Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-947/2023 ~ М-619/2023 от 02.05.2023

№ 2а-947/2023

УИД № 44RS0028-01-2023-000663-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2023 г.

г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,

с участием прокурора Медведева В.А.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Костромского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать места (площадки) накопления крупногабаритных отходов в (адрес) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, оборудовать контейнерные площадки (места накопления твердых коммунальных отходов в (адрес) ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромского района обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Кузнецовского сельского поселения Костромской области о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда оборудовать места (площадки) накопления крупногабаритных отходов в (адрес) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, оборудовать контейнерные площадки (места накопления твердых коммунальных отходов в (адрес) ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21. Требования обоснованы тем, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района, в ходе которой установлено, что деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется с нарушением установленных требований. Выездной проверкой в декабре 2022 года установлено, что вопреки обозначенным требованиям на территории (адрес) не оборудованы места для накопления крупногабаритных отходов, что приводило к складированию последних вблизи контейнерных площадок. Также, вопреки ч. 1, 2, чт. 8, ч.ч. 3,4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп. 3, 6 СанПиН 2.1.3684-21, на момент выездной проверки отсутствовали ограждения следующих контейнерных площадок: (адрес). По факту установленных нарушений главе Кузнецовского сельского поселения 09.01.2023 вынесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены частично. В реестр мест накопления ТКО внесены изменения, согласно которых у контейнерной площадки (адрес) создана площадка для накопления крупногабаритных отходов. Вместе с тем, площадка в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 не оборудована. Кроме того, ограждения контейнерных площадок (адрес), не установлены. Обозначенные нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления влекут негативное воздействие на все компоненты окружающей среды: атмосферу, подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных. Люди подвергаются как прямому влиянию бытовых отходов и мусора, так и опосредованному, при контакте с измененными компонентами окружающей среды. Со ссылками на Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»), Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» просят суд обязать администрацию Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать места накопления крупногабаритных отходов в (адрес) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21; оборудовать контейнерные площадки (места накопления ТКО) в (адрес), ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.

В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству прокурора административный ответчик - администрация Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района заменена на административного ответчика - администрацию Костромского муниципального района Костромской области.

В судебном заседании прокурор Медведев В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенном в иске.

Представитель административного ответчика администрации Костромского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Представили отзыв на иск, в котором указали, что полномочия по решению вопроса местного значения - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов являются в полной мере полномочиями органов местного самоуправления сельского поселения. Просили в удовлетворении заявленных исковых требований Прокурора Костромского района отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области - глава администрации Кузнецов С.П. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административного иска.

Выслушав прокурора Медведева В.А., главу администрации Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу положений п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В рамках реализации данной нормы Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее- Правила).

Пунктом 3 Правил закреплено, что органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 2 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Требования к местам (площадкам) накопления ТКО подробно регламентированы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от № 3.

В силу п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (пункт 4 СанПиН).

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КТО (пункт 6 СанПиН).

При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку (пункт 9 СанПиН).

Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры, наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам (п. 8 СанПиН).

При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку (п. 9 СанПиН).

Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КТО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки (п. 10 СанПиН).

В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится участие в организации деятельности то накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Как установлено судом, прокуратурой Костромского района в декабре 2022 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории (адрес).

В ходе проверки установлено, что на территории (адрес) не созданы условия для накопления крупногабаритных отходов, что приводит к складированию их вблизи контейнерных площадок. Кроме того, отсутствуют ограждения контейнерных площадок - в (адрес).

Указанные обстоятельства подтверждены и фотоматериалами, имеющимися в деле.

В адрес главы администрации Кузнецовского сельского поселения 09.01.2023 вносилось представление об устранении выявленных нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

В ответ на представление 08.02.2023 исполняющий обязанности главы администрации Кузнецовского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области указал, что администрацией поселения проведены мероприятия по устранению допущенных нарушений.

Как указал Конституционный суд Российскоцй Федерации, содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе №131-ФЗ при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29 марта 2011 года №2-П).

Приведенные положения Закона Костромской области и Устава сельского поселения закрепляют за сельским поселением лишь участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО, не определяя при этом никаких конкретных полномочий органов местного самоуправления сельского поселения и, тем самым, не предполагая возложение на органы местного самоуправления сельских поселений обязанностей по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, определению схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО.

В тоже время Федеральный закон №89-ФЗ содержит конкретный перечень полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов, и прямо указывает на обязанность этих органов по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, определению схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Таким образом, суд полагает, что соответствующие обязанности следует возложить на администрацию Костромского муниципального района Костромской области.

Вместе с тем, суд полагает, что в силу прямого указания приведенных выше норм законодательных актов, предусмотрена обязанность именно администрации Костромского муниципального района Костромской области организовать места накопления ТКО в (адрес) сельского поселения Костромского района в соответствии с санитарными правилами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01. 2021 от № 3.

При таких обстоятельствах административный иск прокурора Костромского района подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21 ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░/░░░ 4414001140/441401001) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░ (░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░

░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░

░░░░░░░░░░░ 25.07.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-947/2023 ~ М-619/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Костромского района
Ответчики
Администрация Костромского муниципального района Костромской области
Другие
Администрация Кузнецовского сельского поселения
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Гурьянова Ольга Вячеславовна
Дело на сайте суда
kostromskoy--kst.sudrf.ru
02.05.2023Регистрация административного искового заявления
02.05.2023Передача материалов судье
05.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
05.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2023Судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
14.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее