Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-8861/2021 ~ М-3816/2021 от 28.04.2021

78RS0019-01-2021-005356-69

Дело № 2а-8861/2021                                    11 октября 2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,

при секретаре Юшковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИ ФНС России № 11 по Вологодской области к Поляковой Анастасии Валерьевне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени,

установил:

Административный истец обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к административному ответчику, в котором просил взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 1 114 рублей, пени в размере 40 рублей 01 копейка.

В обоснование иска административный истец указал, что Полякова А.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с чем ей был начислен налог на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 272 рубля, за 2018 г. в размере 842 рубля, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 8 рублей 52 копейки за период с 02.12.2016 г. по 05.03.2017 г., в размере 21 рубль 58 копеек за период с 06.03.2017 г. по 22.11.2017 г., в размере 9 рублей 91 копейка за период с 03.12.2019 г. по 27.01.2020 г. Заявленные суммы налога и пени не оплачены.

Административный истец заявил также ходатайство о восстановлении срока обращения в суд, в котором указал, что налоговый орган первоначально обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 07.10.2020 г. – в пределах установленного законом срока. Однако заявление было ошибочно направлено мировому судье судебного участка № 161 Санкт-Петербурга, в силу чего возвращено в связи с неподсудностью. Далее заявление было направлено мировому судье судебного участка № 174 Санкт-Петербурга, которым было отказано в принятии заявления о вынесения судебного приказа в связи с пропуском срока. Административный истец полагает, что пропуск срока незначительный (л.д. 12).

Административный истец МИ ФНС России № 11 по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 87-89), об отложении рассмотрения дела не просил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д. 84).

Административный ответчик Полякова А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом (л.д. 86), об отложении рассмотрения дела не просила.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в порядке ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, в том числе сведений, предоставленных по запросу суда филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по Вологодской области», административному ответчику принадлежит на праве собственности с размером доли в праве – ? квартира по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 41, 76-79).

В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

    Административным истцом в адрес административного ответчика было направлено 22.09.2016 г. налоговое уведомление № 114762030 от 05.08.2016 г. (л.д. 48, 52).

В соответствии с данным налоговым уведомлением налогоплательщик обязан в срок не позднее 01.12.2016 г. уплатить налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 272 рубля.

    Административным истцом в адрес административного ответчика было направлено 17.09.2019 г. налоговое уведомление № 71442393 от 23.08.2019 г. (л.д. 44-47).

В соответствии с данным налоговым уведомлением налогоплательщик обязан в срок не позднее 02.12.2019 г. уплатить налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 6 233 рубля, в том числе, 842 рубля в отношении квартиры по адресу: <адрес>.

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Административным истцом в адрес административного ответчика 22.03.2017 года было направлено требование № 13023 по состоянию на 06.03.2017 г. на основании расчета за 2015 г. об уплате налога на имущество физических лиц в размере 272 рубля, пени в размере 8 рублей 52 копейки, со сроком исполнения до 12.04.2017 г. (л.д. 49, 50).

Административным истцом в адрес административного ответчика 13.12.2017 г. было направлено требование № 72375 по состоянию на 23.11.2017 г. об уплате пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 25 рублей 34 копейки, со сроком исполнения до 09.01.2018 г. (л.д. 53-56).

Административным истцом в адрес административного ответчика 09.02.2020 г. было направлено требование № 18845 по состоянию на 28.01.2020 г. на основании расчета за 2018 г. об уплате налога на имущество физических лиц в размере 842 рубля, пени в размере 9 рублей 91 копейка, со сроком исполнения до 13.03.2020 г. (л.д. 57-60).

Административный истец    обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 161 Санкт-Петербурга от 23 октября 2020 г. заявление МИ ФНС России № 13 по Вологодской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Поляковой А.В. недоимки по налогам и пени возвращено, поскольку подано заявителем с нарушением правил подсудности (л.д. 21-22).

Определением мирового судьи судебного участка № 172 Санкт-Петербурга от 04 декабря 2020 г. отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Поляковой Анастасии Валерьевны недоимки по налогам и пени за 2015 г., 2018 г. в сумме 1 154 рубля 28 копеек по требованиям № 13023 от 06.03.2017 г., № 18845 от 28.01.2020 г., № 72375 от 23.11.2017 г., поскольку заявление о выдаче судебного приказа направлено взыскателем с пропуском установленного срока (л.д. 34-35).

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.

Поскольку в данном случае такое определение мировым судьей не выносилось, в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано по причине пропуска срока обращения в суд, то суд приходит к выводу о том, что административный истец утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по налогу за спорный период, так как истек срок принятия решения о ее взыскании в порядке, установленном ст. 48 НК РФ, административное исковое заявление направлено в суд за пределами установленного законом срока.

Согласно ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Исходя из обстоятельств дела налоговый орган должен был обратиться в суд за принудительным взысканием обязательных платежей и санкций в срок не позднее 12.10.2020 года.

Административное исковое заявление направлено в суд 23 апреля 2021 года (л.д. 8), то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Пропуск налоговым органом сроков взыскания задолженности по налогам препятствует взысканию и пени за нарушение сроков уплаты этих налогов, так как в силу статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.

Судом отклоняются доводы административного истца, приведенные в ходатайстве о восстановлении срока обращения в суд.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 КАС РФ).

Возможность восстановления пропущенного процессуального срока подачи административного иска закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

К уважительным причинам пропуска срока для обращения в суд относятся обстоятельства объективного характера, которые не зависят от налогового органа и находятся вне его контроля, при соблюдении им такой степени внимательности и предусмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного законом порядка для обращения в суд.

Поскольку административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, он обязан соблюдать сроки и правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей.

Однако МИ ФНС России № 11 по Вологодской области не проявив должной степени внимательности и предусмотрительности, необоснованно обратилась к мировому судье судебного участка № 161 Санкт-Петербурга с заявлением о вынесении судебного приказа с нарушением правил подсудности, что послужило основанием для возвращения заявления.

Направление искового заявления в суд с нарушением правил подсудности не является уважительной причиной для восстановления пропущенного срока. Нормативное установление срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам противоречит конституционным принципам, лежащим в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 381-О-П).

По убеждению суда, административным истцом в настоящем деле не представлено доказательств, объективно препятствовавших налоговому органу обратиться в суд в установленные сроки, и не приведено никаких объективных обстоятельств, которые могли бы быть оценены судом как уважительные причины пропуска установленного законодательством о налогах и сборах срока. При этом, суд отмечает, что срок в рассматриваемом деле пропущен.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для восстановления срока на подачу административного искового заявления не имеется.

При таких обстоятельствах, оценивая доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении административных исковых требований.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 62, 84, 150, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 02 ░░░░░ 2022 ░.

           ░░░░░                                                                           ░.░.░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-8861/2021 ~ М-3816/2021

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России № 11 по Вологодской области
Ответчики
Полякова Анастасия Валерьевна
Другие
Попов Кирилл Валерьевич
Суд
Приморский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
~Петрова Наталья Юрьевна
Дело на сайте суда
primorsky--spb.sudrf.ru
28.04.2021Регистрация административного искового заявления
28.04.2021Передача материалов судье
11.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.09.2021Предварительное судебное заседание
11.10.2021Судебное заседание
02.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее