Решение от 20.09.2023 по делу № 33-3392/2023 от 05.09.2023

Дело № 33 – 3392/2023                           судья Свинцова С.С.

(71RS0029-01-2022-004880-91)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 сентября 2023 года                       город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Алдошиной В.В.,

судей Абросимовой Ю.Ю., Крыловой Э.Ю.,

при секретаре Дзядевич И.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-100/2023 по апелляционной жалобе Филимонова Алексея Александровича на решение Центрального районного суда г.Тулы от 31 мая 2023 года по иску Филимонова Алексея Александровича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным в части приказа, обязании выполнить перерасчет выслуги лет.

Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия

установила:

Филимонов А.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области (далее по тексту – УФСИН России по Тульской области), впоследствии уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просил суд признать незаконным приказ начальника УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> в части: «Выслуга лет по состоянию на 01.09.2022 составляет в календарном исчислении 18 лет 01 месяцев 06 дней, в льготном исчислении 21 год 03 месяца 26 дней. Выплату единовременного пособия произвести в размере 2-х окладов денежного содержания. Стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет на 01.09.2022 составляет 18 лет 01 месяцев 06 дней». Обязать включить период службы Филимонова А.А. в органах ФССП России с 07.05.2018 по 31.05.2020 (2 года 00 месяцев 22 дня) в расчет общей выслуги лет на пенсионное обеспечение, произвести расчет выслуги лет на пенсионное обеспечение капитану внутренней службы Филимонову А.А. с учетом выслуги лет, указанной в приказе Директора Федеральной службы судебных приставов России Министерства юстиции Российской Федерации № 2722-лс от 22.12.2020, выслуга лет: 18 лет 06 месяцев 24 дня в календарном исчислении, 21 год 00 месяцев 22 дня в льготном исчислении.

В обоснование заявленных требований указал, что в различные периоды проходил службу в органах, дающих право на получение пенсии по выслуге лет.

С 05.09.1996 по 07.08.2012 проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № исключен из списков части, установлена выслуга лет – 15 лет 11 месяцев 02 дня в календарном исчислении. Выслуга лет в льготном исчислении составляет 17 лет 09 месяцев.

С 07.05.2018 по 31.05.2020 истец проходил службу на должности гражданского служащего в органах Федеральной службы судебных приставов.

31.05.2020 освобожден от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы, уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе на государственную службу иного вида в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

01.06.2020 им подписан контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации на должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отделения судебных приставов, по обеспечению установленного порядка деятельности судов г. Тулы Управления Федеральной службы судебных приставов.

Приказом Директора ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № № при увольнении из органов принудительного исполнения установлена выслуга лет на пенсионное обеспечение на дату увольнения, которая составила в календарном исчислении – 18 лет 06 месяцев 24 дня, в льготном исчислении 21 год 00 месяцев 22 дня.

Период службы с 07.05.2018 по 22.12.2020 в органах Федеральной службы судебных приставов был включен в расчет выслуги лет.

С 18.01.2021 по 01.09.2022 он проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (ФСИН России).

Приказом Начальника УФСИН по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № № он уволен из уголовно-исполнительных органов, по увольнении установлена выслуга лет на пенсионное обеспечение с учетом службы в вооруженных силах Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения: в календарном исчислении – 18 лет 01 месяц 06 дней, в льготном исчислении – 21 год 03 месяца 26 дней.

С приказом в части выслуги лет на пенсионное обеспечение, выплаты единовременного пособия в размере 2-х окладов денежного содержания, стажа для выплаты процентной надбавки за выслугу лет 18 лет 01 месяцев 06 дней не согласен, полагает его незаконным и подлежащим отмене.

При таких подсчетах выслуга лет не увеличилась на период службы в УФСИН, а наоборот уменьшилась на 5 месяцев 18 дней в календарном исчислении, на 3 месяца 18 дней в льготном исчислении по сравнению с подсчетом выслуги лет, произведенным Директором ФССП России 22.12.2020.

В судебном заседании истец Филимонов А.А. и его представитель по устному заявлению в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, Старосек П.Г. заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержали, просили суд их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно отметили, что положения ст. 92 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ прямо указывают на обязанность зачета стажа государственной гражданской службы в ФССП России до 01.07.2020, как стажа службы (выслуги лет) в органах принудительного исполнения. На дату вступления в силу Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ (01.01.2020) истец являлся действующим государственным служащим ФССП России, успешно прошел процедуру, предусмотренную ст. 92 названного закона, в течение шести месяцев перешел на службу в органы принудительного исполнения.

По мнению истца и его представителя, начальник УФСИН России по Тульской области не вправе был исключать период прохождения государственной гражданской службы в органах Федеральной службы судебных приставов при подсчете выслуги лет на пенсионное обеспечение. Приказом директора ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № № в стаж службы (выслуга лет) истца в органах принудительного исполнения зачтен стаж государственной гражданской службы. Данный приказ никем не отменялся, незаконным не признавался. Начальник УФСИН России по Тульской области при подсчете выслуге лет на пенсионное обеспечение при увольнении Филимонова А.А. должен был прибавить стаж службы в органах уголовно-исполнительной системы к стажу службы (выслуге лет), посчитанному директором ФССП России в вышеназванном приказе.

Представитель ответчиков УФСИН России по Тульской области, ФСИН России по доверенностям Козлова К.В. просила суд в удовлетворении исковых требований Филимонова А.А. отказать в полном объеме.

Возражения мотивировала тем, что приведенные истцом доводы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства. Филимонов А.А. уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», то есть по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, 01.09.2022. В выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы, лицам начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации засчитываются периоды в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление правительства РФ от 22.09.1993 № 941).

Согласно материалам личного дела Филимонова А.А., в расчет выслуги лет для назначения пенсии включены следующие периоды:

- служба в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации;

- служба в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

При этом, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, согласно которому помимо прочего в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации в качестве лиц начальствующего состава (в том числе срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации), Филимонову А.А. включен в выслугу лет для назначения пенсии период прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с 01.06.2020 по 22.12.2020.

Период работы Филимонова А.А. в органах Федеральной службы судебных приставов с 07.05.2018 по 31.05.2020 на государственной гражданской службе не включен в стаж для назначения пенсии.

Выплата единовременного пособия произведена в размере 2-х окладов денежного содержания на основании п. 7 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых Федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 3, ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Представитель ответчиков полагала, что расчет выслуги лет, произведенный УФСИН России по Тульской области, основан на нормах действующего законодательства, а потому оснований для удовлетворения заявленных Филимоновым А.А. требований не имеется.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченные к участию в деле в соответствии со ст. 43 ГПК РФ, Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области, Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченный к участию в деле в соответствии со ст. 43 ГПК РФ, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с положениями ст.ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований Филимонову А.А. отказал.

В апелляционной жалобе истец Филимонов А.А. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебное решения об удовлетворении его исковых требований. Указывает, что с решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Возражения на апелляционную жалобу не подавались.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Филимонова А.А., его представителя по ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, Старосека П.Г., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчиков УФСИН России по Тульской области, ФСИН России по доверенностям Козловой К.В., судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Филимонов А.А. с 05.09.1996 по 07.08.2012 проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ № № старший лейтенант Филимонов А.А., состоящий в распоряжении командира <данные изъяты> (войсковая часть №, г.<адрес>), <данные изъяты> приказом Министра обороны Российской Федерации (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ № № досрочно уволенный с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона), 07.08.2012 исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения. Общая продолжительность военной службы в Вооруженных силах по состоянию на 07.08.2012 составляет – 15 лет 11 месяцев 02 дня в календарном исчислении. Выслуга лет в льготном исчислении составляет 17 лет 09 месяцев.

Данные обстоятельства подтверждаются послужным списком Филимонова А.А. приказами Министра обороны Российской Федерации (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ № №, Министра обороны Российской Федерации (по строевой части) от ДД.ММ.ГГГГ № №.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Управлением Федеральной службы судебных приставов по Тульской области и Филимоновым А.А. (далее – государственный гражданский служащий) заключен служебный контракт № № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

По настоящему служебному контракту гражданский служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязуется обеспечить гражданскому служащему прохождение федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации (п. 1).

Согласно п. 2 контракта гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов г. Тулы Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области.

В силу п. 5 контракта гражданский служащий имеет права, предусмотренные ст. 14 и другими положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными правовыми актами о государственной гражданской службе Российской Федерации.

31.05.2020 в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № № Филимонов А.А. освобожден от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы, уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе на государственную службу иного вида в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными в ходе судебного разбирательства служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ № №, трудовой книжкой на имя Филимонова А.А. и вкладышем к ней.

Из материалов дела следует, что 01.06.2020 Филимоновым А.А. подписан контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

По настоящему контракту гражданин берет на себя обязательства, связанные с прохождением службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (п. 1).

Согласно названному контракту Филимонов А.А. обязался выполнять обязанности по должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отделения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов г. Тулы Управления Федеральной службы судебных приставов (п. 2).

Приказом директора ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № № Филимонов А.А. назначен 01.06.2020 в межрайонное отделение судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов г. Тулы на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Филимонову А.А. присвоено специальное звание – старший лейтенант внутренней службы.

Приказом врио директора ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № № с Филимоновым А.А., старшим лейтенантом внутренней службы, младшим судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов г. Тулы УФССП России по Тульской области, прекращен срочный контракт. Филимонов А.А. уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации 22.12.2020 по инициативе сотрудника.

В соответствии с названным приказом выслуга лет по состоянию на 22.12.2020 составляет в календарном исчислении – 18 лет 06 месяцев 24 дня, в льготном исчислении 21 год 00 месяцев 22 дня.

Выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении - 18 лет 06 месяцев 24 дня.

18.01.2021 между УФСИН России по Тульской области и Филимоновым А.А. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации № № на должности <данные изъяты>.

На основании рапорта Филимонова А.А. от 29.07.2022 приказом начальника УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № № контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации с истцом расторгнут, последний уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации по п. 4 ч. 2 ст. 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», 01.09.2022.

Согласно названному приказу выслуга лет по состоянию на 01.09.2020 составляет в календарном исчислении – 18 лет 01 месяц 06 дней, в льготном исчислении – 21 год 03 месяца 26 дней, для выплаты единовременного пособия 18 лет 01 месяцев 06 дней. Выплату единовременного пособия произвести в размере 2 окладов денежного содержания. Стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет по состоянию на 01.09.2022 составляет 18 лет 01 месяцев 06 дней.

Истец обращался в УФСИН России по Тульской области по вопросу включения в выслугу лет периода работы в Федеральной службе судебных приставов.

В ответе от 26.09.2022, адресованном Филимонову А.А., УФИН России по Тульской области сообщило, что оснований для перерасчета выслуги лет для назначения пенсии не имеется.

Не согласившись с подсчетом выслуги лет, произведенным УФСИН России по Тульской области при его увольнении со службы, Филимонов А.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах.

С 01.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В силу п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона № 197-ФЗ контракт с сотрудником может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

На основании ч. 1 ст. 38 Федерального закона № 197-ФЗ стаж службы (выслуга лет) исчисляется в порядке, установленном указанным Законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Согласно ч. 2 ст. 38 Федерального закона № 197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются, в том числе: период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации (п. 5).

В соответствии с пп. 1 ч. 4 ст. 38 Федерального закона № 197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (в календарном или льготном исчислении).

В соответствии со ст. 72 указанного закона, порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в уголовно-исполнительной системе, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с пунктом «а» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).

В силу части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Федеральной службой исполнения наказаний - в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей (пункт «г»), Федеральной службой судебных приставов - в отношении сотрудников, уволенных из органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также членов их семей (пункт «з»).

Частью 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент увольнения Филимонова А.А. 01.09.2022, установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации.

Так, согласно абз. 22 п. 1 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации в качестве лиц начальствующего состава (в том числе срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации).

Пунктом 1.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы с 1 августа 2018 года, помимо периодов, указанных в пункте 1 данного Постановления, засчитываются в календарном исчислении: период приостановления сотрудником уголовно-исполнительной системы службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации и органах и учреждениях прокуратуры Союза ССР, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период работы судьей; период прикомандирования сотрудника уголовно-исполнительной системы к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или организации в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; срок испытания при поступлении гражданина на службу в уголовно-исполнительной системе.

Принимая во внимание вышеизложенные положения действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что УФСИН России по Тульской области при увольнении истца Филимонова А.А., правомерно при исчислении выслуги лет для назначении пенсии включило периоды прохождения истцом службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; в органах принудительного исполнения Российской Федерации; в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

С данным выводом суда соглашается судебная коллегия.

Проверяя довод истца о том, что в расчет выслуги лет подлежит включению период прохождения последним государственной гражданской службы на должности судебного пристава с 07.05.2018 по 31.05.2020, суд исходил из следующего.

Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе судебных приставов-исполнителей регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу с 1 января 2020 года Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника; правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (ч. 2 ст. 36 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, части 14 статьи 92 настоящего Федерального закона, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» (в календарном или льготном исчислении).

Переходный период для федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов и гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предусмотрен ст. 92 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, частью 14 статьи 92 установлено, что в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам засчитываются периоды замещения не позднее 01.07.2020 должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

Пункт 1(5) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» закрепляет включение в выслугу лет для назначения пенсии лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации, уволенным со службы после 1 января 2020 г., помимо периодов, указанных в пункте 1 настоящего постановления, засчитываются в календарном исчислении: период приостановления сотрудником органов принудительного исполнения Российской Федерации службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; периоды замещения не позднее 01.07.2020 должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации; период работы судьей.

Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с названным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

Федеральным законом от 01.10.2019 № 328-ФЗ Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» дополнен главой I.1 (Общие положения), включающей п. 1 ст. 6.4, согласно которому к работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения.

Пунктом 2 этой же статьи Закона закреплено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Законом о службе в органах принудительного исполнения.

Таким образом, положения части 14 статьи 92 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации», равно как и положения частей 2, 3 статьи 36 указанного Закона, предусматривающие включение в стаж службы (выслугу лет) периода прохождения сотрудником военной службы, льготного порядка исчисления стажа, распространяются только на сотрудников органов принудительного исполнения, поскольку из приведенных выше норм права следует, что обязательным условием для возникновения права на пенсию имеют лица, находящиеся на службе в органах принудительного исполнения. Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи, а также стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 68 Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации»). Таким законодательным актом, регулирующим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей, является Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу».

Статьей 96 Федерального закона Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в абз. 4 пункта «а» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которым на лиц, проходивших службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вышеприведенные положения действующего законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что при увольнении истца из органов принудительного исполнения 22.12.2020, Федеральная служба судебных приставов в соответствии с требованиями ст.ст. 1, 11, 13, 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», ст. ст. 39, ч. 14 ст. 92 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1(5) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», правомерно включила в выслугу лет при увольнении периоды - службы истца в Вооруженных Силах Российской Федерации; замещения должностей гражданской службы в УФССП России по Тульской области, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

В то же время, принимая во внимание тот факт, что в силу ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется, исходя из последнего места службы этих лиц, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области, руководствуясь ст.ст. 1, 11, 13, 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, ст. ст. 38, 72 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», п. 1, п. 1(4) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941, в подсчет стажа службы (выслуги лет) для назначения пенсии в органах уголовно-исполнительной системы включило определенные периоды, в том числе периоды службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, период прохождения истцом службы в органах принудительного исполнения с 01.06.2020 по 22.12.2020.

В названный период Филимонов А.А. являлся сотрудником органов принудительного исполнения по смыслу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Включение в выслугу лет периода замещения истцом государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов не предусмотрен нормативными актами, которыми руководствуется Федеральная служба исполнения наказаний при подсчете выслуги лет для назначения пенсии, поскольку занимаемая им должность не предусматривала присвоение специального звания.

Оснований для включения в стаж (выслугу лет) Филимонову А.А. периода его работы на государственной гражданской службе в ФССП на должности, не предусматривающей присвоения специального звания, при увольнении из УФСИН России по Тульской области, не усматривается, поскольку при разрешении данных правоотношений применяется законодательное регулирование, относящееся к службе в органах уголовно-исполнительной системы (УФСИН России по Тульской области), так как служба в ФССП у истца была прекращена в связи с увольнением.

Оценив исследованные судом доказательства в совокупности с приведенными положениями действующего законодательства, в том числе в соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» суд первой инстанции не нашел правовых оснований для признания незаконным приказа начальника УФСИН России по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ в заявленной истцом части, касающегося расчета выслугу лет для назначения пенсии, выплаты единовременного пособия при увольнении, для выплаты процентной надбавки за выслугу лет.

Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Доводы истца о том, что в заключении об установлении стажа (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) к окладу денежного содержания, утвержденного начальником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области 04.02.2021, выслуга лет составляла 18 лет 07 месяцев 0 дней и в стаж службы (выслуги лет) вошел период с 07.05.2018 по 22.12.2020 как служба в органах принудительного исполнения, а в заключении, утвержденном 29.04.2022, выслуга лет составила 16 лет 06 месяцев 06 дней и в стаж службы (выслуги лет) включен лишь период с 01.06.2020 по 22.12.2020 как служба в органах принудительного исполнения, правового значения для разрешения заявленного спора не имеет, поскольку не влечет нарушения прав и законных интересов истца. На основании заключения от 04.02.2021 Филимонову А.А. рассчитан стаж для установления надбавки к окладу денежного содержания в период его службы, что не может являться основанием для расчета стажа (выслуги лет) при его увольнении.

Довод стороны истца о том, что Управление Федеральной службы судебных приставов по Тульской области при подсчете выслуги лет на пенсионное обеспечение при увольнении должны были руководствоваться Приказом директора ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № № и к установленному в нем стажу службы (выслуге лет) прибавить стаж службы в органах уголовно-исполнительной системы, основан на неверном толковании норм действующего законодательства. Как указано ранее, пенсионное обеспечение лиц осуществляется компетентной службой, исходя из последнего места службы сотрудника.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, исходя из установленных по делу обстоятельств и учитывая вышеприведенные положения закона, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными и соответствующими обстоятельствам настоящего гражданского дела.

С учетом установленных судом обстоятельств и приведенных нормативных положений доводы жалобы, что занимаемые им должности государственной гражданской службы подлежат включению в выслугу лет для назначения пенсии за работу в уголовно-исполнительной системе, основаны на ошибочном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Кроме того, должность судебного пристава-исполнителя не относится и к государственной должности РФ, поскольку в Перечне государственных должностей РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 11.01.1995 №32 «О государственных должностях РФ» должность судебного пристава-исполнителя не поименована, а должность федеральной государственной гражданской службы и государственная должность РФ не тождественны.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые бы нуждались в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения суда.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы значимые по делу обстоятельства, установленные на основании оценки представленных сторонами доказательств, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░ ░░ 31 ░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-3392/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Филимонов Алексей Александрович
Ответчики
УФСИН России по Тульской области
ФСИН России
Другие
Старосек П.Г.
ФССП России
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области
УФССП России по Тульской области
Суд
Тульский областной суд
Судья
Абросимова Юлия Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
20.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2023Передано в экспедицию
20.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее