Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1815/2024 ~ М-1387/2024 от 03.04.2024

                                                           дело № 2а-1815/2024

                 26RS0002-01-2024-003037-60

                    РЕШЕНИЕ

                    Именем Российской Федерации

15 мая 2024 года                                                                                                                                                    г. Ставрополь

Ленинский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Романенко Ю.С.,

при секретаре Махтиевой З.Ж.,

с участием:

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю – Кузнецовой Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Старший Юрие к У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, заинтересованное лицо Старшая М. А., о признании незаконными действий по осуществлению государственной регистрации прав,

    установил:

Старший Ю. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, заинтересованное лицо Старшая М.А., о признании незаконными действий по осуществлению государственной регистрации прав.

В обосновании заявленных требований в иске указано, 21.08.2023 Государственный регистратор Управления Росреестра по Ставропольскому краю зарегистрировала переход права собственности на жилой дом с кадастровым номером <номер обезличен>, запись регистрации <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, садоводческое товарищество «Кавказ», массив <номер обезличен>, участок <номер обезличен> площадью 158,9 кв.м, на бывшую супругу истца Старшую М.А. на основании определения Пятигорского городского суда Ставропольского края от 18.05.2023 об утверждении мирового соглашения между административным истцом и бывшей супругой Старшей М.А. Вышеуказанные действия государственного регистратора административный истец считает незаконными в связи с тем, что был нарушен п.2 ст.58 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним»: при отсутствии причин, препятствующих государственной регистрации перехода права и (или) сделки с объектом недвижимости, наличие судебного спора о зарегистрированном праве не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода такого права и (или) сделки с объектом недвижимости». В данном случае причина, препятствующая регистрации прав налицо: не выполнение заявителем условий мирового соглашения. Согласно условиям мирового соглашения Старшая М.А. в срок до 18.11.2023 выплачивает Старшему Ю. 3250000 руб. Данное условие Старшей М.А. выполнено не было. Из текста мирового соглашения следует: основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРН является исполнение условий мирового соглашения. О нарушении прав административному истцу стало известно в октябре 2023 года. После чего, административный истец обратился с жалобой на действия государственного регистратора к Руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. С ответом Руководителя <номер обезличен> от 28.11.2023 административный истец не согласен. Руководитель согласен с действиями госрегистратора в части отсутствия причин, препятствующих проведению государственной регистрации права при проведении правовой экспертизы документов. Административный истец считает, что никакой правовой экспертизы документов вообще не проводилось. До обращения с настоящим иском административный истец также пытался восстановить свое нарушенное право путем подачи частной жалобы в Пятый кассационный суд общей юрисдикции на определение Пятигорского городского суда об утверждении мирового соглашения от 18.05.2023. Определением от 16.01.2024 административному истцу было также отказано в удовлетворении жалобы, определение суда оставлено без изменения. В настоящее время административным истцом подана кассационная жалоба в Верховный суд Российской Федерации. У государственного регистратора не возникло сомнений в наличии оснований для внесения соответствующей записи в ЕГРН, несмотря на то, что Старшей М.А. на государственную регистрацию должны были быть представлены определение Пятигорского городского суда вместе с текстом мирового соглашения. Государственный регистратор не изучила представленные документы должным образом, и не провела правовую экспертизу представленных документов. В данном случае государственная регистрация права иного лица на недвижимое имущество, не принадлежащее заявителю, непосредственно затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца. Административный истец, не получив ни копейки от Старшей М.А., выехал из жилого дома с вещами и сейчас вынужден снимать квартиру. Ранее, административный истец ошибочно обратился в Промышленный районный суд г.Ставрополя с данным административным исковым заявлением. В связи с чем, просит признать уважительным пропуск срока для подачи настоящего иска. На основании изложенного, просил суд: о восстановлении пропущенного срока подачи настоящего административного искового заявлений; о признании незаконными действия государственного регистратора У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по регистрации перехода права собственности на жилой дом с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, садоводческое товарищество «Кавказ», массив <номер обезличен>, участок <номер обезличен> площадью 158,9 кв.м., на Старшую М.А.; прекращении право собственности за Старшей М.А. на жилой дом с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, садоводческое товарищество «Кавказ», массив <номер обезличен>, участок <номер обезличен> площадью 158,9 кв.м.; аннулировании записи регистрации в Едином государственном реестре недвижимости <номер обезличен> от 21.08.2023.

В судебное заседание административный истец Старший Ю., не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте проведения судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступало.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю – Кузнецова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам изложенным в возражениях. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.

В судебное заседание заинтересованное лицо Старшая М.А., не явилась, надлежащим образом была извещена о времени и месте проведения судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств о рассмотрении дела в её отсутствие в суд не поступало.

Суд с учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав мнение представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю – Кузнецовой Е.А., проверив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда по административному делу должно быть законным и обоснованным.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» применительно к аналогичным положениям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 194) разъяснил, что решение является законным лишь в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2); решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).

Разрешая требования административного истца о восстановлении срока для подачи административного искового заявления об оспаривании действия должного лица службы судебных приставов суд, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1), не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания - они определяются Согласно ч. 1 и 5 ст.219 КАС РФ по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

В п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 г.№ 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам гл. 22 КАС РФ, гл. 24 АПК РФ, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, о привлечении к ответственности (ч. 3 ст. 92 КАС РФ, ч. 4 ст. 113 и ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Старший Ю. обращаясь в суд с настоящим иском, просил восстановить срок для обжалования действий по осуществлению государственной регистрации прав, ссылаясь на тот факт, что 13.12.2023 обратился в Промышленный районный суд г.Ставрополя, определением Промышленного районного суда г. Ставрополя административное исковое заявление Старшего Ю. возвращено административному истцу и разъяснено право обратиться в суд с иском по правилам территориальной подсудности.

Частью 7 ст. 219 КАС РФ определено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Суд находит причины пропуска обращения в суд с настоящим административным иском Старшим Ю. уважительными, а потому процессуальный срок подлежит восстановлению.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Часть 11 ст. 226 КАС РФ распределяет бремя доказывания между сторонами административного производства.

Административный истец обязан доказать, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.

Административный ответчик обязан доказать, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно положениям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (реестр). Государственная регистрация права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Частью 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав, прилагаются к заявлению о государственной регистрации прав (п. 2 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно ч. 4 п. 3 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Судом установлено, что определением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 18.05.2023 утверждено мировое соглашение между Старшим Ю. и Старшей М.А., согласно которому Старшая М.А. в срок до 18.11.2023 выплачивает Старшему Ю. 3250 000 рублей. В индивидуальную собственность Старшей М.А. поступает жилой дом с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, СТ «Кавказ» массив <номер обезличен>, участок <номер обезличен> площадью 158,9 кв.м., а также земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 475 кв.м. по адресу: <адрес обезличен>, СТ «Кавказ» массив <номер обезличен>, участок <номер обезличен>

10.08.2023 Старшая М. А. через МФЦ обратилась в Управление с заявлением № КУВД-001/2023-35172750 о государственной регистрации права собственности в отношении здания с кадастровым номером <номер обезличен> общей площадью: 158,9 кв.м., адрес: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>.

С заявлением представлены определение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 18.05.2023 об утверждении мирового соглашения по гражданскому делу <номер обезличен>, мировое соглашение от 18.05.2023, заключенное между истцом и ответчиком по гражданскому делу <номер обезличен>, сведения о переводе денежных средств получателю Старшему Юрие.

Согласно п. 3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с подп. 4 п. 168 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки).

Правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 215).

Согласно ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:

1) лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;

2) с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

3) имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

4) право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом;

5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;

7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

8) представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами;

9) не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам;

10) представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам;

11) ранее представлены документы на государственную регистрацию права иного лица на этот же объект недвижимости или сделки с ним, ограничения права либо обременения объекта недвижимости и по данным документам решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято (за исключением случая, если государственная регистрация прав обоих заявителей может быть осуществлена одновременно (последовательно) и (или) независимо друг от друга, либо если документ, на основании которого ранее заявлена государственная регистрация права, признан судом недействительным, либо если судом признано недействительным (отсутствующим) право, заявление о государственной регистрации которого представлено ранее);

12) сделка, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющиеся основанием для государственной регистрации права, признаны недействительными в судебном порядке;

13) сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной;

14) представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона;

15) в представленных документах отсутствует подтверждение наличия в случаях, предусмотренных федеральным законом, согласия на совершение сделки, подлежащей государственной регистрации или являющейся основанием для государственной регистрации права, ограничения или обременения права, третьего лица, органа юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления, если из федерального закона следует, что такая сделка ничтожна.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Закона о регистрации.

Так, по результатам проведения правовой экспертизы государственным регистратором прав было установлено, что в сведениях ЕГРН имеется актуальная запись регистрации об аресте (запрете) на совершение действий по регистрации на основании определения Пятигорского городского суда Ставропольского края от 04.07.2022 о принятии обеспечительных мер.

15.08.2023 государственным регистратором прав направлен запрос № 26-09-01118/23 в Пятигорский городской суд Ставропольского края об актуальности вышеуказанного запрета, а в случае его отмены, о направлении в адрес Управления вступившего в законную силу определения суда об отмене указанного запрета.

В Управление Росреестра по Ставропольскому краю поступило вступившее 18.07.2023 в законную силу определение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 26.06.2023 об отмене обеспечительных мер.

В соответствии с п. 5 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей адрес (ч. 2 ст.13 ГПК РФ).

Аналогичное положение предусмотрено ч. 1 ст. 16 КАС РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5.07.2001 №154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права.

В соответствии со ст.58 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ основанием возникновения права являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации; права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным Законом.

Кром того, в силу ч. 11 ст. 153.10 ГПК РФ определение об утверждении мирового соглашения подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение одного месяца со дня вынесения такого определения.

Согласно положениям ст. 153.11 ГПК РФ мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим мировым соглашением (ч. 1). Мировое соглашение, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению по правилам раздела VII настоящего Кодекса на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству лица, заключившего мировое соглашение (ч. 2).

Из указанно следует, что судебный акт является основанием для осуществления государственной регистрации права, в связи с чем Управлением Росреестра по Ставропольскому краю 21.08.2023 осуществлена государственная регистрация права собственности Старшей М.А. на здание с кадастровым номером <номер обезличен> на основании определения Пятигорского городского суда Ставропольского края от 18.05.2023 по делу <номер обезличен>, мирового соглашения от 18.05.2023, о чем внесена запись регистрации <номер обезличен>.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что необходимая совокупность условий для признания незаконными действий государственного регистратора прав по осуществлению государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом с кадастровым номером <номер обезличен> отсутствует.

Одной из задач административного судопроизводства в силу ст. 3 КАС РФ является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

По смыслу ч.1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Суд считает заслуживающим внимания то обстоятельство, что 03.11.2023 Старший Ю. обратился в У. с обращением по вопросу государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества с кадастровым номером <номер обезличен> (вх. № ОГ-00963).

Ответом Управления от 20.11.2023 исх. № 15/13974/23 заявителю сообщено, что в соответствии с требованиями Закона о регистрации проведена правовая экспертизы документов, по результатам которой, при отсутствии причин приостановления, 21.08.2023 государственным регистратором принято решение о проведении государственной регистрации права Старшей М.А. на основании мирового соглашения от 18.05.2023, утвержденного определением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 18.05.2023.

15.12.2023 Старший Ю. через МФЦ обратился в Управление с заявлениями № <номер обезличен> о государственной регистрации ипотеки в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером <номер обезличен>

20.12.2023 результатам проведения правовой экспертизы представленных документов, в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером <номер обезличен> осуществлена государственная регистрация ипотеки в силу закона на основании определение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 18.05.2023 об утверждении мирового соглашения по гражданскому делу <номер обезличен>, лицо, в пользу которого установлено обременение: Старший Юрие, срок ипотеки:    с 21.08.2023 по 18.11.2023, запись регистрации <номер обезличен>, <номер обезличен>.

Учитывая изложенное, суд применительно к ч.9, 11 ст. 226, ч. 2 ст.227 КАС РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований. Оснований полагать, что административный ответчик в рассматриваемых правоотношениях действовал без соблюдения закона, не имеется; права заявителя нельзя полагать нарушенными, препятствий к их осуществлению не создано.

    Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░ 158,9 ░░.░., ░░ ░░░░░░░ ░. ░.; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, <░░░░░ ░░░░░░░░░>.;     ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░ 21.08.2023, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.05.2024.

░░░░░                                                                                                                                                                     ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1815/2024 ~ М-1387/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Старший Юрие
Ответчики
Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
Другие
Старшая Маргарита Александровна
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Романенко Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
lenynsky--stv.sudrf.ru
03.04.2024Регистрация административного искового заявления
03.04.2024Передача материалов судье
05.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.04.2024Предварительное судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее