Административное дело №2а-536/2023
УИД 75RS0031-01-2023-001147-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2023 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,
при секретаре Н.А. Мачневой,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации сельского поселения «Долгокычинское» к Оловяннинскому районному отделу службы судебных приставов УФССП по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Глава сельского поселения «Долгокычинское» М.А. Правосудова обратилась в Оловяннинский районный суд с требованием к Оловяннинскому РОСП УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование требований указала, что решением Оловяннинского районного суда Забайкальского края по административному делу № 2а-376/2022 от 16.06.2022 на администрацию сельского поселения «Долгокычинское» возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей-водозаборные скважины, расположенные в с. Долгокыча по <адрес>
Возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Службой судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника администрации сельского поселения «Долгокычинское» в сумме 50 000 рублей.
Исполнить решение суда по административному делу ранее и в установленный добровольный срок исполнения не представилось возможным по причине отсутствия финансовых средств в бюджете сельского поселения на изготовление технической документации и для постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества согласно решения суда. Кроме того, постановление от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП в адрес администрации сельского поселения не поступало (не выполнено условие добровольности исполнения). Получено Главой сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждаем прилагаемой копией постановления о возбуждении исполнительного производства и отметкой Главы в получении.
На основании решения участковой избирательной комиссии Глава сельского поселения «Долгокычинское» Правосудова М.А. была избрана на занимаемую должность ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно с момента ее избрания и фактического истечения/завершения 2022г. (финансового года) не имела реальной возможности к принятию мер.
В текущем финансовом году администрацией сельского поселения была направлена заявка в администрацию муниципального района на выделение дополнительного финансирования на проведение геодезических работ по объектам недвижимого имущества (кадастровые работы) и на изготовление технических планов необходимых для исполнения решения суда. Подписан договор № от ДД.ММ.ГГГГ на проведение кадастровых работ с ИП С.. Общая сумма стоимости работ составляет 60 000 рублей (п.2.1. договора). Срок выполнения работ до 01.09.2023г. (пункт 1.4 договора).
В связи с изложенными обстоятельствами следует, что исполнить решение суда в установленный 5-ти дневный добровольный срок ранее не имелось возможности, так как для исполнения решения суда необходимо предусмотреть источники финансирования на изготовление технической документации, выполнение кадастровых работ заключить соответствующий договор на выполнение для чего необходимо значительное время превышающие установленные 5 дней добровольного срока исполнения. Что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ определяющего срок выполнения работ/услуг. В бюджете сельского поселения собственных источников финансирования расходов для исполнения решения суда не имеется. Названные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отсутствии виновного неисполнения администрации сельского поселения в установленный 5-ти дневный срок для добровольного исполнения по объективным и уважительным причинам.
В действиях администрации сельского поселения «Долгокычинское» отсутствует виновное или небрежное (халатное) неисполнение требований исполнительно" э документа. Сумма исполнительского сбора 50 000 рублей является для бюджета сельского поселения значительной и неисполнимой.
Определением суда от 20.07.2023 в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Забайкальскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца глава администрации СП «Догокычинское» М.А. Правосудова участия не принимала, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Просила о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель Оловяннинского РОСП УФССП по Забайкальскому краю в судебном заседании участия не принимал, о дате и времени рассмотрения дела извещен 26.07.2023.
Представитель УФССП России по Забайкальскому краю участия в судебном заседании не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен 31.07.2023.
Заинтересованное лицо- прокурора района в судебном заседании не участвовала, о дате и времени извещена.
Судом определено, в соответствии с требованиями ст.226 КАС РФ, рассмотреть административное дело при данной явке.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно части 9 статьи 21 Закона N 229-ФЗ в случае, если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.
Частью 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решением Оловяннинского районного суда от 16.06.2022 постановлено: обязать администрацию сельского поселения «Долгокычинское» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей - водозаборных скважин расположенных в с. Долгокыча по <адрес>
В отношении администрации сельского поселения «Долгокычинское» выдан исполнительный лист ФС № №.
В соответствии с указанным решением судебным приставом-исполнителем Оловяннинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации СП «Долгокычинское» возбуждено исполнительное производство №-ИП на предмет обязать обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей - водозаборных скважин расположенных в с. Долгокыча по <адрес>
Должнику предложено в добровольном порядке исполнить решение суда в пятидневный срок.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Оловяннинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника по 50 000 руб.
С целью исполнения судебного решения ДД.ММ.ГГГГ административным истцом заключен договор на проведение кадастровых работ № с ИП С.. на предмет выполнение работ по подготовке технических планов на водозаборные сооружения в количестве пяти расположенных: Забайкальский край, Оловяннинский район, с. Долгокыча: <адрес>. Стоимость работ составляет 60 000 рублей. Срок выполнения работ до 01.09.2023 г.
01.06.2023 главой администрации СП «Долгокычинское» М.А. Правосудовой в адрес председателя комитета по финансам администрации МР «Оловяннинский район» направлена заявка о выделении денежных средств в сумме 60 000 рублей для подготовки технических планов на сооружения водозаборных скважин.
01.08.2023 администрации предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 01.12.2023.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года N 13-П исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера. Исполнительский сбор выражается в возложении на должника обязанности по производству определенной дополнительной выплаты в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода, мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В данном случае, администрация СП «Долгокычинское» не отказывается от исполнения решения суда, однако в настоящее время исполнить решения суда невозможно по причине отсутствия денежных средств, поэтому суд считает возможным удовлетворить требования административного истца и освободить администрацию СП «Долгокычинское» от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 10.08.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░