УИД №50RS0004-01-2020-001329-49
№2а-1050/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск 10 сентября 2020 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:Председательствующего судьи Коняхиной Е.Н.
При секретаре судебного заседания Елизаровой С.В.
С участием административного ответчика Пащенко Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куликовой Ю. В. к государственному лесному инспектору <адрес> Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» Пащенко Е. В. о признании незаконным предписания,
Установил:
Куликова Ю.В. обратилась в суд административным исковым заявлением к государственному лесному инспектору <адрес> Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» Пащенко Е.В. о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указала, что указанное предписание было вынесено при осуществлении федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах путем проведения осмотра территорий лесных участков. В силу п. 1.3 Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в границах <адрес>, основанием для начала организации и проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах является приказ (распоряжение) председателя (заместителя) КЛХ МО, генерального директора (заместителя) ГКУ МО «Мособллес». При проведении плановых (рейдовых осмотров) должно оформляться плановое задание, а также акт проверки-отчет о выполнении планового задания. В оспариваемом предписании отсутствует указание на плановое задание, что свидетельствует о незаконности проведенного осмотра и принятого на его основании предписания.
В судебное заседание административный истец Куликова Ю.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена.
Административный ответчик государственный лесной инспектор <адрес> Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес» Пащенко Е.В. в судебном заседании административный иск не признала, считает предписание законным.
Представитель ГКУ МО «Мособллес» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Представитель Комитета лесного хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, месте и времени рассмотрения дела извещен.
Рассмотрев заявленные требования, заслушав объяснения административного ответчика, изучив материалы, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором <адрес> Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособлес» Пащенко Е.В. в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах при патрулировании территории лесного участка квартал 58 выдел 11 Ядровского участкового лесничества Волоколамского лесничества, расположенного вблизи д. Шестаково Шаховского городского округа <адрес>, произведен осмотр территории лесного участка, в ходе которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:06:0030601:29, примыкающий к территории лесного фонда не очищен от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков и других горючих материалов шириной не менее 10 метров от леса, либо не отделен противопожарной минерализированной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером по территории лесного фонда, что нарушает требования пункта 9 (1) раздела II Правил пожарной безопасности в лесах, о чем был составлен акт осмотра территории лесного участка.
Патрулирование проводилось на основании приказа генерального директора государственного казенного учреждения <адрес> №П-№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении маршрутов наземного патрулирования земель лесного фонда на территории <адрес> на 2020 год».
Земельный участок с кадастровым номером принадлежит ООО "Имперант". По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок передан Куликовой Ю.В.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Куликовой Ю.В. составлен протокол от об административном правонарушении, предусмотренном ст. ч.1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя начальника Клинского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями от ДД.ММ.ГГГГ Куликова Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, выразившегося в нарушении правил пожарной безопасности и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ государственным лесным инспектором <адрес> Волоколамского филиала ГКУ МО «Мособллес»Пащенко Е.В. выдано Куликовой Ю.В. предписание № об устранении нарушений лесного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно провести мероприятия на земельном участке с кадастровым номером № в соответствии с пунктом 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, очистить прилегающую к лесному фонду территорию от сухой травянистой растительности, пожнивших остатков и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделить противопожарной минерализованной полосой не менее 0.5 м или иным противопожарным барьером. В предписании указано, что в случае невыполнения лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 417 утвердило Правила пожарной безопасности в лесах, согласно пункту 9 (1) которых в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Из содержания частей 2.1 и 4 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляет, в том числе Федеральное агентство лесного хозяйства, которое осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации и подпунктом "з" пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 394 должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Согласно Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ N 233, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 43484 федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах (далее - мероприятия по контролю в лесах) (п.10).
Проверки граждан проводятся должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор, при проведении мероприятий по контролю в лесах (п. 12).
Предписание об устранении выявленных нарушений требований лесного законодательства выдается юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю не позднее 3 рабочих дней с момента оформления акта проверки (п. 72).
В соответствии с п. 3.3 Приказа Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 27П-2029 "Об утверждении порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда в границах <адрес>" при наличии у государственного лесного инспектора сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений лесного законодательства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, полученных в ходе проведений мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, государственный лесной инспектор направляет служебную записку директору филиала - лесничему для решения вопроса об объявлении юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережения о недопустимости нарушения лесного законодательства и предложении юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения требований лесного законодательства и уведомить об этом филиал в установленный в таком предостережении срок (в случаях, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности).
По смыслу вышеприведенных норм предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия, поскольку за неисполнение предписания установлена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ. Предписание выдается по результатам проверки об устранении конкретных выявленных нарушений, но не о способе такого устранения. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не были устранены. При этом закон не предоставляет должностному лицу право определять конкретные действия, подлежащие совершению лицом, получившим предписание.
С учетом изложенного оспариваемое предписание не соответствует требованиям закона, в связи, с чем административный иск Куликовой Ю.В. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░