По результатам проведенной вышеуказанной проверки МКП «Коммунальщик» в настоящий момент признано не готовым к отопительному периоду.
Согласно ответа Сибирского Управления Ростехнадзора от 27 октября 2023 года, представленного по запросу суда, муниципальное образование Хабарский район Алтайского края не готово к отопительному сезону, что подтверждается актом № 373/55 проверки готовности к отопительному периоду 2023/2024 гг. от 18 октября 2023 года.
В соответствии с п. 8 ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие и тепловые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Отсутствие отопления при значительном снижении температуры атмосферного воздуха, может привести к негативным последствиям, а именно к причинению вреда здоровью граждан.
В связи с чем, подобная ситуация является недопустимой и ставит под угрозу прохождение отопительного сезона 2023-2024 гг., и может повлечь нарушение прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу п.1.7 Устава МКП «Коммунальщик», утвержденного постановлением Администрации Хабарского района от 27.09.2021 №387 «Об утверждении устава муниципального казённого предприятия Хабарского района «Коммунальщик», закрепления за ним имущества на праве оперативного управления и распределения полномочий между отраслевыми органами Администрации Хабарского района по реализации функций учредителя и собственника имущества предприятия» (далее Устав), Учредителем и собственником имущества Предприятия является муниципальное образование Хабарский район Алтайского края.
Согласно п. 22 Устава, деятельность предприятия осуществляется в соответсвтии со сметой доходов и расходов, утверждаемой уполномоченным органом учредителя и собственника имущества предприятия.
Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере теплоснабжения относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ч. 1.1 указанной статьи, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В обязанности администрации Хабарского района, согласно ч. 1 ст. 15, п.4.2. ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170, зарегистрированных в Минюсте РФ 15.10.2003 №5176 входит организация надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
В силу положений пп. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, администрацией Хабарского района исчерпывающих мер для организации на территории района надежного теплоснабжения потребителей не принято.
При изложенных обстоятельствах требования прокурора о возложении обязанности на администрацию Хабарского района Алтайского края, МКП «Коммунальщик» устранить выявленные нарушения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 103 ГПК РФ с МКП «Коммунальщик», администрации Хабарского района Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден, в размере, определенном ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░ 2013 ░░░░ № 103, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ № 1 ░░ 05 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░ 2013 ░░░░ № 103, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ № 1 ░░ 05 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░. ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░