Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-615/2022 ~ М-559/2022 от 27.07.2022

                                                                                                           Дело № 2а-615/2022

10RS0013-01-2022-001014-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2022 года                                                                                    город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи:                                                                           Т.В.Барановой,

при секретаре:                                                                                                     О.С. Беркутовой,       

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Технострой» к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по работе с юридическими лицами г. Петрозаводска и Прионежского района Республики Карелия Стрельниковой Л.Г., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия об уменьшении исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «ТЕХНОСТРОЙ» (далее по тексту также административный истец, Общество, ООО «ТЕХНОСТРОЙ») обратилось в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя требования тем, что 11.03.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по работе с юридическими лицами г. Петрозаводска и Прионежского района УФССП России по РК Стрельниковой Л.Г. на основании исполнительного листа № от хх.хх.хх г., выданного Петрозаводским городским судом Республики Карелия по делу №, возбуждено исполнительное производство №-ИП. По указанному исполнительному производству административный истец является должником. В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем установлен исполнительский сбор в размере 10 000 руб. Однако с применением исполнительского сбора ООО «ТЕХНОСТРОЙ» не согласно, указывает, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена должником 17.03.2022. При этом пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, подлежит исчислению со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Однако до истечения указанного срока постановлением судебного пристава-исполнителя от 15.03.2022 был наложен арест на денежные средства должника, что фактически, по мнению административного истца, лишил должника возможности исполнить требования исполнительного документа добровольно. Кроме того, ООО «ТЕХНОСТРОЙ» в обосновании заявленных доводов ссылается также на то, что Общество является микропредприятием, имеет трудную финансовую ситуация, полагает несоразмерным применением исполнительского сбора по отношению к сумме основного долга по исполнительному листу (государственная пошлина, взысканная в доход бюджета, в размере 300 руб). Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец, просил уменьшить размер взыскиваемого с ООО «ТЕХНОСТРОЙ» исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по работе с юридическими лицами г. Петрозаводска и Прионежского района УФССП России по РК Стрельниковой Л.Г.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 29.07.2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия.

В судебном заседании представитель административного истца Юлегина Е.М., действующая на основании доверенности и представившая диплом о высшем юридическом образовании, поддержала заявленные требования в полном объеме. В дополнении просила учесть последствия моратория, введенного постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 №497, предусматривающего приостановление исполнительного производства, что само по себе исключает возможность взыскания исполнительского сбора.

Судебный пристав-исполнитель Стрельникова Л.Г. с заявленными требованиями не согласилась, полагала, что основания для уменьшения размера исполнительского сбора отсутствуют.

Представители УФССП России по Республике Карелия в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, правовой позиции по делу не выразили.

Поскольку установленных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) оснований отложения судебного разбирательства не имеется, а также с учетом положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если их явка не признана обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явка которых не признана судом обязательной.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и из материалов административного дела следует, что 11.03.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по работе с юридическими лицами г. Петрозаводска и Прионежского района УФССП России по РК Стрельниковой Л.Г. на основании исполнительно листа № от хх.хх.хх г., выданного Петрозаводским городским судом Республики Карелия по делу №, возбуждено исполнительное производство №-ИП о взыскании с ООО «Технострой» в бюджет Петрозаводского городского округа государственной пошлины в размере 300 руб.

Копия указанного постановления о возбуждении исполнительного производства от 11.03.2022 направлена ООО «ТЕХНОСТРОЙ» 14.04.2022 по юридическому адресу: ... Почтовому отправлению присвоен идентификатор № Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, письмо с идентификатором № вручено адресату 12.05.2022. Следовательно, копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником только 12.05.2022.

Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, требования вышеуказанного исполнительного документа исполнены не были, 16.06.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Общества исполнительского сбора в размере 10 000 руб. Копия указанного постановления также была направлена в ООО «ТЕХНОСТРОЙ» по вышеупомянутому юридическому адресу и получено им 11.07.2022 (согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, письмо с идентификатором №).

16.06.2022 и 13.07.2022 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящихся на счетах в ПАО Сбербанк № и №.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.06.2022 осуществлено распределение денежных средств по исполнительному производству №-ИП, а именно в счет погашения долга взыскателю УФК по Республике Карелия перечислены денежные средства в размере 300 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 01.08.2022 осуществлено распределение денежных средств по исполнительному производству №-ИП, а именно в доход бюджета перечислен исполнительский сбор в размере 10 000 руб.

В соответствии с ч.2 ст.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно положениям частей 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В силу ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2021 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.78 постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» обратил внимание судов, что по смыслу ч. 1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, в виде взыскания исполнительского сбора (п. 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2018 г. № 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.).

Наличие вины должника в неисполнении в добровольном порядке в установленный срок требований исполнительного документа и, как следствие, оснований для взыскания исполнительского сбора напрямую зависит от факта надлежащего и своевременного уведомления должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства (п. 52 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2019 г. №2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).

Как указывалось выше, ООО «ТЕХНОСТРОЙ» было надлежащим образом уведомлено о возбуждении в отношении него исполнительного производства.

До истечения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа постановлением судебного пристава-исполнителя от 15.03.2022 был наложен арест на денежные средства должника.

По смыслу ст. ст. 64, 68, 69, 80 Закона об исполнительном производстве, с учетом разъяснений, содержащихся в п. п. 40 - 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, арест имущества должника может представлять собой как меру принудительного исполнения требований исполнительного документа (ст. ст. 68, 69), так и меру обеспечения исполнения требований исполнительного документа (ст. 80).

В первом случае арест направлен на непосредственное взыскание арестованных денежных средств и может применяться исключительно после истечения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа, который в силу ч. 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве составляет пять дней и исчисляется со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством РФ, либо иными способами, предусмотренными законодательством РФ, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления, в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве.

Во втором случае арест производится в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, может быть наложен и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований.

В рассматриваемом случае следует, что арест на денежные средства должника, осуществленный на основании постановления от 15.03.2022 произведен в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа, в постановлении вообще отсутствует ссылка на ст. 68 Закона об исполнительном производстве, следовательно, арест как обеспечительная мера в течение срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, являлся допустимым. Указанная позиция также нашла свое закрепление в правоприменительной судебной практике (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 2021/10 по делу №А08-2167/2009-27).

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 9.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей данной статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Постановление № 497 вступило в силу 01.04.2022, срок действия определен на 6 месяцев, мораторий установлен с 01.04.2022 до 01.10.2022.

Таким образом, с 01.04.2022 по 01.10.2022 в отношении всех категорий лиц, за исключением должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления (п. 2 постановления Правительства РФ № 497 от 28.03.2022), распространяется мораторий на банкротство, предусмотренный ст. 9.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а также разъяснения, данные Верховным Судом РФ по применению данной нормы.

При этом, любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. После опубликования заявления об отказе лица от применения в отношении его моратория действие моратория не распространяется на такое лицо, в отношении его самого и его кредиторов ограничения прав и обязанностей, предусмотренные п. 2 и 3 статьи 9.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», не применяются.

Правовые последствия введения моратория определены п. 3 ст. 9.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно подп.4 п. 3 ст. 9.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).

Данная норма имеет императивный характер, что обуславливает необходимость ее соблюдения судебным приставом-исполнителем, учитывая, что, как следует из дела, ООО «ТЕХНОСТРОЙ» не заявляло об отказе от применения в отношении его моратория.

Постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении ООО «ТЕХНОСТРОЙ» вынесено судебным приставом-исполнителем 11.03.2022 по имущественному требованию, возникшему до введения моратория, при этом копия постановления была направлена судебным приставом-исполнителем административному истцу и получена последним в период действия моратория, в связи с чем с учетом вышеизложенное исполнительное производство подлежало приостановлению и при таких обстоятельствах взыскание исполнительского сбора с Общества являлось неправомерным. Указанная правовая позиция также нашла закрепление и в правоприменительной судебной практике (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2022 №305-ЭС21-25305 по делу № А40-233155/2020).

Согласно ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Поскольку законность постановлений судебного пристава-исполнителя в судебном порядке проверяется в полном объеме, с учетом применения положения ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд полагает в целях восстановления нарушенных прав административного истца по вышеизложенным основаниям признать незаконным постановление судебного пристава- от 16.06.2022 о взыскании исполнительского сбора, принятому в рамках исполнительного производства №-ИП

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░ ░░ 16.06.2022 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

- ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;

- ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░                                                                                                                          ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19.09.2022.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-615/2022 ~ М-559/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Технострой"
Ответчики
УФССП России по РК
судебный пристав-исполнитель ОСП по работе с юр.лицами г.Петрозаводск и Прионежского района УФССП России по РК Стрельникова Л.Г.
Другие
Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Баранова Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
prionezhsky--kar.sudrf.ru
27.07.2022Регистрация административного искового заявления
28.07.2022Передача материалов судье
29.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
29.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2022Судебное заседание
13.09.2022Судебное заседание
19.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2022Дело оформлено
23.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее