Дело №2-3074/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2018 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Суховой Е.В., при секретаре Пономаревой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Волгореченска в интересах Попова Анатолия Яковлевича к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обеспечить бесплатно лекарственными препаратами,
установил:
Прокурор г. Волгореченска обратился в суд в интересах Попова Анатолия Яковлевича к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить бесплатно лекарственными препаратами инвалида ... группы. Свои требования мотивировал тем, что Попов Анатолий Яковлевич, <дата> г.р., наблюдается в ОГБУЗ Волгореченская ГБ с диагнозом: ... Попов А.Я. является инвалидом ... группы (справка МСЭ-<дата> № от <дата>) и нуждается в приеме препаратов: «...» 10мг № (одна упаковка в месяц), «...» 20 мг № (одна упаковка в месяц), «...» 5 мг № (одна упаковка в месяц), «...» 1,5 мг № (одна упаковка в месяц), «...» 3,5 мг № (одна упаковка в месяц) с <дата> года заменен на «...» 60 мг № (одна упаковка в месяц), «...» № (две упаковки в месяц). В соответствии со ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) Попов Анатолий Яковлевич, как инвалид ... группы, имеет право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на получение лекарственного средства и лечения в соответствии с медицинским назначением. Вместе с тем Попов А.Я. необходимыми препаратами не обеспечивается. Право на лекарственное обеспечение лекарственными препаратами Попову А.Я. гарантировано Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В ходе проведенной прокуратурой г. Волгореченска проверки по обращению Попова А.Я. установлено, что он являющийся инвалидом ... группы, не обеспечен рекомендованными препаратами, таким как: «...» 10мг № (одна упаковка в месяц), «...» 20 мг № (одна упаковка в месяц) «...» 5 мг № (одна упаковка в месяц), «...» 1,5 мг № (одна упаковка в месяц), «...» 3,5 мг № (одна упаковка в месяц) с 2018 года заменен на «...» 60 мг № (одна упаковка в месяц), «...» № (две упаковки в месяц), что ставит под угрозу его жизнь. Попов А.Я. неоднократно обращалась в ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» с целью обеспечения его указанными-препаратами. При этом в выдаче рецепта ему было отказано в связи с тем, что выписка рецептов оформляется в электронном виде и возможна только при наличии препарата на складе. Данные препараты не были закуплены и доставлены на аптечную базу Департаментом здравоохранения Костромской области. Вместе с тем ОГБУЗ «Волгореченская городская больница» систематически подавались заявки на обеспечение указанным препаратом Попова А.Я. По сегодняшний день он препараты практически не получает. Просит обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Попова Анатолия Яковлевича, <дата> г.р., бесплатно следующими препаратами: «...» 10 мг № (одна упаковка в месяц), «...» 20 мг № (одна упаковка в месяц), «...» 5 мг № (одна упаковка в месяц), «...» 1,5 мг № (одна упаковка в месяц), «...» 3,5 мг № (одна упаковка в месяц) с <дата> года заменен на «...» 60 мг № (одна упаковка в месяц), «...» № (две упаковки в месяц).
В процессе рассмотрения дела истцом, в лице прокурора г. Волгореченска уточнены требования, прокурор просил обязать Департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Попова Анатолия Яковлевича, <дата> г.р., бесплатно лекарственным препаратом по медицинским показаниям «Амлодипин».
Помощник прокурора г. Волгореченска Горченюк С.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, полагала в материалах дела имеются доказательства неисполнения требований закона об обеспечении данным медицинским препаратом.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности Давудов А.А. в судебном заседании пояснил, что требования основаны на законе, Ответчиком предпринимаются все возможные меры для обеспечения медицинскими препаратами.
Представитель третьего лица ОГБУЗ Волгореченская ГБ по доверенности Смирнова О.А. в судебном заседании считала уточненные требования прокурора города Волгореченска подлежащими удовлетворению, Попов А.Я должен быть обеспечен бесплатно лекарственными препаратами.
Территориальный орган Росздравнадзора по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, в ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие.
Департамент финансов Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, письменный отзыв по существу заявленных требований приобщен к материалам дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно ст. 37, 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
В силу ст. 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.
Согласно ст.ст. 6.1, 6.2 названного Федерального закона, Попова А.Я., как инвалид ... группы, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на получение лекарственных средств и лечения в соответствии с медицинским назначением.
Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 6.3 Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Попов Анатолий Яковлевич, <дата> г.р., наблюдается в ОГБУЗ Волгореченская ГБ с диагнозом: ...., является инвалидом ... группы (справка МСЭ-... № от <дата>) и нуждается на момент рассмотрения иска в приеме препаратов: «...» 10 мг-1 таблетка вечером, «...» 2,5 мг.-1 таблетка утром, «...» 5 мг.-1 таблетка утром, «...» 1 таблетка 2 раза в день, «...» 100 мг.-1 таблетка вечером. В настоящий момент Попов А.Я. находится на стационарном лечении в медицинском учреждении, нуждаемость его в препарате «...» 10 мг, сохраняется.
Заявка на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания, закупаемые по программе ОГБУЗ Волгореченская ГБ на 2018 год содержит медицинский препарат «Амлодипин».
Согласно выписке из личного счета на пациента Попов А.Я. по состоянию на <дата> обеспечен следующими препаратами: «...» 10 мг №, ..., 100 мг, № (1уп), ... МВ, 30 мг., № (2уп), ..., 5 мг, №.
Препаратом «...» 10 мг, №, Попов А.Я. не обеспечен.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий, год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, ингредиентами для парентерального питания, средствами медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от <дата> №, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Непредставление Попову А.Я. лекарственного средства, необходимого по жизненным показаниям, влечет нарушение прав на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно.
Факт обращения Попова А.Я. в установленном порядке за препаратом и отказ в его предоставлении сторонами по делу не оспаривается. При этом, исходя из представленных медицинских заключений, препарат замене на аналог не подлежат.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца об обязании Департамента здравоохранения Костромской области обеспечить Попова А.Я. бесплатно лекарственным препаратом «Амлодипин» по медицинским показаниям в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░> ░.░., ░░░░░░░░ ... ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «...».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: