Дело №3а-52/2022
УИД 19OS0000-01-2022-000050-80
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 мая 2022 г. город Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Абрамовой С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шалгинова ФИО9 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Шалгинов В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №. Свои требования обосновал тем, что является собственником данного объекта недвижимости. Полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная по состоянию на 1 января 2020 г., существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке от 7 апреля 2022 г. № 23.1-04.2022. Данное обстоятельство нарушает права административного истца как плательщика налога.
В судебном заседании административный истец и его представитель Нупрейчик Е.Л. не присутствовали, просили рассмотреть дело без их участия, уточнили административные исковые требования, просили установить кадастровую стоимость оспариваемого объекта недвижимости в размере его рыночной, равной 14 312 754 руб.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Стеценко О.Н. не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель административного ответчика -Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия Николина О.Г., представитель заинтересованного лица - государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Хакасия Ихочухина Н.В. просили рассмотреть дело в их отсутствие, в письменном отзыве не оспаривали право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной их рыночной стоимости.
Представители заинтересованных лиц администрации Усть-Абаканского района, администрации Калининского сельсовета, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных названной статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Из материалов дела следует, что Шалгинову В.М. на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здание, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 20 ноября 2020 г. № 020-149-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Хакасия. Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена в размере 18 112 879,62 руб. по состоянию на 1 января 2020 г., о чем 22 января 2021 г. внесены сведения в ЕГРН.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной и нарушает права плательщика налога, 13 апреля 2022 г. Шалгинов В.М. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость нежилого здания, административный истец представил отчет от 18 мая 2022 г. № 23.2-05.2022, выполненный ООО «Судебная экспертиза и оценка» (оценщик ФИО10 согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет 14 312 754 руб. по состоянию на 1 января 2020 г., что свидетельствует о том, что кадастровая стоимость данного объекта недвижимого имущества значительно превышает его рыночную стоимость.
Указанное обстоятельство затрагивает права и законные интересы административного истца, поскольку размер уплачиваемого за данный объект недвижимости налога зависит от его кадастровой стоимости (статьи 378.2, 400, 401, пункт 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Возражения по представленному отчету административными ответчиками, заинтересованными лицами не представлены.
Проверив представленный отчет на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, суд не находит оснований для признания его недопустимым доказательством.
Выводы оценщика мотивированы, подтверждены необходимыми доказательствами о состоянии рынка недвижимости, и суд принимает за основу указанную в отчете рыночную стоимость спорных объектов недвижимости.
В материалы дела представлены доказательства, подтверждающие в соответствии с требованиями статей 246, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рыночную стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2020 г., то есть на дату, на которую установлена его оспариваемая кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2020 г. превышала его рыночную стоимость, в связи с чем имеются основания для удовлетворения административного искового заявления Шалгинова В.М. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 14 312 754 руб.
Часть 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности закрепляет, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной считать дату обращения в суд – 13 апреля 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░11 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 14 312 754 (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 13 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░ 2022 ░.