Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4091/2024 ~ М-2465/2024 от 01.04.2024

Копия

УИД: 56RS0018-01-2024-004518-33

№2а-4091/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2024 года                                                              г. Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Катеринина В.В.,

при секретаре Захаровой И.Ю.,

с участием: административного ответчика Семенова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Оренбургской области к Семенову С. В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России №15 по Оренбургской области обратилась в Ленинский районный суд г. Оренбурга с административным исковым заявлением к Семенову С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование иска административный истец ссылается на тот факт, что административный ответчик является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, в связи с получением в дар долей в праве собственности на земельные участки в 2021 году. В результате бездействия налогоплательщика, выразившегося в не исчислении налога на доходы физических лиц за 2021 год и не предоставлении налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, занижена налоговая база и не уплачен налог на доходы физических лиц в сумме 240793 рубля. В связи с несвоевременной уплатой вышеназванного налога в адрес налогоплательщика направлено налоговое требование. В срок, указанный в требовании, оплата вышеуказанной задолженности налогоплательщиком не произведена. В связи с не оплатой исчисленных сумм по начисленному налогу и пени инспекция в порядке главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства РФ обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Семенова С.В. недоимки и пени. ... вынесен судебный приказ о взыскании с Семенова С.В. недоимки по налогам и пени. Определением от 29 сентября 2023 года судебный приказ в порядке статьи 123.5, статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводство РФ отменен по заявлению Семенова С.В. Административный истец просит взыскать с Семенова С.В. задолженность по налогам на общую сумму 171065,86 рублей, из них: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2021 год в размере 86 426,89 рублей; штраф по п.1 ст. 122 НК РФ в размере 12039, 75 рублей; штраф по п.1 ст. 119 НК РФ в размере 18 059,50 рублей; штраф за налоговое правонарушение, предусмотренное главой 16 НК РФ в размере 250,00 рублей; пени в размере 54289,72 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, о рассмотрении дела Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Оренбургской области извещена надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть административное дело в порядке статьи 150 Кодекса административного суда производства РФ в отсутствие представителя административного истца.

В судебном заседании административный ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку полагал, что налоговым органом неверно исчислен налог и пени по указанному налогу.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения административного ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В силу пунктов 1, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Доходом, согласно ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации, признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить пени (ст. 75 НК РФ).

В соответствии с частями 1,2,3,4 статьи 75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ... Семенов С.В. получил доход в результате получения в дар:

- ... доли в праве собственности на земельный участок, находящийся по адресу: ... ..., с кадастровым номером N;

- ... доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., с кадастровым номером N расположенный в западной части кадастрового квартала N;

- ... доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., с кадастровым номером N расположенный в западной части кадастрового квартала N

- ... доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., с кадастровым номером N расположенный в западной части кадастрового квартала N;

- ... доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ..., с кадастровым номером N расположенный в западной части кадастрового квартала N от Семеновой В.Г.

Таким образом, Семенов С.В. в соответствии со ст. 207 НК РФ является плательщиком налога на доходы физических лиц.

Исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислена налоговым органом и составляет 240792 рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В связи с неуплатой сумм налога в результате занижения Семеновым О.В. налоговой базы при получении в дар имущества налоговым органом исчислена сумма штрафа в размере 48159 руб., что составляет 20% от общей суммы неуплаченного налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В установленный законодательством срок налоговая декларация за 2021 год административным ответчиком не представлена, в связи с чем налоговым органом на Семенова О.В. наложен штраф в размере 30% от суммы неуплаченного налога, который составил 72238 руб.

В ходе рассмотрения материалов проверки в отношении Семенова С.В. установлено смягчающее обстоятельство, а именно совершение правонарушения впервые, а также несоразмерность деяния тяжести наказания, в связи с чем сумма исчисленных штрафов снижена до 12039,75 руб. и 18059,50 руб. соответственно.

Кроме того, в связи с уклонением от явки в налоговый орган без уважительных причин Семенову О.В. назначен штраф, предусмотренный Главой 16 НК РФ в размере 250 рублей.

В установленный законодательством срок оплата налогов и штрафа в полном объеме Семеновым О.В. не произведена, на основании чего налоговым органом сформировано налоговое требование N от ... о взыскании налога на доходы физических лиц за 2021 год в размере 360785,80 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 13026,16 руб., исчисленными в соответствии со ст. 75 НК РФ, штрафа в размере 18059,50 руб., штрафа в размере 250 рублей со сроком уплаты до ....

Оставшаяся задолженность Семенова С.В. по НДФЛ за 2021 год составляет 86426,89 рублей.

Расчет сумм проверен судом и является правильным.

Административным истцом представлен скрин шот личного кабинета налогоплательщика, подтверждающий направление в адрес Семенова О.В. налогового требования N по состоянию на ....

Федеральным законом от 14.07.2022г. №263-Ф, вступившим в законную силу 01.01.2023 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в ряд статей Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, статья 48 НК РФ изложена в новой редакции, из которой исключено ранее действующее ограничение для налогового органа при обращении в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества «в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога».

Согласно п. 3 ст. 69 НК РФ, исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

Кроме того с 01.01.2023 г. п. 1 ст. 69 НК РФ в новой редакции предусматривает направление налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности только по факту формирования отрицательного сальдо единого налогового счета (далее – ЕНС).

Согласно п.1 ст. 70 НК РФ, требование направляется в течение трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо ЕНС в размере, превышающем 3000 рублей.

Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 29.03.2023г. № 500 продлены предельные сроки направления требований об уплате налоговой задолженности и применения мер взыскания на шесть месяцев.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ, совокупной обязанностью признается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 11.3 НК РФ, сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.

Если по состоянию на 31.12.2022 г. сумма неисполненных налогоплательщиком обязанностей превысила сумму излишне перечисленных денежных средств, у налогоплательщика 01.01.2023г. формируется отрицательное сальдо ЕНС, со дня формирования которого начинает исчисляться срок для направления требования об уплате задолженности.

С направлением требования по-прежнему связывается начало процедуры взыскания задолженности и течения сроков для принятия мер по взысканию задолженности, при увеличении размера которой процедура взыскания не начинается заново.

В случае увеличения суммы задолженности налогоплательщика после направления требования об уплате задолженности в связи с формированием отрицательного сальдо ЕНС направление нового требования об уплате задолженности законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. Статья 71 НК РФ о направлении уточнённого требования в случае изменения налоговой обязанности с 01.01.2023 г. также утратила силу.

Об отсутствии у налогового органа обязанности по направлению уточненного требования налогоплательщику сообщается в требовании об уплате задолженности (в требовании от 16.05.2023 № 700) налоговым органом эта информация указана в аб.2 листа 2) с указанием на то, что актуальную информацию о сумме задолженности на соответствующую дату налогоплательщик может получить в личном кабинете.

До тех пор, пока сальдо не станет нулевым либо положительным, ранее направленное налогоплательщику требование об уплате задолженности будет считаться действительным.

Таким образом, налогоплательщику направляется новое требование об уплате задолженности только после полного погашения имеющейся задолженности и формирования нового отрицательного сальдо.

В связи с неисполнением требования в установленный срок, административный истец 30 августа 2023 года обратился к мировому судье судебного участка № 3 Ленинского района г. Оренбурга с заявлением о выдаче судебного приказа.

Судебный приказ №02а-0015/36/2023 выдан мировым судьей судебного участка №3 Ленинского района г. Оренбурга ..., в соответствии с которым с Семенова О.В. взыскан налог на доходы физических лиц за 2021 год в размере 99453,05 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 54289,72 руб., исчисленными в соответствии со ст. 75 НК РФ, штраф в общем размере 30349,25 руб., всего на общую сумму 184092,02 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г. Оренбурга от 29 сентября 2023 года судебный приказ отменен на основании возражений Семенова О.В.

С рассматриваемым административным исковым заявлением Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России №15 по Оренбургской области обратилась ....

Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что административным истцом порядок взыскания задолженности соблюден, сроки обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа и обращения в суд с административным исковым заявлением налоговым органом не пропущены.

С учетом представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком, как налогоплательщиком, не исполнена предусмотренная налоговым законодательством обязанность по уплате исчисленных налогов, пени и штрафов, в связи с чем находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При подаче искового заявления административный истец в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Судом удовлетворены административные исковые требования имущественного характера на общую сумму 171065,86 руб., следовательно, в силу п.п.1.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина в размере 4621 руб. подлежит взысканию с административного ответчика.

В соответствии с ч. 3 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд также решает вопросы о сохранении или об отмене действия мер предварительной защиты по административному иску, о дальнейшей судьбе вещественных доказательств, о распределении судебных расходов и иные возникшие в ходе судебного разбирательства и требующие разрешения вопросы.

    В силу ч. 3 ст. 89 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.

Согласно определению суда от 4 апреля 2024 года удовлетворено ходатайство Межрайонной ИФНС России № 15 по Оренбургской области о применении мер предварительной защиты, на принадлежащее Семенову С.В. имущество наложен арест в пределах суммы требований.

Учитывая удовлетворение судом заявленных налоговой инспекцией требований, принятые меры предварительной защиты должны быть сохранены до исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 15 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 15 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2021 ░░░ ░ ░░░░░ 86426,89 ░░░░░░; ░░░░░ ░░ ░░. 122 ░░ ░░ ░ ░░░░░ 12039,75 ░░░░░░; ░░░░░ ░░ ░░. 119 ░░ ░░ ░ ░░░░░ 18059,50 ░░░░░░; ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 16 ░░ ░░ ░ ░░░░░ 250 ░░░░░░; ░░░░ ░ ░░░░░ 54289,72 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 171065,86 ░░░░░░.

        ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4621 ░░░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

        ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 21 ░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░                             ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:

░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2░-4091/2024

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-4091/2024 ~ М-2465/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 15 по Оренбургской области
Ответчики
Семенов Сергей Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбурга
Судья
Катеринин Виталий Викторович
Дело на сайте суда
leninsky--orb.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация административного искового заявления
02.04.2024Передача материалов судье
04.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
21.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее