Дело №2а-363/2023 УИД 65RS0018-01-2023-000500-12
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
19 октября 2023 года пгт.Южно-Курильск
Южно-Курильский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Юхно Н.В.,
при секретаре Теряговой В.В.,
с участием помощника прокурора Южно-Курильского района Брандта Н.Г., представителя МКУ «Служба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» Мовлява В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административного исковому заявлению прокурора Южно-Курильского района в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,
у с т а н о в и л:
прокурор Южно-Курильского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» о признании бездействия незаконным возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Южно-Курильского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе данной проверки установлено, что администрацией МО «Южно-Курильский городской округ» создан муниципальный резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и целей гражданской обороны. Основная часть муниципальных материальных запасов на случай чрезвычайных ситуаций размещена в помещении бывшего угольного склада котельной №2 на ул.Мира в пгт.Южно-Курильск. Вместе с тем, помещение склада муниципального резерва при наличии горючей нагрузки в виде предметов одежды, раскладных кроватей и других предметов, составляющих муниципальный резерв на случай чрезвычайных ситуаций, не защищено системой пожарной сигнализации в нарушение пункта 4.4 пункта 48 таблицы 3 «СП 486.1311500.2020 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий и сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности, утвержденной приказом МЧС России от 20 июля 2020 года №539. Кроме того, на указанном складе отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, чем нарушен пункт 17 таблицы 2 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 25 марта 2009 года №173. Здание котельной №2 является муниципальной собственностью и находится во владении и пользовании ООО «Южно-Курильский водоканал» в соответствии с условиями концессионного соглашения от 25 апреля 2014 года. 04 сентября 2023 года между МКУ «Служба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» и ООО «Южно-Курильский водоканал» заключен договор аренды в помещении бывшего угольного склада котельной №2 сроком до 01 марта 2026 года для использования арендатором для хранения муниципального резерва на случай чрезвычайных ситуаций. В соответствии с пунктом 2.3.6 указанного договора арендатор обязуется использовать передаваемое имущество в соответствии с требованиями противопожарного законодательства. В связи с чем заявлено требование о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» по организации и обеспечению мер пожарной безопасности в отношении муниципального резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для целей гражданской обороны; о возложении на администрацию муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» обязанности в срок не позднее 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить сохранность муниципального резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для целей гражданской обороны путем обеспечения его хранения в помещениях обеспеченных пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В судебном заседании помощник прокурора Южно-Курильского района Брандт Н.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Служба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» Мовляв В.И. против удовлетворения иска не возражал.
Представители администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», заинтересованного лица ООО «Южно-Курильский водоканал», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, заинтересованного лица.
Выслушав помощника прокурора Южно-Курильского района Брандта Н.Г., представителя заинтересованного лица МКУ«Служба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» Мовлява В.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 3, 8, 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 статьи 52 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов - устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Согласно части 1 статьи 54 указанного Закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Приказом МЧС России от 20 июля 2020 года №539 утвержден Свод правил СП 486.1311500.2020. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 4.1 Свода Правил СП 486.1311500.2020, при определении необходимости защиты здания и его отдельных помещений автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следует в первую очередь определить необходимость защиты здания в целом (таблица 1), затем определить необходимость защиты каждого сооружения (таблица 2) и помещения (таблица 3), входящих в состав здания, и в заключении определить необходимость защиты оборудования, находящегося в помещениях здания (таблица 4). При этом наряду с требованиями, указанными в таблицах, также учитываются положения настоящего раздела.
Пунктом 4.4 данного Свода правил установлено, что в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать АУП и (или) СПС все помещения независимо от площади.
Помещения, перечисленные в таблице 3, а также сооружения, указанные в пункте 10 таблицы 2, оборудуются соответствующими системами противопожарной защиты независимо от назначения здания, в состав которого они входят (пункт 4.10 Свода правил).
Помещения иного административного, административно-бытового и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные должны быть оборудованы системой пожарной сигнализации (пункт 48 таблицы 3 Свода правил).
Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года №173 утвержден «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».
В соответствии с пунктом 17 таблицы 2 указанного Свода правил производственные и складские здания должны оснащаться системой оповещения и управления эвакуацией людей соответствующего типа в соответствии с приведенной таблицей 2.
Из материалов дела следует, что администрацией муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» создан муниципальный резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и для целей гражданской обороны.
В соответствии с договором аренды нежилого помещения от 04 сентября 2023 года, заключенным между ООО «Южно-Курильский водоканал» (арендодатель) и МКУ «Служба по делам ГО и ЧС МО «Южно-Курильский городской округ», арендодатель передает, арендатор принимает во временное пользование нежилое помещение (бывший угольный склад здания котельной №2), расположенное по адресу: пгт.Южно-Курильск, ул.Мира, для хранения муниципального резерва на случай чрезвычайных ситуаций.
При этом, арендодатель владеет данным имуществом в рамках концессионного соглашения от 25 апреля 2014 года, заключенным между муниципальным образованием «Южно-Курильский городской округ» в лице администрации МО «Южно-Курильский городской округ» и ООО «Южно-Курильский водоканал»
Согласно акту проверки прокуратуры Южно-Курильского района от 21 июля 2023 года помещение склада муниципального резерва при наличии горючей нагрузки не защищено системой пожарной сигнализации в нарушение пункта 4.4, пункта 48 таблицы 3 СП 486.1311500.2020, на обозначенном складе отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей, чем нарушен пункт 17 таблицы 2 СП 3.13130.2009.
21 июля 2023 года в адрес мэра муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» по выявленным фактам внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого 14 августа 2023 года сообщено о проведении работ по устранению выявленных недостатков.
Таким образом, по результатам рассмотрения представления прокурора органом местного самоуправления реальные меры для исправления данной ситуации не приняты,
При таком положении, суд считает установленным, что со стороны администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» имеется бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем, требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.
Учитывая положения статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает, что прокурор обоснованно обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, действуя в пределах полномочий, предоставленных ему законом, доводы административного истца нашли объективное подтверждение.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом объема, характера и порядка осуществления мероприятий, работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, финансовых затрат на данные работы, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным с целью соблюдения баланса прав и интересов как неопределенного круга лиц, в защиту прав и интересов которых предъявлен административный иск, так и административного ответчика, установить срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений в течение 3-х (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░