Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-675/2022 ~ М-1-485/2022 от 06.05.2022

Дело (УИД) № 57RS0014-01-2022-000915-36

производство №2а-1-675/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года город Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Квасовой О.В.,

при секретаре судебного заседания Аминевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению администрации города Мценска Орловской области к судебным приставам-исполнителям Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Гладковой А.А. и Котяковой С.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация города Мценска Орловской области обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее УФССП России по Орловской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указано, что решением Мценского районного суда Орловской области от 24 сентября 2021 года, вступившем в законную силу 15 декабря 2021 года на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда, удовлетворены исковые требования Мценской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах К. А.Г. На администрацию города Мценска возложена обязанность предоставить К. А.Г. на территории города Мценска благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда общей площадью не ниже установленных социальных норм предоставления, отвечающее санитарным техническим требованиям на состав семьи из одного человека. Судебным приставом - исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области) 10 февраля 2022 возбуждено исполнительное производство №/ИП. На указанное постановление, поступившее истцу 14 февраля 2022 года, 16 февраля 2022 года направлено письмо с информацией о невозможности исполнения в срок для добровольного исполнения решения. Однако, 07 апреля 2022 года постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области установлен новый срок исполнения и взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Поскольку исполнение решения суда, связанное с приобретением жилого помещения по решению суда, возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует значительного времени, то истец просит освободить администрацию города Мценска Орловской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Гладковой А.А. от 07 апреля 2022 года в размере 50000 рублей.

Протокольным определением судьи от 30 мая 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены судебные приставы-исполнители ОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Гладкова А.А. и Котякова С.И.

В судебном заседании представитель административного истца Золотухина Н.Л. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Указала, что администрацией города Мценска предпринимались все меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

Административные ответчики судебные приставы-исполнители ОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Гладкова А.А. и Котякова С.И., представитель административного ответчика УФССП России по Орловской области, извещенные о дате и месте судебного заседания, в суд не явились.

Помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Егоркина А.В. в судебном заседании указала на отсутствие оснований для удовлетворения иска в полном объеме, полагала возможным частично освободить истца от взыскания исполнительского сбора.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации - 50000 рублей (часть 3).

В силу статьи 171, части 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов относится к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Законом (решением) о бюджете утверждается ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год.

Постановлением администрации города Мценска от 2 июля 2018 г. №750 К. А.Г. включен в муниципальный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений.

Постановлением Правительства Орловской области от 17.06.2020 №376 утвержден Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Орловской области на предоставление единовременной выплаты на ремонт жилых помещений, закрепленных на праве собственности за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных образований в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка (пункт 2).

Перечисление субвенций муниципальным образованиям на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для поступления доходов, распределяемых между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется главным распорядителем бюджетных средств - Департаментом на основании заявок органов местного самоуправления муниципальных образований о перечислении субвенций (далее также - заявка). Заявка подписывается руководителем и главным бухгалтером соответствующего муниципального образования и заверяется печатью органа местного самоуправления муниципального образования. Форма заявки утверждается приказом Департамента. Заявка регистрируется специалистом Департамента в журнале входящей корреспонденции в день поступления.

Департамент направляет заявку о перечислении субвенций в Департамент финансов Орловской области в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявок органов местного самоуправления муниципальных образований о перечислении субвенций в журнале входящей корреспонденции Департамента (пункт 3).

Органы местного самоуправления муниципальных образований несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за использование средств субвенций по целевому назначению, а также за достоверность сведений, содержащихся в документах, отчетности, и за нарушение сроков их представления (пункт 9).

Из материалов дела следует, что решением Мценского районного суда Орловской области от 24 сентября 2021 года на администрацию города Мценска Орловской области возложена обязанность предоставить К. А.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда на территории города Мценска Орловской области по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи из одного человека.

Указанное решение вступило в законную силу 15 декабря 2021 года на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда.

10 февраля 2022 года судебным приставом - исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Гладковой А.А. возбуждено исполнительное производство №/ИП. Предмет исполнения – обязать администрацию г. Мценска Орловской области предоставить К. А.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда на территории г. Мценска Орловской области по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи из одного человека.

Распоряжением Правительства Орловской области от 31 января 2022 года №39-р внесены изменения в распределение субвенций на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Департаменту финансов Орловской области поручено внести изменения в сводную бюджетную роспись областного бюджета с последующей подготовкой предложений о внесении в установленном порядке изменений в Закон Орловской области от 25 ноября 2021 года №2696-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», предусмотрев в 2022 году увеличение бюджетных ассигнований за счет дотации на поддержку мер по сбалансированности бюджетов, поступившей в 2021 году, по коду бюджетной классификации 798 1004 7620472950 530 на сумму 15128,2 тыс. рублей и по коду бюджетной классификации 798 1004 7620472960 530 на сумму 121571,8 тыс. рублей.

Согласно Уведомлению №30 Департамента финансов Орловской области о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов от 09 декабря 2021 года в бюджет города Мценска предоставлена субвенция в размере 7355000 руб. для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с судебными решениями.

Уведомлением №1626 Департамента финансов Орловской области от 01 февраля 2022 года указанная сумма уменьшена на 5516200 руб.

16 февраля 2022 года администрацией города Мценска Орловской области в адрес судебного пристава - исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Гладковой А.А. направлено письмо о выполнении администрацией мероприятий для исполнения решения суда.

Распоряжением Управления по муниципальному имуществу г. Мценска от 18 февраля 2022 года №13 внесены изменения в план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд управления по муниципальному имуществу г. Мценска на 2022 финансовый год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Согласно извещению о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенных жилых помещений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 09 марта 2022 года.

Согласно выписке из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 06 апреля 2022 года и выписке из постановления администрации г. Мценска от 07 апреля 2022 года №468 К. А.Г. предоставлена по договору найма специализированного жилого помещения квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Гладковой А.А. от 07 апреля 2022 года с администрации г. Мценска Орловской области взыскан исполнительский сбор по исполнительному производству №-ИП от 10 февраля 2022 года в размере 50000 рублей, предоставлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 05 мая 2022 года.

12 мая 2022 года постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. исполнительное производство №-ИП от 10 февраля 2022 года окончено.

В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

При этом, в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации города Мценска в нарушении установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа по причине отсутствия свободного муниципального жилого помещения, которое могло быть предоставлено взыскателю К. А.Г. по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Мценска, уменьшения субвенций на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с судебными решениями, и необходимостью соблюдения порядка, установленного Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Добровольно исполнить в течение установленного после возбуждения исполнительного производства срока судебное решение об обеспечении К. А.Г. благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным, строительным, эпидемиологическим и иным требованиям, невозможно вследствие объективных обстоятельств и по независящим от администрации города Мценска причинам.

При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия данных о наличии вины администрации города Мценска Орловской области в несвоевременном неисполнении судебного решения, административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-227 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 07 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1-675/2022 ~ М-1-485/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Мценска Орловской области
Ответчики
судебный пристав-исполнитель МОСП ОИП УФССП России по Орловской области Гладкова А.А.
УФССП России по Орловской области
судебный пристав-исполнитель МОСП ОИП УФССП России по Орловской области Котякова С.И.
Другие
Мценская межрайонная прокуратура
Суд
Мценский районный суд Орловcкой области
Судья
Квасова О.В.
Дело на сайте суда
mcensky--orl.sudrf.ru
06.05.2022Регистрация административного искового заявления
06.05.2022Передача материалов судье
12.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2022Подготовка дела (собеседование)
19.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
21.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее