Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 декабря 2019 года г. Абакан
дело № 3а-127/2019
19OS0000-01-2019-000131-80
Верховный Суд Республики Хакасия,
в составе председательствующего Вениченко О.В.,
при секретаре Павлюченко Н.В.,
с участием прокурора Тулиной О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тодышева Николая Васильевича о признании решения Совета депутатов муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия от 15 декабря 2015 г. № 17 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия» не действующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Тодышев Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании в части решения Совета депутатов муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия (далее – муниципальное образование Фыркальский сельсовет) от 15 декабря 2015 г. № 17 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия» (далее – решение от 15 декабря 2015 г. № 17), мотивировав свои требования тем, что данным решением была признана утратившей силу статья 37.2 Устава муниципального образования Фыркальский сельсовет, на основании которой ранее ему была назначена доплата к пенсии. Решение в указанной части ухудшило его правовое положение, поскольку выплата доплаты была прекращена, что, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 24 октября 1996 г. № 17-П, от 20 июля 2011 г. № 20-П и от 22 апреля 2014 г. № 12-П, противоречит положениям части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Просил признать не действующим решение от 15 декабря 2015 г. № 17 в части признания утратившей силу статьи 37.2 Устава муниципального образования Фыркальский сельсовет, а также постановление главы муниципального образования Фыркальский сельсовет от 1 апреля 2016 г. № 6 об отмене ежемесячной доплаты к пенсии Тодышеву Н.В.
Определением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 22 октября 2019 г. административное исковое заявление в части требований к администрации Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о признании не действующим постановления от 1 апреля 2016 г. № 6 возвращено административному истцу.
В судебном заседании представитель административного истца Конгаров В.В., действующий на основании доверенности от 17 октября 2019г., требования административного искового заявления поддержал, приводя изложенные в нем доводы.
Глава Фыркальского сельсовета Вашкевич С.Г. требования административного иска не признала, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в полном соответствии с действующим законодательством, что подтверждается также вступившим в законную силу решением Ширинского районного суда Республики Хакасия от 13 июля 2016г. по гражданскому делу № 2-720/16, которым было отказано в удовлетворении требований Тодышева Н.В. к администрации Фыркальского сельсовета о восстановлении права на доплату к страховой пенсии, как выборному должностному лицу органа местного самоуправления. Указала, что необходимость отмены доплаты была связана с отсутствием необходимых денежных средств в бюджете муниципального образования.
Прокурор Тулина О.Е. в своем заключении указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, так как решение от 15 декабря 2015 г. № 17 в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), частями 1, 4 статьи 7 которого предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе, принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
В силу пунктов 2, 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» установлено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Такие гарантии в Республике Хакасия были установлены Законом Республики Хакасия от 7 июля 2007 г. № 43 «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия», пунктом 5 части 1 статьи 16 и частью 1 статьи 19 которого выборному должностному лицу местного самоуправления гарантировались доплата к пенсии в соответствии с законодательством Республики Хакасия и Уставом муниципального образования.
Вышеуказанный Закон Республики Хакасия от 7 июля 2007 г. № 43 утратил силу в связи с принятием Закона Республики Хакасия от 12 мая 2011 г. № 40-ЗРХ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия», частью 3 статьи 3 которого предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать в Уставе муниципального образования иные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты после выхода на страховую пенсию по старости, а также дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления с учетом требований, установленных частью 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В случае принятия муниципальным образованием данных обязательств потребность в средствах на их исполнение учитывается при регулировании межбюджетных отношений между муниципальным образованием и Республикой Хакасия.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Устава муниципального образования Фыркальский сельсовет, принятого решением Совета депутатов Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия от 20 декабря 2005 г. № 2, глава Фыркальского сельсовета (глава администрации Фыркальского сельсовета) – выборное должностное лицо поселения, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе. В числе гарантий осуществления полномочий главы Фыркальского сельсовета статьей 37.2 Устава муниципального образования Фыркальский сельсовет в редакции решений Совета депутатов Фыркальского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия от 21 ноября 2007 г. № 77, от 30 мая 2008 г. № 98, от 26 мая 2009 г. № 129, от 24 мая 2010 г. № 157, от 3 декабря 2010 г. № 17, от 10 мая 2011 г. № 38, от 26 декабря 2011 г. № 61, от 28 мая 2012 г. № 78, от 22 февраля 2013 г. № 107, от 31 октября 2013 г. № 136 была установлена ежемесячная доплата к государственной или трудовой пенсии главе поселения, замещавшему должность на постоянной основе не менее трех лет и получавшему денежное содержание за счет местного бюджета, а также установлен порядок определения ее размера.
С 1 января 2006 г. по 15 октября 2010 г. Тодышев Н.В. являлся главой муниципального образования Фыркальский сельсовет.
После прекращения полномочий в связи с вступлением в должность вновь избранного главы муниципального образования Фыркальский сельсовет решением руководителя органа местного самоуправления от 23 декабря 2010 г. № 1 ему была установлена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости 75% денежного содержания.
Решением Совета депутатов Фыркальского сельсовета Ширинского района от 15 декабря 2015 г. № 17 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия» статья 37.2 Устава признана утратившей силу (пункт 5 части 1 решения от 15 декабря 2015 г. № 17).
Решение принято в порядке, установленном Уставом муниципального образования Фыркальский сельсовет и регламентом Совета депутатов муниципального образования Фыркальский сельсовет, официально обнародовано в установленном статьей 9 Устава порядке и вступило в законную силу. 22 декабря 2015 г. изменения в Устав зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия.
С учетом принятого решения от 15 декабря 2015 г. № 17 постановлением администрации Фыркальского сельсовета от 1 апреля 2016 г. № 6 отменено постановление от 23 августа 2011 г. № 34 «Об утверждении Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования Фыркальский сельсовет», выплаты доплаты к пенсии Тодышеву Н.В. были прекращены.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 8 декабря 2015 г. № 32-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 5 части 1 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки С.И. Федоровой», предоставление органам местного самоуправления достаточно широкой свободы усмотрения при принятии муниципальных правовых актов по вопросам дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих не означает, что они могут действовать произвольно, - в силу статьи 15 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, в том числе при осуществлении правового регулирования по вопросам, решение которых отнесено к их ведению. Следовательно, органы местного самоуправления, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы, должны соблюдать вытекающую из конституционных принципов справедливости и равенства разумную соразмерность используемых средств и преследуемой цели. Это означает, что устанавливаемый ими правовой механизм реализации права указанных лиц на пенсионное обеспечение за выслугу лет, включая порядок выплаты назначенных им пенсий, не должен допускать чрезмерного ограничения прав и свобод граждан.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной постановлениях от 24 октября 1996г. № 17-П, от 20 июля 2011 г. № 20-П и от 22 апреля 2014 г. № 12-П, придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19 и 54, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию посредством толкования, ухудшающего положение лица в его отношениях с государством, обусловлена также требованием формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального статуса, а также приобретенных прав и обязанностей.
В нарушение указанных принципов, в нарушение гарантий правового статуса выборного должностного лица органа местного самоуправления, прекратившего свои полномочия, установленных в части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, части 3 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 12 мая 2011 г. № 40-ЗРХ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия», при принятии решения от 15 декабря 2015 г. № 17 был допущен произвольный отказ от реализации гарантированного права на доплату к пенсии.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии в настоящее время собственных доходов местного бюджета, необходимых для осуществления доплаты, не основаны на нормах права и не свидетельствуют о законности решения от 15 декабря 2015 г. № 17 в оспариваемой части.
Ссылки представителя административного ответчика на решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 13 июля 2016 г. по гражданскому делу № 2-720/2016 по иску Тодышева Н.В. к администрации Фыркальского сельсовета о восстановлении права на доплату к пенсии и о взыскании задолженности по доплате к пенсии, не имеют правового значения, поскольку предметом иска по данному делу требования о признании не действующим решения от 15 декабря 2015 г. № 17 не являлись.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать не соответствующим иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим пункт 5 части 1 решения Совета депутатов муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия от 15 декабря 2015 г. № 17 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия» в той мере, в которой в оспариваемой части решение Совета депутатов муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия от 15 декабря 2015 г. № 17 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия» лишает права на получение ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лиц, которым данная выплата была назначена в соответствии со статьей 37.2 Устава муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия, принятого Решением Совета депутатов муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия от 20 декабря 2005 г. № 2 в редакции от 21 ноября 2007 г. № 77, от 30 мая 2008 г. № 98, от 26 мая 2009 г. № 129, от 24 мая 2010 г. № 157, от 3 декабря 2010 г. № 17, от 10 мая 2011 г. № 38, от 26 декабря 2011 г. № 61, от 28 мая 2012 г. № 78, от 22 февраля 2013 г. № 107, от 31 октября 2013 г. № 136.
Поскольку данный нормативный правовой акт в оспариваемой части применяется и на его основании реализуются права граждан, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», он подлежит признанию не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства с административного ответчика в пользу Тодышева Н.В. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации (обнародованию) в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в здании администрации Фыркальского сельсовета, в здании сельского Дома культуры, у здания магазина «Добрый».
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ 5 ░░░░░ 1 ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2015 ░. № 17 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2015 ░. № 17 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 37.2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2005 ░. № 2 ░ ░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2007 ░. № 77, ░░ 30 ░░░ 2008 ░. № 98, ░░ 26 ░░░ 2009 ░. № 129, ░░ 24 ░░░ 2010 ░. № 157, ░░ 3 ░░░░░░░ 2010 ░. № 17, ░░ 10 ░░░ 2011 ░. № 38, ░░ 26 ░░░░░░░ 2011 ░. № 61, ░░ 28 ░░░ 2012 ░. № 78, ░░ 22 ░░░░░░░ 2013 ░. № 107, ░░ 31 ░░░░░░░ 2013 ░. № 136.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2019 ░.