Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-450/2023 ~ М-449/2023 от 30.08.2023

УИД 29RS0025-01-2023-000717-84

Дело № 2а-450/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 сентября 2023 года п. Октябрьский

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Шерягиной С.Н.,

при секретаре судебного заседания Федоровой Н.В.,

с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Новиковой Д.Д.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области к ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и НАО Попцовой Л.В., УФССП России по Архангельской области и НАО о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя и об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

администрация Устьянского муниципального округа Архангельской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ведущему судебному приставу-исполнителю ОСП по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и НАО Попцовой Л.В., УФССП по Архангельской области и НАО о признании незаконным постановления от 22 августа 2023 г. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству ...-ИП и освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

    В обоснование заявления указано, что решением Устьянского районного суда Архангельской области от 22 ноября 2017 г. по делу № ... удовлетворены административные исковые требования прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Устьянского муниципального района Архангельской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации мест захоронения на территории МО "Березницкое", МО "Малодорское", МО "Шангальское", возложении обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на места захоронений, по проведению межевания земельных участков, постановке на кадастровый учет, разработке проектов кладбищ.

Определением Устьянского районного суда от 1 марта 2023 г. произведена замена должника администрации МО «Устьянский муниципальный район» на правопреемника администрацию Устьянского муниципального округа Архангельской области. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Устьянскому району УФССП по Архангельской области и НАО от 26 июля 2023 г. возбуждено исполнительное производство ...-ИП. Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и НАО Попцовой Л.В. от 22 августа 2023 г. с административного истца взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Решение суда в установленные сроки не исполнено по уважительным причинам. Администрацией округа ведется постоянная и планомерная работа, большая часть судебного акта выполнена (по четырем проектам кладбищ из шести работа проведена в полном объеме). На сегодняшний день организована работа и обеспечена разработка четырех проектов кладбищ. В настоящее время разработано техническое задание (без учета коммерческих предложений), запрошены коммерческие предложения. 21 июля 2022 г. в рамках имеющихся лимитов объявлен электронный аукцион, на 1 августа 2022 г. заявок не поступало. 24 августа 2023 г. повторно запрошены коммерческие предложения на разработку проектно-сметной документации. ООО «Вологдаархпроект» взяло в работу данное задание. Администрацией округа 22 августа 2023 г. подано ходатайство об увеличении лимитов бюджетных обязательств на 2023 год в сумме 1 812 900 руб. 00 коп. на исполнение судебного акта.

Определением суда от 31 августа 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен прокурор Устьянского района Архангельской области.

Административный истец администрация Устьянского муниципального округа Архангельской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело без участия представителя.

Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и НАО Попцова Л.В. на судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания. В возражениях на административное исковое заявление просила в иске отказать.

Административный ответчик УФССП России по Архангельской области и НАО надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представителя не направил.

Помощник прокурора Устьянского района Архангельской области Новикова Д.Д. просила в иске отказать.

На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Новикову Д.Д., исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее- Закон №229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Решением Устьянского районного суда Архангельской области от 22 ноября 2017 г. административное исковое заявление прокурора Устьянского района Архангельской области к администрации «Устьянский муниципальный район» удовлетворено, признано незаконным бездействие администрации МО "Устьянский муниципальный район» по непринятию мер по организации на территории МО "Березницкое", МО "Малодорское", МО "Шангальское" мест захоронения, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно- эпидемиологического законодательства; на администрацию «Устьянский муниципальный район» возложена обязанность в срок до 31 декабря 2018 года оформить правоустанавливающие документы на места захоронений, расположенные по адресным ориентирам: д. ... в срок до 31 декабря 2018 года провести работы по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных по адресным ориентирам: д...; в течение месяца по истечению срока разработки проектов кладбищ, предусмотренного СанПиН 2.1.2882-11, направить проекты кладбищ на согласование в территориальный орган Роспотребнадзора по Архангельской области.

По определению того же суда от 10 июля 2019 г. администрации МО «Устьянский муниципальный район» предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 1 июля 2020 г.

В дальнейшем определением суда от 14 июля 2020 г. администрации МО «Устьянский муниципальный район» вновь предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 22 ноября 2017 г. до 31 декабря 2021 г., а определением суда от 03 февраля 2022 г. предоставлена отсрочка до 01 июля 2022 г.

Определением Устьянского районного суда от 1 марта 2023 г. произведена замена административного ответчика – администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области - на правопреемника - администрацию Устьянского муниципального округа Архангельской области.

На основании вышеуказанного решения суда 23 марта 2023 г. выдан исполнительный лист, судебным приставом-исполнителем ОСП по Устьянскому району УФССП России по Архангельской области и НАО Кузнецовой Н.С. постановлением от 26 июля 2023 г. возбуждено исполнительное производство ...-ИП в отношении должника – администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Указанное постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 28 июля 2023 г.

Согласно ч. 11 ст. 30 Закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Закона №229-ФЗ).

В связи с неисполнением исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок 22 августа 2023 г. в отношении должника – администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области ведущим судебным приставом-исполнителем Попцовой Л.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 01 декабря 2023 года.

Согласно штампу входящей корреспонденции вышеуказанное постановление получено административным истцом 23 августа 2023 г.

С настоящим административным иском административный истец обратился 30 августа 2023 г., следовательно срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, для обращения с иском не пропущен.

Установлено, что исполнив обязанность по направлению должнику копии постановления о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель предоставил должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа; в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа по истечении этого срока правомерно применил к должнику санкцию в виде взыскания исполнительского сбора.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1 статьи 112 Закона №229-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 112 Закон №229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В силу части 3 статьи 112 Закон №229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Частями 6 и 7 статьи 112 Закон №229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", следует, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Из изложенного следует, что основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения. Соответственно, основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является представление доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, а также принятие должником всех мер для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.

    Разрешая заявленные требования, суд не усматривает оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора. При этом суд исходит из того, что доказательств, подтверждающих, что должником в установленный срок для добровольного исполнения решения суда приняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, а также, что имеются обстоятельства непреодолимой силы, оправдывающие то обстоятельство, что судебное решение в установленные законом сроки не исполнено, не предоставлено.

При этом, суд, руководствуясь приведенными положениями части 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ, исходя из имущественного положения должника, принимая во внимание, в частности степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, предпринимаемые им меры, величину исполнительского сбора, подлежащего уплате, полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на 1/4 доли, то есть до 37 500 рублей.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 74 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).

В силу указания части 8 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 175-181, 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ...-░░, ░░ 37 500 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.09.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-450/2023 ~ М-449/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация Устьянского муниципального округа
Ответчики
УФССП России по Архангельской области
Судебный пристав-исполнитель ОСП по Устьянскому району Попцова Л.В.
Другие
Прокуратура Устьянского района
Суд
Устьянский районный суд Архангельской области
Судья
Шерягина Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
ustyansud--arh.sudrf.ru
30.08.2023Регистрация административного искового заявления
30.08.2023Передача материалов судье
31.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2023Дело оформлено
26.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее