ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Домодедово 21 марта 2022 года
Домодедовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи М.А. Курочкиной
при секретаре К.А. Дмитриевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-238/2022 по исковому заявлению Федорчук Ирины Евгеньевны и Сафоновой Ольги Валерьевны к Администрации городского округа Домодедово Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области, Управлению Росреестра по Московской области о признании действий ответчиков по формированию земельных участков с кадастровыми номерами №, незаконными, внести изменения в части описания границ земельных участков с кадастровыми номерами № в соответствии с решением Демидовского городского суда МО, от 08 июля 2015 г. по гражданскому делу №2-757/2015. Обязании территориальный отдел №2 Управления Росреестра по Московской области внести изменения в части описания границ указанных земельных участков в соответствии с решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, обязании поставить на кадастровый учет в соответствии с координатами указанными в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок при домовладении 20, по адресу: <адрес>, площадью 1200 кв.м., с государственной регистрацией права истцов в соответствии с решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства, третье лицо: Государственное казенное учреждение Московской области «Мособллес», суд
УСТАНОВИЛ:
Федорук И.Е. и Сафонова О.В., с учетом уточнения требований, обратились в суд с иском к Администрации городского округа Домодедово Московской области, Комитету лесного хозяйства Московской области, Управлению Росреестра по Московской области о признании действий ответчиков по формированию земельных участков с кадастровыми номерами №, незаконными, внести изменения в части описания границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0060117:599 и 50:28:0060117:672 в соответствии с решением Демидовского городского суда МО, от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №. Обязании территориальный отдел №2 Управления Росреестра по Московской области внести изменения в части описания границ указанных земельных участков в соответствии с решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, обязании поставить на кадастровый учет в соответствии с координатами указанными в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок при домовладении 20, по адресу: <адрес> площадью 1200 кв.м., с государственной регистрацией права истцов в соответствии с решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства, третье лицо: Государственное казенное учреждение Московской области «Мособллес».
В обоснование заявленных требований указали, что решением Домодедовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определены границы земельного участка при домовладении 20, по адресу: <адрес>) площадью 1200 кв.м. по варианту № дополнительной судебной технической экспертизы ООО «Геотоп» с указанием соответствующих координат. Истцы обратились к ответчикам с заявлением о государственной кадастровом учете указанного земельного участка и регистрации права на данное имущество, к заявлению приложили решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, межевой план от ДД.ММ.ГГГГ с диском, квитанцию об оплате гос.пошлины. До этого, истцы обращались неоднократно с заявлением в администрацию городского округа Домодедово и директору ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области. Однако, в соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в государственной регистрации права и кадастровом учете земельного участка, в связи с пересечением границ земельных участков ответчиков с кадастровыми номерами №. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Истцы в судебное заседание не явились, доверили ведение дела своему представителю Кудряшову А.Н., который в судебное заседание явился, требования уточненного искового заявления поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении, и уточненном исковом заявлении.
Представитель Администрации городского округа Домодедово Московской области Солдатова Д.А. в судебное заседание явилась, возражала в удовлетворении заявленных требований, пояснила, что Администрация городского округа Домодедово Московской области прав истцов не нарушала. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика Комитета лесного хозяйства Московской области Теслюк В.М. в судебное заседание явился, возражал в удовлетворении требований истцов. Полагал, что Комитет лесного хозяйства Московской области является ненадлежащим ответчиком по делу. Комитет не имеет полномочий исполнять решения суда.
Управление Росреестра по Московской области, Государственное казенное учреждение Московской области «Мособллес» в судебное заседание представителей не направили, судом извещались надлежащим образом. Письменных пояснений, либо возражений суду не предоставили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств в совокупности и каждого в отдельности, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, доводы сторон по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности с иными представленными доказательствами, проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, и материалами дела подтверждено, что решением Домодедовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определены границы земельного участка при домовладении 20, по адресу: <адрес>) площадью 1200 кв.м. по варианту № дополнительной судебной технической экспертизы ООО «Геотоп» с указанием соответствующих координат (л.д. 15-19).
Решением Домодедовского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Федорук И.Е. и Сафоновой О.В. признано право собственности на земельный участок площадью 1200 кв.м. по адресу: <адрес>, в следующих долях: Федорук И.Е. – ? доля, Сафоновой О.В. – 5/16 доли (л.д. 13-14).
Уведомлением ТО № Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, истцам отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов), и не устранением приведенных в уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в том числе: пересечение границ земельных участков (л.д. 12).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Способы защиты прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ. Одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со ст. 304 данного кодекса собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как разъяснено в пункте 3 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд обязан самостоятельно определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела с тем, чтобы обеспечить восстановление нарушенного права, за защитой которого обратился истец.
Судом неоднократно представителю истцов разъяснялось право уточнить заявленные требования. Представитель настаивал на требованиях в заявленной истцами редакции.
Из положений ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст. 39 Федерального закона N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности; пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, разрешаются согласно части 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ в судебном порядке.
В силу пунктов 8, 9, 10, 11 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Согласно ст. 61 Федерального Закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что выбранный стороной истцов способ защиты права является ненадлежащим, частичное наложение земельных участков возможно устранить путем исправления реестровой ошибки.
Сторона истцов настаивала на требованиях в заявленной редакции, а именно о признании действий ответчиков по формированию земельных участков с кадастровыми номерами №, незаконными, внести изменения в части описания границ земельных участков с кадастровыми номерами № в соответствии с решением Демидовского городского суда МО, от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №. Обязании территориальный отдел № Управления Росреестра по Московской области внести изменения в части описания границ указанных земельных участков в соответствии с решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, обязании поставить на кадастровый учет в соответствии с координатами указанными в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок при домовладении 20, по адресу: <адрес>, площадью 1200 кв.м., с государственной регистрацией права истцов в соответствии с решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства, третье лицо: Государственное казенное учреждение Московской области «Мособллес»
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░