УИД: 16RS0024-01-2023-001169-76 Дело №2а-970/2023
Учет 3.027
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года г. Нурлат
Нурлатский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Бурганова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Маланьиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шайдуллиной В.Н. к судебному приставу-исполнителю Нурлатского РОСП ГУФССП России по РТ Сунгатуллиной З.Н., Нурлатскому РОСП ГУФССП России по РТ и Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по РТ о признании незаконными действия и постановления судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Шайдуллина В.Н. обратилась в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Нурлатского РОСП ГУФССП России по Республики Татарстан Сунгатуллиной З.Н. и Нурлатскому РОСП ГУФССП России по РТ о признании незаконным действия и постановления судебного пристава-исполнителя.
В обоснование требований указано, что ранее на основании судебного приказа, выданного мировым судьей с нее были взыскании денежные средства в пользу ООО «Центр профессионального взыскания». На основании указанного судебного акта Нурлатским РОСП возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ года. Не согласившись с данным постановлением она обратилась к судебному приставу-исполнителю с требованием отменить его, поскольку оно возбуждено по утраченному силу документу. На что судебный пристав-исполнитель предоставил ей новое постановление о снятии ареста и обращении взыскания на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации от ДД.ММ.ГГГГ года. С данными постановлениями она не согласна и считает их вынесенными незаконно. Ранее по вышеуказанному судебному приказу было возбуждено исполнительное производство, которое было окончено в связи с отсутствием имущества и доходов.
Просит признать незаконным действия судебного пристава-исполнителя Нурлатского РОСП ГУФССП по РТ о возбуждении исполнительного производства № и постановления о снятии ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации от ДД.ММ.ГГГГ года незаконными. Также просит прекратить вышеуказанное исполнительное производство и постановление о снятии ареста и обращении взыскания на денежные средства.
Административный истец Шайдуллина В.Н. в судебном заседании, поддержав свои требования, дала пояснения аналогичные вышеизложенному.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Нурлатского РОСП ГУФССП России по Республики Татарстан Сунгатуллина З.Н. в судебное заседание не явилась. От нее поступил отзыв на исковое заявление, в котором она просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика - Нурлатского РОСП ГУФССП России по РТ и представитель привлеченного в качестве ответчика – ГУФССП по РТ, представитель заинтересованного лица – ООО «Центр профессионального взыскания» на судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Выслушав административного ответчика, изучив материалы административного дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства и рассмотрев дело в пределах заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (пункты 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ).
В силу положений статьи 360 КАС РФ, части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, то есть в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, а также информации о вступившем в силу судебном акте о взыскании задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации в отношении физического лица, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации, в форме электронного документа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе, следующие исполнительные действия: в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ года судебным приставом-исполнителем Нурлатского РОСП ГУФССП по РТ Сунгатуллиной З.Н. возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного документа – судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года о взыскании с Шайдуллиной В.Н. в пользу ООО «Центр профессионального взыскания» задолженности по кредитному договору в размере <данные изъяты>.
В рамках исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ года вынесено постановлен о снятии ранее наложенного ареста с денежных средств и обращении взыскания на денежные средства должника Шайдуллиной В.Н., находящихся на счетах в ПАО «Сбербанк России».
В обоснование своих требований административный истец указала, что ранее на основании вышеуказанного судебного приказа возбуждались исполнительные производства, которые в последующем были окончены. Административный истец считает, что поскольку со дня вынесения судебного приказа прошло 3 года, судебный пристав-исполнитель не имел право возбуждать исполнительное производство.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ года на основании судебного приказа № были возбуждены исполнительные производства № и № Исполнительное производство № было окончено ДД.ММ.ГГГГ года на основании пункта 4 части 1 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве». Исполнительное производство № было окончено ДД.ММ.ГГГГ года на основании пункта 3 части 1 статьи 46 ФЗ « Об исполнительном производстве».
Доводы административного истца о незаконности возбуждения оспариваемого исполнительного производства в виду истечения трёхлетнего срока с момента вынесения судебного приказа, основаны на неверном толковании норм закона.
Согласно части 2.1 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.
Документами, указанными в пунктах 1, 3, 4 и 7 статьи 21 ФЗ «Об исполнительном производстве», являются: исполнительные листы, судебные приказы, исполнительные документа, содержащие требования о взыскании периодических платежей, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях. Именно указанные исполнительные документы могут быть предъявлены не ранее шести месяцев со дня окончания исполнительного производства по пункту 4 части 1 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 1 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскатель извещается о невозможности взыскания по исполнительному документу, по которому взыскание не производилось или произведено частично, путем направления постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (далее - извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу) в следующих случаях:
3) если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества;
4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Это условие считается соблюденным также в случае, если по подлежащему исполнению исполнительному документу на имеющиеся у должника периодические доходы (их часть) не допускается обращение взыскания, в том числе в связи с соблюдением требования о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума или в размере, превышающем прожиточный минимум, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из вышеуказанных законоположений, если исполнительный документ ранее был предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, то повторное предъявление указанного документа возможно только по истечении сроков, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 ФЗ «Об исполнительном производстве». В противном случае судебный пристав-исполнитель обязан будет принять решение об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 9 части 1 статьи 31 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В данном случае учитываются только те исполнительные документы, которые возвращены взыскателю на основании пункта 4 части 1 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве». Для исполнительных документов, исполнительное производство по которым было окончено без исполнения по иным основаниям (например по пункту 3 части 1 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве»), каких-либо ограничений по срокам их повторного предъявления законодательства не предусматривает; такие документы могут быть предъявлены хоть на следующий день после окончания исполнительного производства. Данные разъяснения содержаться в Письме ФССП России от 31 января 2014 года №00013/14/4734-ТИ «О порядке приема исполнительных документов».
Предыдущее исполнительное производство по судебному приказу № было окончено ДД.ММ.ГГГГ года на основании пункта 3 части 1 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», что подтверждается материалами дела.
Согласно части 5 статьи 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» повторное предъявление исполнительного документа не ранее 6 или 2 месяцев предусмотрено только для оконченных по пункту 4 части 1 настоящей статьи.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель не имел права отказать в возбуждении исполнительного производства в виду того, что не подошел срок предъявления судебного приказа для исполнения.
Решение судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства является законным. Оснований для признания его незаконным в судебном заседании не установлено.
Учитывая, что исполнительное производство возбуждено правомерно, также являются законными и действия должного лица, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в том числе снятие ранее наложенного ареста с денежных средств и обращение на них взыскания.
Таким образом, суд, оценив исследованные доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку доказательства нарушения оспариваемым бездействием прав, свобод и законных интересов административным истцом в материалы дела не представлены.
Для признания действий (бездействия) органа или должностного лица, наделенного публичными полномочиями, незаконным в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимо установить наличие одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия) органа или должностного лица нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, и нарушение этим бездействием прав и законных интересов административного истца.
Поскольку обязанность доказывания факта нарушения прав возлагается в силу пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца, и таких доказательств в связи с оспариваемым бездействием им не представлено, суд отказывает в удовлетворении требований, не установив необходимую совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого административным истцом действия и постановления судебного пристава-исполнителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 227, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2023 ░░░░