Дело № 2-423/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2013 года с. Самагалтай
Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кандана А.А.,
при секретаре Доржу А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тес-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумона <адрес> о признании бездействия администрации незаконным в части неисполнения требований федерального законодательства об обращении отходов производства и потребления, обязании к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тес-Хемского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумона <адрес> о признании бездействия администрации незаконным в части неисполнения требований федерального законодательства об обращении отходов производства и потребления, обязании к совершению действий.
В обоснование заявления указано на то, что прокуратурой Тес-Хемского района совместно со специалистом ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии» в Тес-Хемском районе проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения с. <адрес> Тес-Хемского района законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления, в результате которой выявлен ряд нарушений. В нарушение норм федерального законодательства администрацией сумона <адрес> не принимаются меры по сбору и вывозу отходов производства и потребления, вследствие чего, на территории на правой стороне дороги с.Самагалтай – <адрес> около 700 метров от <адрес> образована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Территория свалки не огорожена.Вдоль дороги по направлению в <адрес> установлены таблички с указанием «Свалка 500 м», следующая табличка установлена через <данные изъяты> метров, с указанием «Свалка 300 м» и непосредственно рядом со свалкой установлена табличка с обозначением «Свалка». Твердые бытовые отходы расположены без четких границ. Примерная площадь расположения отходов составляет примерно <данные изъяты> квадратных метров. Высота кочек мусора составляет примерно <данные изъяты> метр. Из-за отсутствия ограждения мусор из наиболее материалов: бумага, полиэтилен, пластиковые предметы, во время ветра указанные предметы распространятся вокруг несанкционированной свалки на расстоянии нескольких километров. На улицах сумона <адрес> не установлены контейнеры для сбора и вывоза мусора. Вывоз бытовых отходов и мусора до места размещения осуществляется наемным автотранспортом, санитарно-техническое состояние свалок неудовлетворительное, кучи отходов не разравниваются. Учет поступающих в полигон отходов не ведется, отсутствуют санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие свалок санитарным нормам. Земельные участки под отходы производства и потребления соответствующим образом не отведены. Не оформлены правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположена свалка отходов. В связи с неприятием мер по организации сбора и вывоза производства и потребления руководством сельского поселения сумона <адрес> на территории сумона образовалась несанкционированная свалка множественных отходов потребления. Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли, несанкционированное складирование отходов создает опасность для окружающей среды, нарушает конституционное право граждан сумона <адрес> на благоприятную окружающую среду.
Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения <адрес> Тес-Хемского района Республики Тыва в части неисполнения требований федерального законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории сумона <адрес> и обязать организовать сбор вывоз отходов сумона <адрес>, привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическим законодательством полигон отходов производства и потребления. Оформить соответствующие правоустанавливающие документы на земельный участок под полигон отходов производства и потребления, получить санитарно- эпидемиологическое заключение на объект размещения отходов.
В судебном заседании прокурор, поддержав заявленные требования, просил удовлетворить по указанным основаниям. Поскольку бездействием администрации сумона <адрес> нарушаются конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологические нормы.
Представитель заинтересованного лица на судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств не заявлял.
Суд в отношении заинтересованного лица дело рассматривается в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ, поскольку представитель надлежащим образом извещен, им представлено ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды" указано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и п.19 ч.1 ст.4 Устава сельского поселения с.<адрес> к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п.п. 1, 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе, зоны специального назначения. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые объектами размещения отходов потребления.
В силу ст.11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством указания определения координат характерных точек таких границ, то есть изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В материалы дела представлен акт проверки соблюдения законодательства об обращении отходов производства и потребления на территории сумона <адрес> Тес-Хемского района, согласно которому помощником прокурора Тес-Хемского района Куулар Ш.Б., помощником врача эпидемиолога филиала ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Эрзинском районе Б. и председателем администрации сельского поселения сумона <адрес> С. выявлены вышеуказанные нарушения федерального законодательства.
При таких обстоятельствах судом установлено, что администрацией сельского поселения сумона <адрес> нарушено конституционное право населения сумона на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, требования прокурора к администрации сельского поселения сумона <адрес> обоснованны и подлежат удовлетворению. Поскольку для устранения выявленных нарушений требуется время, то срок для их устранения – до одного месяца – суд считает достаточным и реальным, поэтому суд устанавливает месячный срок для устранения нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Тес-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумона <адрес> Тес-Хемского о признании бездействия администрации незаконным в части неисполнения требований федерального законодательства об обращении отходов производства и потребления, обязании к совершению действий удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения сумона <адрес> Тес-Хемского района в части неисполнения требований федерального законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории сумона <адрес> незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения сумона <адрес> организовать сбор и вывоз отходов сумона <адрес>, привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическим законодательством полигон отходов производства и потребления, оформить соответствующие правоустанавливающие документы на земельный участок под полигон отходов производства и потребления, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на объект размещения отходов в срок до 21 августа 2013 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения через Тес-Хемский районный суд Республики Тыва.
Судья А.А. Кандан