Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-285/2019 ~ М-203/2019 от 09.07.2019

Дело № 2а-285/2019                     УИД 24RS0058-01-2019-000286-77

                                

Решение

Именем Российской Федерации

город Шарыпово                               09 августа 2019 года

Шарыповский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Корнева И.А.,

при секретаре судебного заседания Бархатовой Н.Ю.,

с участием представителя административного истца Рябова Сергея Владимировича – Стрельниковой А.В., действующей на основании доверенности от 25 июня 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Рябова Сергея Владимировича к администрации Шарыповского района Красноярского края о признании постановления об утверждении схемы расположения земельного участка незаконным,

Установил:

Административный истец Рябов С.В. обратился с административным иском к административному ответчику – администрации Шарыповского района Красноярского края о признании постановления администрации Шарыповского района Красноярского края от 13.06.2019 № «Об утверждении схемы расположения земельного участка» незаконным, мотивируя заявленные требования тем, что административный истец является заинтересованным лицом в приобретении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Решением Шарыповского районного суда от 07.06.2019 постановление администрации Шарыповского района № от 17.01.2019 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка» признано незаконным, на администрацию возложена обязанность устранить допущенное указанным постановлением нарушение прав, свобод и законных интересов Рябова С.В. путем принятия в установленные законом сроки мотивированного решения по заявлению Рябова С.В. об утверждении схемы расположения земельного участка от 08.02.2018; постановление администрации Шарыповского района № от 15.02.2019 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» признано незаконным, на администрацию возложена обязанность устранить допущенное указанным постановлением нарушение прав, свобод и законных интересов Рябова С.В. путем принятия в установленные законом сроки решения по заявлению Рябова С.В. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка от 26.04.2018. При отсутствии апелляционного обжалования указанное решение суда вступит в законную силу 10.07.2019, после чего администрация Шарыповского района в силу возлагаемых на нее судом обязательств должна будет рассмотреть заявление Рябова С.В. об утверждении схемы расположения земельного участка, принять по нему мотивированное решение, а также провести публичные слушания в целях разрешения вопроса о предоставлении Рябову С.В. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Учитывая наличие оспариваемого постановления, по заявлениям Рябова С.В. администрацией будут вынесены решения об отказе в утверждении схемы земельного участка и выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Таким образом, администрация Шарыповского района распорядилась земельным участком до момента исполнения решения Шарыповского районного суда от 07.06.2019, присоединив его к земельному участку с кадастровым номером №. Поскольку администрации Шарыповского района было известно о решении Шарыповского районного суда от 07.06.2019, вынесение оспариваемого постановления свидетельствует о злоупотреблении правом с ее стороны. Кроме этого, имеются и иные нарушения действующего законодательства, допущенные администрацией Шарыповского района при принятии оспариваемого постановления. Перераспределение земельных участков не является приоритетным способом приобретения права собственности на земельный участок. Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, присоединенный к земельному участку с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, может существовать как самостоятельный земельный участок. Собственники земельного участка с кадастровым номером №, смежного с земельным участком по адресу: <адрес>, право собственности которых было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, уже воспользовались возможностью определить местоположение границ земельного участка, в том числе, использовав право увеличения площади земельного участка по сравнению с площадью, указанной в правоустанавливающих документах, не более чем на десять процентов. Право на земельный участок для целей использования жилого дома Стрыгиной Е.А. и Деменевым С.А. уже было реализовано, исключительное право на расширение земельного участка за счет присоединения спорного участка у собственников смежного участка отсутствует. Их последовательные действия свидетельствуют о преднамеренном создании ими условий для необоснованного увеличения земельного участка путем перераспределения земель. Такие действия нарушают права иных лиц на приобретение спорного земельного участка на торгах, а также причиняют ущерб местному бюджету, поскольку при перераспределении земель размер платы определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, который образуется в результате перераспределения, пропорционально площади этого земельного участка, превышающей площадь земельного участка, находящегося в частной собственности, до его перераспределения, что в десятки раз меньше стоимости реализации прав на земельный участок путем проведения торгов. Предоставление администрацией Шарыповского района прав на самостоятельно существующий земельный участок по адресу: <адрес>, путем перераспределения земель не соответствует действующему законодательству, поскольку направлено на реализацию земельных участков путем обхода законно установленной процедуры проведения торгов. Утверждение постановлением администрации Шарыповского района от 13.06.2019 № схемы земельного участка нарушает законные интересы Рябова С.В., поскольку лишает его права на приобретение земельного участка по адресу: <адрес>.

11 июля 2019 года определением судьи Шарыповского районного суда в качестве заинтересованных лиц привлечены Стрыгина Е.А., Деменев С.А. (л.д. 1).

12 июля 2019 года определением судьи в удовлетворении ходатайства административного истца Рябова С.В., заявленного одновременно с подачей административного иска, о применении мер предварительной защиты по административному иску отказано (л.д. 12-13, 48-50).

Административный истец Рябов С.В. в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения, не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности – Стрельниковой А.В. (л.д. 11, 109).

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Действующая на основании доверенности в пределах предоставленных полномочий представитель административного истца Рябова С.В. – Стрельникова А.В. (требования к лицам, которые могут быть представителями по административным делам в суде, предусмотренные ст. 55 КАС РФ, соблюдены – л.д. 62-63), в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно заявила возражения относительно отзыва административного ответчика, согласно которым администрация Шарыповского района принимая оспариваемое постановление в период, когда не вступило в законную силу решение Шарыповского районного суда от 07 июня 2019 года, которым были удовлетворены исковые требования Рябова С.В. и возложена на административного ответчика обязанность рассмотреть заявление истца об утверждении схемы расположения земельного участка, злоупотребив своими правами, нарушила право административного истца. Полномочия лица, подписавшего заявление о перераспределении земельных участков от 14 мая 2019 года от имени Деменева С.А. не были подтверждены надлежащим образом. Фактически административный ответчик при наличии двух конкурирующих и взаимоисключающих заявлений Рябова С.В. с одной стороны, Стрыгиной Е.А. и Деменева С.А. – с другой, в отношении одного и того же земельного участка недопустимым способом, при наличии конфликта интересов со стороны работника администрации, недопустимым способом распорядилась земельным участком, на который претендует административный истец (л.д. 116-123).

Согласно ч. 8 ст. 54 КАС РФ от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Административный ответчик – администрация Шарыповского района Красноярского края – явку своего представителя в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения, не обеспечил. При этом действующий на основании доверенности представитель администрации Шарыповского района Красноярского края (административного ответчика) – Ляхов А.Г. (требования к лицам, которые могут быть представителями по административным делам в суде, предусмотренные ст. 55 КАС РФ, соблюдены – л.д.62-63), представил отзыв, согласно которому 14 мая 2019 года в администрацию обратились собственники земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., образуемого путем перераспределения земельного участка №. 13 июня 2019 года, то есть в установленный Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» тридцатидневный срок, данное заявление было рассмотрено, в соответствии с положениями ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка в форме постановления за №. Оснований для отказа у администрации не имелось. Решение Шарыповского районного суда от 07 июня 2019 года, на которое указывает истец, на момент принятия оспариваемого постановления не вступило в законную силу, в связи с чем права Рябова С.В. нарушены не были. Напротив, в случае непринятия постановления администрация нарушила бы права лиц, обратившихся с соответствующим заявлением. Полагает, что при таких обстоятельствах, административное исковое заявление Рябова С.В. не подлежит удовлетворению (л.д. 60, 90-91, 109).

Заинтересованные лица: администрация Парнинского сельсовета Шарыповского района, Стрыгина Е.А., Деменев С.А., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, непосредственно в судебное заседание не явились, какие-либо отзывы, ходатайства суду не представили, явку своих представителей не обеспечили (л.д. 61, 104-105106, 109 оборотная сторона).

С учетом положений ст. 150 КАС РФ, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, поскольку явка административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц не была признана обязательной, а административный истец обеспечил явку в судебное заседание своего представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями, судом принято решение о рассмотрении административного дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч.ч. 1, 2 ст. 15).

В силу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.п. 1, 2, 9, 12, 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

Пункт 14 ст. 11.10 ЗК РФ содержит требования к содержанию решения об утверждении схемы расположения земельного участка. Указанной нормой предусмотрено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Пункт 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусматривает основания для отказа в утверждении вышеуказанной схемы, таковыми являются:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно п. 18 ст. 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.

В соответствии с п. 20 ст. 11.10 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

Из положений п.п. 1, 2 ст. 39.29 ЗК РФ следует, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить; 4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом; 5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В силу п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: 1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; 3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; 4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

Пунктом 8 ст. 39.29 ЗК РФ определено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Согласно п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц (в соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, за исключением случаев, перечисленных в указанном пункте);

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно положениям ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 10 ст. 226 КАС РФ, в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу требований ч. 1 ст. 64 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, 14 мая 2019 года Деменев С.А., действуя через своего представителя по доверенности – ФИО3, обратился в администрацию Шарыповского района с заявлением о перераспределении земельных участков с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м для использования в целях ИЖС, и земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, площадью <данные изъяты> кв.м; и утверждении схемы расположения вышеуказанных земельных участков (л.д. 93).

Заявление от имени Деменева С.А. подано представителем по доверенности – ФИО3 (копия доверенности приложена), в заявлении указаны все необходимые данные, перечень которых установлен ч. 2 ст. 39.29 ЗК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельных участков подготовлена Деменевым С.А. (его представителем) и приложена к соответствующему заявлению (л.д. 94).

Подпунктом 1 пункта 3 ст. 39.29 ЗК РФ определено, что к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются, в частности, копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Из материалов административного дела следует, что право собственности (общей долевой) на земельный участок, принадлежащий заявителю (Деменеву С.А.), было зарегистрировано в ЕГРН, однако при рассмотрении заявления Деменева С.А. администрацией Шарыповского района не проверено право указанного лица на момент обращения с заявлением: выписка из ЕГРН представлена по состоянию на 10 июля 2018 года. Доказательств обратного сторонами не представлено.

Кроме того, из выписки из ЕГРН по состоянию на июль 2019 года, следует, что право собственности (общей долевой) на исходный земельный участок зарегистрировано не только за Деменевым С.А., но и за Стрыгиной Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве <данные изъяты> (л.д. 95-96).

Из исследованных в судебном заседании материалов административного дела следует, что в нарушение пп. 2 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, в отсутствие письменного согласия второго сособственника исходного земельного участка – Стрыгиной Е.А. – администрацией Шарыповского района принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка.

При этом указание в нижнем левом углу заявления Деменева С.А. на данные о Стрыгиной Е.А. (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес проживания либо регистрации) не может свидетельствовать о том, что Стрыгина Е.А. выразила свое письменное согласие на перераспределение земельных участков, таким образом, поскольку это прямо не указано.

Не может это свидетельствовать и о том, что заявление, поданное ФИО3 от имени Деменева С.А. (по доверенности), подано также и от имени Стрыгиной Е.А. (несмотря на приложенную доверенность ФИО3 от Стрыгиной Е.А.), поскольку указание на данные Стрыгиной Е.А. расположено в левом нижнем углу, а не в правом верхнем углу в графе о заявителе, указание на Стрыгину Е.А. выполнено ниже реквизитов подписи лица, обратившегося с заявлением. Кроме того, фамилия, имя, отчество Стрыгиной Е.А. указаны в именительном падеже. Указанное, в совокупности, свидетельствует о том, что заявление подано только от имени Деменева С.А.

Кроме того, из самого постановления администрации Шарыповского района от 13.06.2019 №, не следует, на основании какого заявления принято указанное решение (чье заявление рассмотрено), также не указаны мотивы принятия данного решения.

При этом ссылки на ст. 11.10 ЗК РФ, ст. 3.3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не могут подменять собой мотивы принятого решения, поскольку в данном случае имеет место лишь перечисление правовых норм, без правовой оценки вышеуказанного заявления. Обращает на себя внимание и тот факт, что статья 11.10 ЗК РФ содержит в себе, в том числе, основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Кроме того, из обжалуемого постановления не следует, что при принятии указанного решения администрацией Шарыповского района соответствующее заявление Деменева С.А. было проверено на предмет оснований, препятствующих принятию решения об утверждении схемы расположения земельных участков, в соответствии с п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.

Решением Шарыповского районного суда от 07 июня 2019 года, вступившим в законную силу 11 июля 2019 года, по административному делу по административному исковому заявлению Рябова С.В. к администрации Шарыповского района Красноярского края о признании постановлений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка незаконными, возложении обязанностей утвердить схему расположения земельного участка и принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, административные исковые требования удовлетворены частично, постановлено:

«Признать постановление администрации Шарыповского района Красноярского края № от 17 января 2019 года «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка» незаконным.

Обязать администрацию Шарыповского района Красноярского края устранить нарушение прав, свобод и законных интересов Рябова Сергея Владимировича, допущенное постановлением администрации Шарыповского района Красноярского края № от 17 января 2019 года «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка», путем принятия в установленные законом сроки мотивированного решения по заявлению Рябова Сергея Владимировича об утверждении схемы расположения земельного участка от 08 февраля 2018 года.

Признать постановление администрации Шарыповского района Красноярского края № от 15 февраля 2019 года «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» незаконным.

Обязать администрацию Шарыповского района Красноярского края устранить нарушение прав, свобод и законных интересов Рябова Сергея Владимировича, допущенное постановлением администрации Шарыповского района Красноярского края № от 15 февраля 2019 года «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка», путем принятия в установленные законом сроки решения по заявлению Рябова Сергея Владимировича о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка от 26 апреля 2018 года.

Обязать администрацию Шарыповского района Красноярского края в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения сообщить в Шарыповский районный суд, а также Рябову Сергею Владимировичу об исполнении решения по настоящему административному делу» (л.д. 141-150).

Из текста вышеуказанного решения от 07.06.2019 и материалов настоящего административного дела следует, что фактически как Рябов С.В., так и Деменев С.А. претендуют на оформление одного и того же земельного участка, обращаясь с заявлениями об утверждении схемы его расположения.

О состоявшемся решении Шарыповского районного суда от 07.06.2019 по административному иску Рябова С.В. было известно и иным участникам процесса: как администрации Шарыповского района, так и Деменеву С.А. и его представителю – ФИО3, поскольку они являлись участвующими в деле лицами.

Мотивированное решение по заявлению Рябова С.В. от 08 февраля 2018 года, на момент обращения Рябова С.В. с настоящим административным исковым заявлением принято не было.

Однако администрацией Шарыповского района до рассмотрения заявления Рябова С.В. было рассмотрено заявление Деменева С.А. от 14 мая 2019 года.

С учетом вышеизложенного, принятие администрацией обжалуемого постановления, по убеждению суда, повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, что является недопустимым и противоречащим ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц: рассмотрев заявление Деменева С.А. от 14.05.2019 в установленный законом тридцатидневный срок, администрация Шарыповского района допустила нарушение прав и законных интересов Рябова С.В. на принятие законного решения по его заявлению от 08.02.2018, мотивированное (законное) решение по которому принято так и не было.

Доводы представителя административного ответчика о том, что решение Шарыповского районного суда от 07 июня 2019 года, на которое указывает истец, на момент принятия оспариваемого постановления не вступило в законную силу, в связи с чем права Рябова С.В. нарушены не были, а в случае непринятия постановления № администрация нарушила бы права лиц, обратившихся с соответствующим заявлением, суд считает несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.

В любом случае после вступления решения суда в законную силу, администрация Шарыповского района не была лишена возможности вынести мотивированное постановление об отмене принятого постановления от 13 июня 2019 года за № и с учетом норм права разрешить оба заявления Рябова С.В. и Деменева С.А.

Таким образом, с учетом исследованных в судебном заседании доказательств, которые суд в соответствии со ст. 84 КАС РФ оценивает на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимосвязи в их совокупности, суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца о признании постановления об утверждении схемы расположения земельного участка от 13.06.2019 № незаконным.

По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании бездействия органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд, принимая решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает и решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признавая постановление административного ответчика об утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца Рябова С.В., допущенное постановлением администрации Шарыповского района Красноярского края № от 13 июня 2019 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка», путем рассмотрения заявления Рябова С.В. от 08 февраля 2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка и принятия по результатам его рассмотрения в установленные законом сроки мотивированного решения.

В соответствии с требованиями п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ судом проверено и соблюдение сроков обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно положениям ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Таким образом, настоящее административное исковое заявление подано с соблюдением установленного законом трехмесячного срока обращения в суд.

Как следует из п. 4 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на необходимость опубликования решения суда в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок.

В соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из конкретных обстоятельств данного дела, суд приходит к выводу об отсутствии необходимости опубликования решения суда в печатном издании по настоящему административному делу, также принимая во внимание, что участвующим в деле лицами об этом заявлено не было.

Кроме того, суд исходит из того, что текст настоящего судебного акта подлежит размещению в сети «Интернет» в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом, таким образом, права неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности суда (с учетом принципа открытости и доступности информации, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации) соблюдены.

В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ 13 ░░░░ 2019 ░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ 13 ░░░░ 2019 ░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 12 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░           ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2019 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-285/2019 ~ М-203/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рябов Сергей Владимирович
Ответчики
Администрация Шарыповского района Красноярского края
Другие
Администрация Парнинского сельсовета Шарыповского района Красноярского края
Стрыгина Екатерина Александровна
Ляхов Алексей Геннадьевич (представитель адм.ответчика - администрации Шарыповского района)
Деменев Сергей Александрович
Стрельникова Анна Викторовна (представитель адм. истца Рябова С.В.)
Суд
Шарыповский районный суд Красноярского края
Судья
Корнев И.А.
Дело на сайте суда
sharray--krk.sudrf.ru
09.07.2019Регистрация административного искового заявления
09.07.2019Передача материалов судье
11.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2019Рассмотрение дела начато с начала
23.07.2019Подготовка дела (собеседование)
23.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2019Судебное заседание
09.08.2019Судебное заседание
11.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2019Дело оформлено
15.05.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее