Дело №а-21/2023
24RS0№-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2023 года <адрес>
Туруханский районный суд ФИО3 края в составе:
председательствующего судьи Демина А.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
с участием посредством ВКС административного истца Шатнёва А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению Шатнёва ФИО2 к ФКУ ФИО8-1 ФИО3 России по ФИО3 краю, начальнику отдела специализированного учета ФКУ ФИО8-1 ФИО3 России по ФИО3 краю ФИО1 о признании незаконным действия, понуждении совершить действие,
УСТАНОВИЛ:
Шатнёв А.Г. обратился в Туруханский районный суд с административным исковым заявлением к ФКУ ФИО8-1 ФИО3 России по ФИО3 краю, начальнику отдела специализированного учета ФКУ ФИО8-1 ФИО3 России по ФИО3 краю ФИО1 о признании незаконным действия, понуждении совершить действие.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец был доставлен в ФИО8-1 по решению Советского районного суда <адрес> для временного содержания. По факту поданного им заявления о предоставлении копий сопроводительных писем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с исходящими номерами и датами отправки, начальником отдела специального учета ФИО4 Т.А. был дан отрицательный письменный ответ. С данным ответом административный истец не фсогласен, по причине отсутствия в нем информации о возможности получения необходимых ему сведений. Считает указанный ответ подлежащим изменению, в связи с тем, что предоставление копий документов, сопроводительных писем, находящихся в личном деле, является обязанностью административных ответчиков. Просит признать незаконными действия административных ответчиков в отказе предоставления копий всех сопроводительных писем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность предоставить копии всех сопроводительных писем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец Шатнёв А.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика ФКУ ФИО8-1 ФИО3 по ФИО3 краю ФИО6, извещенная о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась. Просила о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика. В письменных возражениях пояснила, что заявленные истцом требования не соответствуют действительности. Действующее законодательство не возлагает на администрацию следственных изоляторов обязанность повторного извещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, о фактах направления ими обращений. За время содержания Шатнёва А.Г. в ФИО8-1, последним было направлено 177 обращений, со всеми копиями сопроводительных писем осужденный был ознакомлен под роспись.
Представитель административного ответчика начальник отдела специализированного учета ФКУ ФИО8-1 ФИО3 по ФИО3 краю ФИО4 Т.А., извещенная о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась. Просила о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика. В письменных возражениях пояснила, что заявленные истцом требования не соответствуют действительности. Действующее законодательство не возлагает на администрацию следственных изоляторов обязанность повторного извещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, о фактах направления ими обращений. За время содержания Шатнёва А.Г. в ФИО8-1, последним было направлено 177 обращений, со всеми копиями сопроводительных писем осужденный был ознакомлен под роспись.
Суд, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ч. 4 ст. 12 УИК РФ, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В соответствии со ст. 21 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются подозреваемым и обвиняемым под расписку и приобщаются к их личным делам. По просьбе подозреваемых и обвиняемых за счет их средств администрация места содержания под стражей делает копию ответа и выдает ее на руки. Ответы на устные заявления подозреваемых и обвиняемых объявляются им в течение суток. В случае назначения дополнительной проверки ответ дается в течение пяти суток. Ответ на письменную жалобу в адрес администрации должен быть дан в течение десяти суток. Не допускается преследование в любой форме подозреваемых и обвиняемых за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. Должностные лица мест содержания под стражей, виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо, однако по таким делам административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, а также подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 62 указанного Кодекса лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.
Согласно части 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административном истце лежит обязанность по доказыванию факта нарушения его прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено и из материалов дела следует, что осужденный Шатнёв А.Г. содержался в ФКУ ФИО8-1 ФИО3 России по ФИО3 краю с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Советского районного суда <адрес> об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
ДД.ММ.ГГГГ Шатнёв А.Г. подал на имя начальника спецотдела ФИО8-1 ФИО4 Т.А. заявление, в котором просил о предоставлении ему соответствующего документа о том, что за время с момента его осуждения с ДД.ММ.ГГГГ он направлял через администрацию ФИО8-1 ходатайства, апелляционные жалобы, дополнения к ним, жалобы, замечания и т.д., с исходящими номерами и датой отправки.
ДД.ММ.ГГГГ Шатнёву А.Г. направлен ответ на обращение, из которого следует, что вся поступающая на его имя корреспонденция была вручена под расписки, либо он был ознакомлен с ней под роспись, в том числе с копиями сопроводительных писем об отправке его обращений. Указывается на необходимость повторного сообщения сведений о направлении обращений (получении поступившей корреспонденции), что не возложено действующим законодательством на администрацию следственных изоляторов и исправительных учреждений.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что данный ответ рассмотрен административным ответчиком по существу, заявителю дан мотивированный ответ, в соответствии с законом. Срок для рассмотрения обращения не нарушен.
Административный истец выражает несогласие с содержанием вышеуказанного ответа.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб.
В соответствии с пунктом 13 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, принятым в ФИО8 подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, распорядке дня, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи. Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что действующее законодательство предусматривает право и возможность подозреваемого, обвиняемого, осужденного, обращаться к администрации исправительного учреждения с заявлениями, жалобами, предложениями и получать на них в установленные сроки мотивированные ответы, но при этом не возлагает обязанность на администрацию исправительного учреждения предоставлять за счет последней копии документов, а также повторного извещения о фактах направления либо получения корреспонденции, по требованию подозреваемого, обвиняемого или осужденного.
При этом, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрено предоставление платной услуги в виде копирования документов, находящихся в личных делах.
Кроме того, в исковых требованиях истец просит возложить обязанность предоставления копий всех сопроводительных писем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на отказ в этом администрации учреждения. Между тем, с подобным заявлением в адрес администрации ФИО8-1 административный истец не обращался.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что действиями административных ответчиков нарушены права административного истца, не имеется. Доказательств того, что непредставление запрашиваемой информации лишило административного истца права на осуществление защиты своих интересов, суду не представлено.
Таким образом, оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания действий ФКУ ФИО8-1 ФИО3 России по ФИО3 краю, начальника отдела специализированного учета ФКУ ФИО8-1 ФИО3 России по ФИО3 краю ФИО4 Т.А., незаконными.
На основании ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом недоставленной справки о состоянии лицевого счета, административный истец подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░ ░░░8-1 ░░░3 ░░░░░░ ░░ ░░░3 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░8-1 ░░░3 ░░░░░░ ░░ ░░░3 ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░3 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░