Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-101/2023 (2а-922/2022;) ~ М-929/2022 от 15.12.2022

Дело № 2а-101/2023

УИД 22RS0012-01-2022-001333-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2023 г. г. Славгород

Славгородский городской суд Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи Гайдар Е.В.

при секретаре Самокрутовой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску К.В.В. и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю признании решения незаконным, восстановлении срока для возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

К.В.В. обратился в суд с административным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю о признании решения незаконным, восстановлении срока для возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и возложении обязанности. В обоснование иска указал. Что в период с июля по декабрь 2018 года осуществлял предпринимательскую деятельность и был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя В соответствии с Налоговым Кодексом РФ он уплатил взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 8134,62 руб.. но в связи с тем, что реквизиты платежа были неверны, платеж поступил в пенсионный фонд, тогда как функции администрирования страховых платежей уже были переданы Федеральной налоговой службе, о чем ему не было известно.

В марте 2019 года административный истец получил требование об уплате страховых взносов на пенсионное страхование, после чего сразу обратился в налоговую инспекцию и составил заявление на уточнение реквизитов платежей. В августа 2019 года он повторно обратился в налоговую инспекцию, тюк ответа не получил и повторно написал заявление.

В ноябре 2022 года ему стало известно о возбуждении исполнительного производства о взыскании страховых взносов.

В Пенсионном фонде ему предложили оформить заявление на возврат излишне уплаченных сумм, что он и сделал.

04 декабря 2022 года административному истцу сообщили об отказе в возврате денежных средств в связи с пропуском срока исковой давности.

С данным отказом он не согласен, поскольку отказ противоречит разъяснениям Минфина РФ и Конституционного суда Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, административный истец просил суд признать незаконным решение Государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю от 29.11.2022 г. № 032F07220000815; восстановить К.В.В. срок для возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; обязать вернуть К.В.В. излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 8134,62 руб.

Определением Славгородского городского суда от 12 января 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС № 4 по Алтайскому краю.

Кроме того, произведена замена административного ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю его правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю( л.д. 46-47).

Административный истец К.В.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, сославшись на доводы иска.

Представитель административного ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю У.А.В. административные исковые требования не признала, указав, на соответствие оспариваемого решения закону, а также пропуск истцом срока исковой давности.

Представитель заинтересованного лица Межрайонная ИФНС № 4 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен. В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее- КАС РФ)дело рассмотрено в отсутствие данного лица..

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как установлено в судебном заседании, К.В.В. в соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В период осуществления предпринимательской деятельности с 14.08.2018 по 03.12.2018 заявитель был зарегистрирован в системе ПФР за номером 032-008- 103024.

К.В.В. уплатил фиксированный страховой взнос в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2018 год 24 сентября 2018 года в размере 3496,39 рублей, а также 04 декабря 2018 года в размере 4638,23 рублей, на КБК 18210202140061110160( л.д. 7).

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Алтайскому краю К.В.В. направлено требование № 11246 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, процентов( для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 27 февраля 2019 года. в размере 8 134,76( страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии( л.д. 24-25).

08 августа 2019 года К.В.В. обратился в Межрайонную ИФНС России № 9 по Алтайскому краю с просьбой разобраться с задолженностью по страховым взносам в размере 8134,76 рублей, указывая, что в марте им было подано заявление об уточнении реквизитов платежа( л.д. 8 об-т).

10 августа 2022 года мировым судьей судебного участка № 2 г. Славгорода вынесен судебный приказ о взыскании с К.В.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 8134,76 руб, пени в размере 392,51, всего 8527,27 руб( л.д. 8).

Определением мирового судьи судебного участка №2 г. Славгорода Алтайского края от 09 декабря 2022 года вышеназванный судебный приказ отменен (л.д. 34).

Согласно информации, представленной административным ответчиком, в Отделение ПФР по Алтайскому краю поступал запрос из Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю № 05-48/8424 о согласовании уточнения реквизитов платежных документов.

В дальнейшем, в Центр ПФР по выплате пенсии в Алтайском крае вновь поступил запрос из Межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю от 30.10.2020 № 05-48/7656 о согласовании уточнения.

По данным запросам было дано заключение ПФР о том, что КБК подлежит уточнению, что подтверждается ответом Центра ПФР по выплате пенсий от 12.11.2020 № 12873, а также реестром платежных документов, по которым выполнено согласование уточнения КБК( л.д. 19-21).

Налоговые органы не представили К.В.В., а также суду по запросу, ответ по заявлению К.В.В. об уточнении реквизитов платежных документов

По состоянию на 01.02.2023 года за К.В.В. числится переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии( сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в сумме 8134,62 рубля, что не оспаривалось ответчиком и подтверждено налоговым органом.

Решением ОПФР по Алтайскому краю от 29 ноября 2022 годам № 032F07220000815 о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов К.В.В. отказано в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации( на страховую пенсию) в размере 8134,62 рублей.

Отказывая административному истцу в возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, административный ответчик сослался на истечение срока давности к возврату платежа. При этом установил, что факт переплаты подтвержден, платеж 2018 года в размере 8134, 62 руб.( л.д.9).

Решение административного ответчика является законным и обоснованным.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ст. 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу частей 1 и 4 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Часть 13 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривала, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Аналогичная норма содержится в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации: заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Учитывая дату уплаты последнего платежа и дату обращения в пенсионный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, административный ответчик правомерно отказал в возврате, ссылаясь на истечение предусмотренного законом трехлетнего срока.

Вместе с тем, суд полагает, что имеются основания для возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанности возвратить К.В.В., ИНН 221001341 959 из бюджета излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии( сумма платежа за истекшие расчетные периоды, до 01 января 2017 года) в сумме 8134,62 руб.

Конституционный Суд РФ в Определении от 21.06.2001 года N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 ст. 78 НК РФ" указал, что оспариваемая заявителем норма п. 8 ст. 78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе, вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Из административного иска следует и судом установлено, что излишняя уплата по страховым взносам на пенсионное страхование в размере 8134,62 руб. образовалась у К.В.В. в 2018 году в связи с ошибочным указанием в платежных документах кода бюджетной классификации. Административный истец, уведомленный налоговым органом в 2019 году о наличии задолженности по страховым взносам на пенсионное страхование в фиксированном размере, обратился в налоговый орган с заявлением об уточнении реквизитов платежных документов. Не получив письменный ответ об отказе в уточнении реквизитов платежа, К.В.В. полагал свои обязанности по уплате страховых взносов исполненными. Однако до настоящего времени реквизиты платежных документов не уточнены, а налоговый орган обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании данных страховых взносов. Судебный приказ выдан 10 августа 2022 года.

Следовательно, о нарушении своего права на возврат излишне уплаченных страховых взносов административный истец узнал при получении судебного приказа в августе 2022 года, а в суд с настоящим иском обратился 15 декабря 2022 года, т.е. в пределах установленного законом трехлетнего срока исковой давности. Оснований для его восстановления не имеется.

Принимая во внимание факт переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии( сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в сумме 8134,62 рубля, требования административного истца в части возложения обязанности возвратить из бюджета излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 8134,62 руб. подлежат удовлетворению. В удовлетворении остальной части иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░░ 221001341 959 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░( ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ 01 ░░░░░░ 2017 ░░░░) ░ ░░░░░ 8134,62 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ - ░.░.░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-101/2023 (2а-922/2022;) ~ М-929/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кузнецов Владимир Владимирович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю
Другие
Межрайонная ИФНС России №4 по Алтайскому краю
Суд
Славгородский городской суд Алтайского края
Судья
Гайдар Елена Васильевна
Дело на сайте суда
slavgorodsky--alt.sudrf.ru
15.12.2022Регистрация административного искового заявления
15.12.2022Передача материалов судье
19.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Судебное заседание
06.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее