Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3440/2022 ~ М-2370/2022 от 04.04.2022

дело № 2а-3440/2022

УИД 50RS0052-01-2022-003188-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Щёлково Московской области «08» сентября 2022 года

Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Фомичева А.А., при секретаре                 судебного заседания Сушковой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Петрова ФИО10 к Администрации г.о. Щёлково Московской области о признании незаконным решения о предоставлении государственной услуги,

УСТАНОВИЛ:

Петров ФИО11 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Администрации городского округа Щелково Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении Петрову ФИО12 в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, а также обязать Администрацию городского округа Щелково Московской области в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить Петрову ФИО13 три экземпляра подписанного Администрацией договора аренды земельного участка с кадастровым номером №.

В обоснование заявленных требований Петров И.С. указал, что посредством портала государственных услуг Московской области обратился в Администрацию городского округа Щелково Московской области (далее – Администрация) с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».

Петров И.С. просил Администрацию предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым номером №, необходимый для использования расположенного на нем объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (кадастровый №), который принадлежит ему на праве собственности.

Решением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № в предоставлении государственной услуги истцу было отказано ввиду наложения границ земельного участка на земли государственного лесного фонда.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Сушков В.В. поддержал заявленные требования.

Представитель Администрации г.о. Щёлково Мясова С.А. представила отзыв, в котором возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что оспариваемое решение принято в связи с наличием в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) информации о пересечении границ земельного участка с иными лесничествами. Также указала, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.

В связи с этим к участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом были привлечены Министерство обороны РФ и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ".

Представитель Министерства обороны РФ и ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ" Бумбак М.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на наложение границ земельного участка на земли лесного фонда, находящиеся в ведении Московского лесничества Министерства обороны РФ, а также представил письменные возражения.

Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник здания, сооружения без права пользования земельным участком, на котором они расположены, лишен возможности реализовать правомочие пользования этим имуществом, поскольку указанные объекты физически связаны между собой.

В связи с этим положения статьи 39.16 ЗК РФ, являющейся общей нормой, предусматривающей основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, подлежат применению в единстве с положениями статьи 39.20 ЗК РФ, являющейся по отношению к ней специальной нормой, предусматривающей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение, то есть исключением из общего правила (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 N 18-КАД20-26-К4).

Административный истец является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (кадастровый №), что подтверждается договором №П недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с Макаровым В.А. Право собственности Петрова И.С. на недвижимое имущество зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (номер государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Как следует из выписки из ЕГРН, принадлежащий административному истцу объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером №.

Таким образом, административный истец как собственник сооружения, расположенного на земельном участке, имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов

Согласно сведениям об объекте, размещенным на официальном сайте Росреестра в сети Интернет, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (объект 6/КИ), с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м. относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Согласно справке Комитета лесного хозяйства Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ площадь наложения на земли лесного фонда земельного участка с кадастровым номером № составляет 0 кв.м.

В целях установления наложения границ испрашиваемого земельного участка на земли Московского лесничества Министерства обороны РФ по делу была назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту Белюшковой А.В.

Согласно заключению эксперта исследуемый земельный участок не имеет наложений с землями лесного фонда по сведениям из ЕГРН, а также с земельными участками иных землепользователей. Также экспертом было установлено отсутствие пересечений (наложений) объекта экспертизы с лесничествами, лесопарками и землями лесного фонда.

В соответствии Правилами землепользования и застройки городского округа Щелково Московской области (утверждены постановлением Администрации городского округа Щелково от ДД.ММ.ГГГГ №) исследуемый земельный участок расположен в зоне Ж-2, предназначенной для застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.

В соответствии с утвержденным Советом депутатов городского округа Щелково Московской области № НПА от ДД.ММ.ГГГГ генеральным планом городского округа Щелково земельный участок также не имеет пересечений с землями лесного фонда.

Также экспертом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № не входит в состав земель, ограниченных в обороте или изъятых из оборота.

Кроме того, из заключения эксперта следует, что принадлежащий административному истцу объект незавершенного строительства с кадастровым номером № действительно расположен на земельном участке с кадастровым номером №

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № № Администрация отказала истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с наложением границ на земли государственного лесного фонда (сельских лесов) при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Однако статьей 39.16 ЗК РФ, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, такое основание для отказа не предусмотрено.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 г. N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или право удостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или право удостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.

Таким образом, при противоречии сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ сведениям ЕГРН приоритет имеют сведения ЕГРН.

Между тем, административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено доказательств, подтверждающих, что в соответствии с государственным лесным реестром, лесным планом субъекта РФ испрашиваемый земельный участок относится к категории земель лесного фонда.

Принимая оспариваемое решение, Администрация установила факт наложения испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда с помощью Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности <адрес> (ИСОГД МО).

Программа ИСОГД представляет собой совокупность информационных подсистем и ресурсов, обеспечивающих сбор, обработку, актуализацию и использование самантических и графических данных для обеспечения осуществления градостроительной деятельности на территории Московской области в соответствии с Положением о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области, утвержденным Постановление Правительства МО от 25.03.2016 N 231/9 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области".

Данная информационная система носит ведомственный характер и была введена в ДД.ММ.ГГГГ году.

Согласно разъяснениям Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-№/<адрес> связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ сведения государственного лесного реестра, не соответствующие сведениям из ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них.

При таких данных наличие в ведомственных информационных системах сведений о пересечении границ земельного участка с границами лесного фонда, не подтвержденных сведениями государственного кадастра недвижимости, не может служить препятствием для предоставления земельного участка в аренду.

Не нашел своего подтверждения и довод административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям Министерства обороны РФ.

Предыдущий собственник недвижимого имущества, находящегося на испрашиваемом земельном участке, ООО «Приозерье» ранее обращалось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области, Территориальному управлению Росимущества по Московской области о признании права собственности на объекты недвижимости и государственной регистрации перехода права собственности.

К участию в данном деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация городского округа Щелково Московской области.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № исковые требования были удовлетворены.

Предметом указанного спора являлся и принадлежащий в настоящее время административному истцу объект незавершенного строительства – инвентарный №стр. (данный номер указан в качестве ранее присвоенного государственного учетного номера в выписке из ЕГРН в отношении объекта с кадастровым номером №).

Указанным решением арбитражного суда было установлено, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцу объект незавершенного строительства, входил в состав земельного участка общей площадью 65,8 га, выведенного из земель Министерства обороны постановлением Главы Администрации <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ и решением Малого совета Монинского поселкового совета народных депутатов №_№ от ДД.ММ.ГГГГ. Действия местной администрации соответствовали Акту приема-передачи 80 га земель из фондов Министерства обороны СССР, принадлежащих академии им. Ю. А. Гагарина, Щелковскому горисполкому под индивидуальное жилищное строительство для сотрудников академии в гарнизоне Монино. Границы земельного участка кадастровый №, в пределах которого расположены продаваемые объекты, были определены в решениях местной администрации, что подтверждается планом границ земельного участка кадастровый №, генеральным планом застройки земельного участка шифр №, расположенного по адресу: <адрес>, согласованным с командованием в/ч № Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждены границы земельного участка объект № в <адрес> с кадастровым номером № общей площадью 15,86га. Тем же постановлением установлено, что на указанном земельном участке расположены объекты незавершенного строительства.

Таким образом, указанным решением арбитражного суда установлено, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий административному истцу объект незавершенного строительства, был выведен из состава земель Министерства обороны РФ.

Аналогичные обстоятельства установлены и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № В указанном деле ответчиком являлась Администрации городского округа <адрес>, третьими лицами являлись Министерство имущественных отношений МО, ТУ ФАУГИ в МО, Министерство обороны РФ, ГКУ ЦТУИО Министерства обороны РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

При этом административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлены сведения о правах Министерства обороны РФ либо подведомственных ему предприятий и организаций на испрашиваемый земельный участок.

Также несостоятельным признан судом довод административного ответчика и заинтересованных лиц об отнесении испрашиваемого земельного участка к при аэродромной территории, т.к. это обстоятельство не является препятствием для предоставления земельного участка.

В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", установление приаэродромной территории не влечет за собой запрет на предоставление земельных участков в собственность либо в аренду, а лишь накладывает обязательства по согласованию строительства на этой территории.

Государственная собственность на испрашиваемый земельный участок не разграничена, т.к. он не отнесен к земельным участкам, указанным в ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 3.3. указанного федерального закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно п. 2 ст. 3.3. указанного федерального закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

При изложенных обстоятельствах предоставление в аренду административному истцу испрашиваемого земельного участка должно осуществляться Администрацией городского округа Щелково Московской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Администрации об отказе в предоставлении административному истцу земельного участка в аренду без проведения торгов является незаконным как не соответствующее требованиям Земельного кодекса РФ. Нарушенные права административного истца подлежат восстановлению путем обязания Администрации повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░14 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № № ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░15 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░16 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ №.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3440/2022 ~ М-2370/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Петров Игорь Сергеевич
Ответчики
Администрация г.о Щёлково
Другие
Министерство обороны РФ
Управление Росреестра по Московской области
ФГКУ «Управление лесного хозяйства природопользования» Министерства обороны Российской Федерации
Сушков Владимир Вячеславович
Макаров Владимир Альбертович
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Фомичев Александр Александрович
Дело на сайте суда
shelkovo--mo.sudrf.ru
04.04.2022Регистрация административного искового заявления
04.04.2022Передача материалов судье
06.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2022Судебное заседание
02.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Судебное заседание
27.07.2022Производство по делу возобновлено
01.08.2022Судебное заседание
01.09.2022Судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
12.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее