Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2022 года.
Дело № 2а-4972/2022.
УИД 66RS0005-01-2022-005300-34.
Решение
Именем Российской Федерации
18 ноября 2022 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Сухневой И.В.,
при секретаре Нуркеновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области к Косоротову Алексею Анатольевичу о взыскании недоимки по налогам, пени,
Установил:
Административный истец МИФНС № 31 по Свердловской области (далее МИФНС № 31 по Свердловской области) обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование указала, что в связи с наличием в собственности объектов налогообложения административному ответчику Косоротову А.А. начислен налог на имущество, транспортный налог. Также Косоротов А.А. является плательщиком налога на профессиональный доход. Вместе с тем в нарушение положений налогового законодательства административный ответчик обязанность по уплате налогов в установленный законом срок не исполнил. В связи неисполнением указанной обязанности Косоротову А.А. направлялись требования об уплате налога, которые им исполнены не были. Определением мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга от 01.03.2022 отменен судебный приказ по делу № 2а-158/22 от 02.02.2022 о взыскании с Косоротова А.А. недоимки по налогам и пени. До настоящего времени недоимка и пени административным ответчиком не уплачены. На основании изложенного просит взыскать с Косоротова А.А. пени по транспортному налогу за 2014, 2019 годы в сумме 10678 руб. 04 коп., налог на имущество за 2019 год в сумме 800 руб. и пени 23 руб. 78 коп, налог на имущество за 2019 год в сумме 141 руб. и пени 4 руб. 20 коп., налог на имущество за 2019 год в сумме 56 руб. и пени 76 руб. 98 коп., налог на профессиональный доход за 2021 год в сумме 3686 руб. 76 коп. и пени в сумме 35 руб. 45 коп., всего 15502 руб. 21 коп.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание административный ответчик Косоротов А.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Исследовав материалы настоящего дела и дела № 2а-158/2022, находившегося в производстве мирового судьи судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе квартира.
На территории муниципального образования «город Екатеринбург» налог на имущество физических лиц до 2020 года был установлен и введен в действие на территории в соответствии с решением Екатеринбургской городской думы от 25.11.2014 № 32/24.
Кроме того, в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог.
В силу п. 1 ст. 363, п. 1, 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее Федеральный закон № 422-ФЗ) налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 6 того же Федерального закона объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 422-ФЗ налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Согласно ч. 1 ст. 9 того же Федерального закона налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ч. 1, 3 ст. 11 Федерального закона № 422-ФЗ сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок - как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.
Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.
Как установлено судом, административный ответчик Косоротов А.А. является собственником следующих объектов налогообложения:
- разъездного теплохода ******
- разъездного теплохода ******
- 1/2 доли в праве общей долевой собственности на <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- квартиры <адрес>
- квартиры <адрес>
Как следствие, суд приходит к выводу, что Косоротов А.А. является налогоплательщиком по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, поскольку доказательств наличия налоговых льгот административным ответчиком не представлено.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Аналогичные положения содержит п. 3 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 4 той же статьи налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Из материалов дела следует, что административному ответчику в связи с наличием права собственности на вышеуказанные объекты налогообложения за 2019 год начислены суммы налога на имущество 800 руб., 141 руб., 56 руб., а также транспортный налог (ОКТМО № ******) в сумме 30000 руб., о чем Косоротову А.А. посредством заказного письма с уведомлением по адресу регистрации направлено налоговое уведомление № ****** от 03.08.2020.
Также из материалов дела следует, что Косоротову А.А. начислен налог на имущество за 2015 год в сумме 85 руб. за <адрес>, о чем ему направлено налоговое уведомление № ****** от 25.08.2016 также заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации.
В установленный законом срок обязанность по уплате налога на имущество за 2015, 2019 годы и транспортного налога за 2019 год административным ответчиком не исполнена.
Кроме того, из материалов дела следует и административным ответчиком не оспаривалось, что в течение 2021 года Косоротов А.А. являлся плательщиком налога на профессиональный доход, однако своевременно данный налог не уплатил.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45, п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, по смыслу положений ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в срок по истечении установленного законом налогоплательщик обязан выплатить пеню за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
На основании вышеизложенного в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налога в адрес Косоротова А.А. также по адресу регистрации направлены следующие требования:
- требование № 40313 от 18.06.2021 об уплате налога на имущество за 2019 год в сумме 997 руб. и пени 29 руб. 64 коп. в срок до 16.11.2021;
- требование № 52812 от 22.06.2021 об уплате пени по транспортному налога за 2014 в сумме 10057 руб. 79 коп., пени по транспортному налогу за 2019 год в сумме 620 руб. 25 коп., пени по налогу на имущество за 2015 год в сумме 75 руб. 32 коп. в срок до 22.11.2021;
- требование № 62615 от 03.09.2021 об уплате недоимки по налогу на профессиональный доход за май-июль 2021 года в сумме 3177 руб. и пени 33 руб. 85 коп. в срок до 05.10.2021;
- требование № 66259 от 12.10.2021 об уплате налога на профессиональный доход за август 2021 года в сумме 509 руб. 10 коп. и пени 1 руб. 60 коп. в срок до 09.11.2021.
Все указанные требования направлены Косоротову А.А. посредством личного кабинета налогоплательщика, что соответствует требованиям ст. 11.2, 69 Налогового кодекса Российской Федерации; факт размещения требований в личном кабинете налогоплательщика подтвержден представленными скриншотами, об отсутствии доступа к личному кабинету Косоротовым А.А. не заявлено.
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (абз. 1).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (абз. 2).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Аналогичные положения содержит ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как выше указано, сумма задолженности превысила 10000 руб. с момента выставления требования № 52812 от 22.06.2021, как следствие, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган был обязан обратиться в срок до 22.05.2022.
С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 01.02.2022, то есть в пределах заявленного срока.
Судебный приказ по делу № 2а-158/22 вынесен мировым судьей судебного участка № 5 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга 02.02.2022 и отменен 01.03.2022.
С административным иском в суд МИФНС № 31 по Свердловской области обратилась 26.08.2022, то есть до истечения 6 месяцев с даты отмены судебного приказа.
Таким образом, срок на обращение в суд налоговым органом соблюден.
Доказательств исполнения обязанности по уплате налога на имущество за 2019 год и начисленной на него пени, а также пени по транспортному налогу за 2019 год, пени по налогу на имущество за 2015 год, налога на профессиональный доход за 2021 год и начисленной на него пени административным ответчиком вопреки требованиям ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах, установив наличие у Косоротова А.А. обязанности по уплате налогов и ее неисполнение, соблюдение налоговым органом установленного порядка взыскания задолженности, проверив представленный расчет задолженности, суд находит подлежащими удовлетворению требования налогового органа о взыскании с Косоротова А.А. пени по транспортному налогу за 2019 год в сумме 620 руб. 25 коп., налог на имущество за 2019 год в сумме 800 руб. и пени 23 руб. 78 коп, налог на имущество за 2019 год в сумме 141 руб. и пени 4 руб. 20 коп., налог на имущество за 2019 год в сумме 56 руб. и пени 1 руб. 66 коп., пени по налогу на имущество за 2015 год в сумме 75 руб. 32 коп., налог на профессиональный доход за 2021 год в сумме 3686 руб. 76 коп. и пени в сумме 35 руб. 45 коп., всего 5444 руб. 42 коп.
В части заявленных ко взысканию пени на недоимку по транспортному налогу за 2014 год в сумме 10057 руб. 79 коп. в соответствии с требованием № 52812 от 22.06.2021 суд отмечает, что налоговым органом не представлено доказательств направления Косоротову А.А. налогового уведомления об уплате налога.
Кроме того, согласно абз. 3 п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.
Из расчета к требованию № 52812 следует, что недоимка по транспортному налогу за 2014 год уплачена Косоротовым А.А. 09.06.2020, как следствие, требование об уплате пени на данную недоимку должно было быть выставлено в срок до 09.06.2021, данный срок налоговым органом пропущен, так как требование № 52812 сформировано только 22.06.2021.
Ввиду вышеизложенных обстоятельств оснований для взыскания с Косоротова А.А. пени на недоимку по транспортному налогу за 2014 год в сумме 10057 руб. 79 коп. суд не находит.
Кроме того, по правилам ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства, подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации суд взыскивает с Косоротова А.А. в доход местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины пропорционально заявленным требованиям 217 руб. 03 коп.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 31 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░ 620 ░░░. 25 ░░░., ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░ 800 ░░░. ░ ░░░░ 23 ░░░. 78 ░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░ 141 ░░░. ░ ░░░░ 4 ░░░. 20 ░░░., ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░ 56 ░░░. ░ ░░░░ 1 ░░░. 66 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░ 75 ░░░. 32 ░░░., ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2021 ░░░ ░ ░░░░░ 3686 ░░░. 76 ░░░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░ 35 ░░░. 45 ░░░., ░░░░░ 5444 ░░░. 42 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 217 ░░░. 03 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░