№ 2а-508/2023
УИД 35RS0009-01-2023-000260-19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2023 года г. Вологда
Вологодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Беловой А.А.,
при секретаре Барболиной Л.А.,
с участием административного истца Степанова А.В., представителя административного ответчика администрации Вологодского муниципального округа по доверенности Анчукова К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степанова А.В. к администрации Вологодского муниципального округа о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
решением администрации Вологодского муниципального района, оформленным письмом № от 09.09.2022, Степанову А.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 3000 кв.м в <адрес> для ведения огородничества на основании пункта 6 статьи 11.9, пункта 2, 12, подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 в связи с тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению, не соответствует требованиям к ее подготовке и разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам (не учтен Генеральный план <данные изъяты> сельского поселения, согласно которому земельный участок расположен на землях общего пользования (проектируемая улица) и частично на территории зеленых насаждений общего пользования).
Не согласившись с отказом, Степанов А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Вологодского муниципального округа. Просил признать незаконным отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка, общей площадь 3000 кв.м, в <адрес>, изложенный в письме № от 09.09.2022; возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем повторного рассмотрения его заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В обоснование административных исковых требований указал, что административным ответчиком нарушены сроки рассмотрения его заявления, со стороны административного ответчика не представлено доказательств обоснованности оспариваемого отказа. Указал, что оспариваемый отказ был получен им по почте лишь 09.11.2022.
Административный истец Степанов А.В. в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области по доверенности Анчуков К.А. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что ходатайствовать о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы сторона административного ответчика не желает.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, необходимость в их восстановлении, является обязательным основанием для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае имеются доказательства наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
Статьей 11.10 ЗК РФ регламентирован порядок подготовки, утверждения и содержания схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно данной норме схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (пункт 2).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12).
Такие требования установлены приказом Росреестра от 19.04.2022 № П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». Вышеуказанные требования применяются с 01.09.2022, приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 на дату вынесения оспариваемого отказа утратил силу, в связи с чем ссылка на него в оспариваемом отказе незаконна.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Одними из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в силу подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законам
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.08.2022 Степанов А.В. обратился к административному ответчику с заявлением от 19.08.2022 № о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 3000 кв.м, в <адрес> для ведения огородничества.
Письмом от № от 09.09.2022 администрации Вологодского муниципального района Степанову А.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 3000 кв.м в <адрес> для ведения огородничества на основании пункта 6 статьи 11.9, пункта 2, 12, подпунктов 1, 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 в связи с тем, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению, не соответствует требованиям к ее подготовке и разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам (не учтен Генеральный план <данные изъяты> сельского поселения, согласно которому земельный участок расположен на землях общего пользования (проектируемая улица) и частично на территории зеленых насаждений общего пользования).
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности своих действий возлагается на орган публичной власти, его должностных лиц.
Таким образом, для признания законным оспариваемого решения об отказе в предварительном согласовании предоставления названного земельного участка административный ответчик должен был доказать, что он расположен на землях общего пользования (проектируемая улица) и частично на территории зеленых насаждений общего пользования.
Вместе с тем, относимые, допустимые и достоверные доказательства, которые бы подтверждали наличие данных оснований, в материалах дела отсутствуют.
При этом, делая вывод о том, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенная к заявлению, не соответствует требованиям к ее подготовке и разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, административный ответчик сослался на утративший силу правовой акт, устанавливающий требования к такой схеме - приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762.
Согласно представленному истцом заключению кадастрового инженера Ф. Д.А. от 30.01.2023 при проведении кадастровых работ и в результате проведенного анализа генерального плана и Правил землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения Вологодской области (согласно поданного через Госуслуги заявлению № от 19.08.2022 в администрацию Вологодского муниципального района о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения огородничества, площадью 3000 кв.м в <данные изъяты>) образуемый земельный участок сформирован с учетом функциональных и территориальных зон, сведений ЕГРН. В результате выезда на земельный участок установлено, что он обеспечен доступом с территории общего пользования, не попадает на зону зеленых насаждений (л.д. 40).
Кроме того, административным истцом в материалы дела представлено заключение администрации <данные изъяты> сельского поселения Вологодского муниципального района от 31.08.2022 на имя администрации Вологодского муниципального района, согласно которому вновь образуемые земельный участки, площадью по 3 000 кв.м. каждый, в <адрес> согласно Генеральному плану, утвержденному Решением Совета <данные изъяты> сельского поселения от 18.12.2014 №, и Правилам землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области от 17.08.2020 №, расположены в зоне населенного пункта, на землях населенных пунктов, свободны от прав третьих лиц, могу быть сформированы в данных границах согласно предоставленной схемы на основании заявления Степанова А.В. (л.д. 29).
При этом по второму испрашиваемому административным истцом земельному участку, площадью 3000 кв.м. в <адрес>, административным ответчиком принято положительное решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 17.10.2022 № (л.д. 37-38), земельный участок постановлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № (л.д. 39).
Таким образом, оспариваемый отказ в предварительном согласовании предоставления Степанову А.В. земельного участка, площадью 3000 кв.м в <адрес> для ведения огородничества носит незаконный характер и нарушает права и законные интересы Степанова А.В., что является основанием для удовлетворения административного иска в части признания оспариваемого решения незаконным.
В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав, суд полагает необходимым возложить на администрацию Вологодского муниципального округа обязанность повторно рассмотреть заявление Степанова А.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, а также сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу на основании пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № ░░ 09.09.2022 ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 3000 ░░.░ ░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 3000 ░░.░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 01.03.2023.