2а-425/2023
УИД: 30RS0004-01-2023-000085-61
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 марта 2023 года г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Косинова В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Улюмджиевой Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-425/2023 по административному иску заместителя прокурора города Астрахани в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «городской округ город Астрахань», управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования «городской округ город Астрахань» о признании бездействия незаконным, осязании устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора г. Астрахани обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Астрахань», управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования «городской округ город Астрахань» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, обязании устранить нарушения. В обоснование требований указав, что органом местного самоуправления не в полной мере исполняется возложенная законом обязанность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, поскольку на проезжей части дороги по ул.Пушкина г.Астрахани в направлении подъема на мост через реку Волга «Новый мост» имеются повреждения превышающих допустимые размеры.
Представитель административного истца, при надлежащем извещении, в судебное заседание не явился.
Представитель административных ответчиков – администрации муниципального образования «городской округ город Астрахань», управления дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования «городской округ город Астрахань» <данные изъяты> действующая на основании доверенностей, в судебном заседании требования административного истца не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица – управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «городской округ город Астрахань», при надлежащем извещении, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не известны.
Суд, выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 г. № 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Согласно п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-17 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В соответствии с п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-17 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см.
Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Универсальной компетенцией, специальными контрольными и разрешительными функциями в области обеспечения безопасности дорожного движения наделена Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция), которая осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения. Обязанности Госавтоинспекции определены Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».
Реализуя указанные полномочия, 14 декабря 2022 года старшим государственным инспектором ДН ОГИБДД УМВД России по городу Астрахани <данные изъяты> на участке дороги: подъем на мост через реку Волга «Новый мост» с ул.Пушкина г.Астрахани, выявлены повреждения проезжей части дороги на участке полосы движения длиной 100 метров, площадью 24 кв.м., а также на участке дороги: съезд с моста через реку Волга «Новый мост» на ул.Пушкина г.Астрахани, выявлены повреждения проезжей части дороги на участке полосы движения длиной 100 метров, площадью 16 кв.м, что нарушает положения ГОСТ Р 50-59-2017.
Рапорт о выявленных нарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения направлен в органы прокуратуры, в отношении управления дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования «город Астрахань» составлен протокол об административном правонарушении; в свою очередь, прокурор, установив, что орган местного самоуправления незаконно бездействует, не выполняя возложенную на него законом обязанность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, обратился в суд с административным иском в защиту прав неопределенного круга лиц.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в т.ч. на объектах улично-дорожной сети, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.
Указанные полномочия являются расходными обязательствами муниципального образования.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог (статья 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно стандартам, строительным нормам, правилам, предусмотренным ГОСТ Р50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и СНиПом 3.06.03-85 "Автомобильные дороги. ВСН 24-88 Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог" размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине 5 см, а сроки ликвидации таких повреждений не более пяти суток.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. До устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения (пункты 4.2, 4.4 ГОСТ Р 50597-2017).
Письменные материалы дела, а именно: рапорт (л.д.6), протокол 30 №010091 от 15.12.2022 об административном правонарушении (л.д.7-8), протокол 30 №010089 от 09.12.2022 об административном правонарушении (л.д.9-10), фотоматериалы (л.д.11-23) свидетельствуют о том, что вышеназванные названные нормативные требования администрацией муниципального образования "городской округ город Астрахань" в отношении участков автомобильных дорог: подъем на мост через реку Волга «Новый мост» с ул.Пушкина г.Астрахани и съезд с моста через реку Волга «Новый мост» на ул.Пушкина г.Астрахани, не соблюдены, что исключает безопасное движение транспорта и пешеходов. В связи с чем суд приходит к выводу о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по организации содержания автомобильных дорог.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 51 Обзора судебной практики N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 апреля 2021 года, обратил внимание на необходимость при рассмотрении административного искового заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в ненадлежащем содержании автомобильной дороги местного значения, устанавливать фактические обстоятельства, связанные с техническим состоянием дороги, выполнением собственником (владельцем) обязанности по ее ремонту и содержанию.
Вопреки возражениям административных ответчиков относительно исковых требований, само по себе заключение 10 января 2023 года муниципальных контрактов (то есть после подачи настоящего административного иска), согласно которым <данные изъяты> обязуется в срок до 31 марта 2023 года выполнить работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения: подъем на мост «Новый мост» по пути следования с ул.Пушкина и спуск с моста «Новый мост» по пути следования к ул.Пушкина, в городе Астрахани (муниципальный контракт №18), и в срок до 31 марта 2023 года выполнить работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения: от ул.Пушкина, 48г до моста через реку Волга «Новый мост» в городе Астрахани (муниципальный контракт №19) не свидетельствует о приведении указанного участка автомобильной дороги в соответствие с требованиями стандартов, предусмотренных ГОСТ Р 50597-2017, путем ликвидации просадок и выбоин автодорожного полотна, превышающих предельно допустимые размеры, в установленные для ликвидации таких повреждений сроки, не свидетельствует о том, что работы произведены и нарушения устранены.
Стороной ответчиков не представлен суду акт органа местного самоуправления или уполномоченной организации, подтверждающий соответствие дороги техническим регламентам и иным нормативным документам, в т.ч. требованиям государственных стандартов, направленных на обеспечение дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. Тот факт, что по состоянию на день рассмотрения дела по существу указанный участок автомобильной дороги не приведен в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 путем ликвидации просадок и выбоин автодорожного полотна, превышающих предельно допустимые размеры, не оспорен стороной ответчиков.
Рассматривая доводы представителя административного ответчика о незаконности возложения указанной обязанности, помимо администрации муниципального образования "городской округ город Астрахань", на управление дорожного хозяйства и транспорта, суд приходит к следующему.
Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования «городской округ город Астрахань» является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования «городской округ город Астрахань», юридическим лицом и организует в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации разработку проектно-сметной, сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также искусственных сооружений на них (пункты 1.1, 1.4 и 2.1.2 Положения об управлении, утвержденного решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 14 мая 2021 года N 42); осуществляет организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, искусственных дорожных сооружений на них и обеспечение безопасности дорожного движения в части содержания, капитального ремонта, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных дорожных сооружений в границах муниципального образования "Город Астрахань"; организует обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации (пункты 2.1.6, 2.1.8 Положения).
Таким образом, обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «городской округ город Астрахань» реализуется органом местного самоуправления непосредственно через созданный городской администрацией отраслевой (функциональный) орган - управление дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования «городской округ город Астрахань», а значит, возложение обязанности на указанные органы по устранению выявленных нарушений способствует эффективному и своевременному восстановлению нарушенных прав неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился прокурор за судебной защитой.
Принимая во внимание фактические обстоятельства, при которых длительное время администрацией не исполнялись возложенные на ее обязательства, до настоящего времени нарушения не устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.
Рассматривая вопрос об отсрочки исполнения решения, суд не находит оснований для его удовлетворения и установления иного срока, поскольку доказательств, подтверждающих, что для исполнения указанной публичной функции административному ответчику необходимо более длительный срок, не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 100 ░, ░░░░░░░░ 24 ░░.░., ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 100 ░, ░░░░░░░░ 16 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ 50597-2017.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░ ░░.░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░ ░░.░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░