Дело № 2а-450/2020
УИД: 91RS0018-01-2019-003196-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2020 года г. Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе
председательствующего судьи Гончарова В.Н.,
при секретаре Рубан И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО16 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО21, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО21 ФИО2, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО21 ФИО3, заинтересованные лица: Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> Республики ФИО21, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, кадастровый инженер ФИО15 о признании незаконным осуществления государственного кадастрового учета земельных участков и снятии земельных участков с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
В ноябре 2019 года ФИО16 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО21, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО21 ФИО2, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО21 ФИО3, заинтересованные лица: Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> Республики ФИО21, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 о о признании незаконным осуществления государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами № и снятии их с кадастрового учета..
Административные исковые требования мотивированы тем, что лицами, по заявлению которых поставлены на кадастровый учет перечисленные земельные участки, нарушен порядок согласования проекта межевания земельного участка «извещение в адрес истицы не направлялось, а также не публиковалось в средствах массовой информации, кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истица уведомила административного ответчика о том что проекты межевания не согласованы в установленном порядке», однако, административным ответчиком спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет.
С данными действиями административного ответчика административный истец не согласен, считает их незаконными и необоснованным, в связи, с чем обратилась в суд с административным иском с целью защиты своих прав и законных интересов.
Административный истец ФИО16, будучи надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель Административного истца ФИО18 в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Административные ответчики – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО21, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО21 ФИО2, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО21 ФИО3, представители заинтересованных лиц – Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики ФИО21, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явились, о причинах неявки суду не сообщили, по административному иску предоставили свои возражения.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, руководствуясь положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц по доверенности ФИО19 возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Суд, выслушав мнение представителя административного истца, представителя заинтересованных лиц, с учетом поданных возражений административного ответчика, исследовав материалы административного дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ выясняет
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно названному Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных названным Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция РФ, Гражданский кодекса Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель),
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав,
3) иные документы, предусмотренные названным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона № 218-ФЗ документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Федеральным законом, вид регулируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии со статьей 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включат в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулируются Федеральным законом от 24.07.2002г. № 101-ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Статьей 13 Закона № 101-ФЗ, предусмотрено, что участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей в порядке, установленном частями 4 - 6 настоящей статьи (ч. 2 ст. 13 Закон № 101-ФЗ). Если указанное в части 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (ч. 4 ст. 13).
В соответствии с требованиями Федерального закона № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» заинтересованными лицами по делу с кадастровым инженером ФИО15 заключены договора подряда на выполнение кадастровых работ,.
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 Федеральным законом № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Пунктом 9 статьи 13.1 Федеральным законом № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным (п. 12).
Ст. 39 п. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О кадастровой деятельности" установлено, что в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.
Редакция газеты «Сакская газета» является муниципальным бюджетным учреждением основным предметом деятельности которой является официальное публикация решений районного совета Республики ФИО21, правовых актов <адрес> совета, органов местного самоуправления сельский поселений, таким образом, опубликование извещения О проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка в указанной газете допускается законом.
В периодическом издании газеты «Сакская газета» от 15.06.2019г. № размещено извещение «О проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка» из которого следует, что кадастровым инженером ФИО15 в отношении земельного участка площадь 152000кв.м, расположенного по адресу: Республика ФИО21, <адрес>, на территории <адрес> сельского совета, из земель коллективной собственности КСП «Токаревский» в кадастровом квартале выполняются кадастровые работы по образованию земельного участка… Форма и текст извещения законодательно не урегулирован, Приказом Минэкономразвития России от 21.11.2016г. № утверждена только примерная форма извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков – извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка, опубликованное в «Сакской газете» по форме и содержанию не нарушает требования действующего законодательства, содержит сведения, предусмотренные ФЗ № 101-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованным лицам обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельные участки
Согласно пункту 12 статьи 13.1 Федерального закона N 101-ФЗ в случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.
Поскольку в течение 30 дней со дня размещения извещения в средствах массовой информации возражений со стороны иных участников долевой собственности земельного участка о размере и местоположении не поступило, кадастровым инженером ФИО15 подготовлены проекты межевания земельного участка..
На основании подготовленных межевых планов подано заявление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО21 о постановке на кадастровый учет земельного участка, вместе с заявлением представлен проект межевания земельных участков в форме электронного документа в виде файлов формата XML, по результатом проверки которого на кадастровый учет поставлен земельный участок с присвоением кадастрового номера.
Сообщение на которое ссылается административный истец как на поданное возражение вручено ответчику только 13 августа – то есть с пропуском 30 дней, кроме того, указанное сообщение должно отвечать части 13 статьи 13.1 ФЗ № которой установлено, что Возражения должны содержать:
- фамилию, имя и отчество лица, выдвинувшего Возражения, и реквизиты документа, удостоверяющего его личность,
- обоснование причин его несогласия с предложенными размером и местоположением границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка,
- кадастровый номер исходного земельного участка.
К Возражениям должны быть приложены копии документов, подтверждающих право лица, выдвинувшего эти возражения, на земельную долю в исходном земельном участке. Копия Возражения должна быть направлена кадастровому инженеру - в соответствии с частью 14 Федерального закона N 101-ФЗ возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.
Исходя из вышеизложенного, поступившее сообщение без приложения документов, с пропуском срока, не содержащее объективного обоснования причин несогласия с размером и местоположением границ выделяемого в счет земельных долей земельного участка, при условии отсутствия со стороны заявителя действий по надлежащему оформлению земельного участка, не может быть принято как Возражение, в связи с чем не может быть учтено при проведении кадастровых работ и кадастровом учете выделяемого земельного участка.
Таким образом, нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предъявляемых к процедуре выдела земельных участков в счет земельных долей судом не установлено.
При указанных выше обстоятельствах действия административных ответчиков по постановке земельных участков на кадастровый учет : № соответствуют требованиям действующего законодательства.
Кроме того, необходимо отметить следующее, что в соответствии с представленными в материалы дела Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО21 сведениями из государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами № принадлежат на праве собственности заинтересованным лицам.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", определяющем подход к применению положений гражданского законодательства в спорах о правах на недвижимое имущество, указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Исходя из содержания названных норм права, правом на предъявление иска о признании права отсутствующим имеет лицо, владеющее этим имуществом и обладающее на него зарегистрированным правом.
Кроме того, необходимым условием применения того или иного способа защиты является обеспечение восстановления нарушенного права, истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 56 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам КАС РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Как следует из материалов дела, предметом заявленных требований является признание незаконными действий органа кадастрового учета по постановке на кадастровый учет обособленных земельных участков и обязании снять земельные участки с кадастрового учета.
С учетом изложенного и принимая во внимание предмет спора, суд пришел к выводу о том, что фактически административный истец просит разрешить вопрос в отношении границ земельных участков, принадлежащих, в том числе, и другим лицам, что свидетельствует о наличии спора о праве, который не может быть разрешен в рамках рассмотрения требования, предъявленного по правилам КАС к кадастровому органу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░16 – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░21 ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░21 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░