43RS0043-01-2022-000571-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2022 года г.Яранск Кировской области
Яранский районный суд Кировской области в составе судьи Смоленцевой О.Е.,
при секретаре Коряковой А.В.,
с участием помощника прокурора Яранского района Кировской области Мининой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-422/2022 по иску прокурора Яранского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Бабаеву В.В. о возложении обязанности пройти медицинский осмотр в целях своевременного выявления туберкулеза,
установил:
Прокурор Яранского района Кировской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
Требование мотивировано тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения граждан в сфере охраны здоровья в части реализации мер по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что Бабаев В.В., 08.03.2020 освобожден из мест лишения свободы и по информации КОГБУЗ «Яранская ЦРБ» профилактический осмотр (флюорографическое исследование) в целях выявления туберкулеза в установленном законом порядке после освобождения из мест лишения свободы не проходил.
Таким образом, установлено, что административный ответчик надлежащим образом не исполняет обязанность по прохождению 2 раза в год в течение первых 2 лет после освобождения из мест лишения свободы профилактических медицинских осмотров в целях своевременного выявления туберкулеза.
Просит обязать Бабаева В.В. пройти профилактический медицинский осмотр в целях своевременного выявления туберкулеза.
В судебном заседании помощник прокурора Минина В.А. заявленное требование поддержала.
Административный ответчик Бабаев В.В. в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещен, позицию по заявленному требованию не представил.
Представитель заинтересованного лица КОГБУЗ «Яранская ЦРБ» Грушин А.Б. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил суду отзыв, исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.
Руководствуясь ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле, явка которых обязательной не признана.
Суд, выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
Статьей 27 Федерального закона от 21.11.2011 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплена обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом населения (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические
(профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.Статьей 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлены обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В частности, граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный -государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с пп. «г» п. 8 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза, утвержденных Приказом Минздрава России от 21.03.2017 №124н (далее - Порядок и сроки), профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением следующих методов обследования в зависимости от возраста: взрослые - флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких).
Согласно п. 9 Порядка и сроков, сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящим Порядку и срокам.
В соответствии с Приложением к Порядку и срокам, лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, обязаны проходить профилактические осмотры 2 раза в год в течение первых 2 лет после освобождения.
В соответствии с п. 809 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4, по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений проходят профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год в течение первых 2 лет после освобождения.
Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения закреплены Федеральным законом от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ).
Данным законом противотуберкулезная помощь определена как совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Профилактика туберкулеза - комплекс мероприятий,
направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 18.06.2001 № 77- ФЗ, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником туберкулеза, а также лица с подозрением на туберкулез по назначению врача проходят медицинское обследование в целях выявления туберкулеза.
Таким образом, Бабаев В.В. нарушает санитарно-эпидемиологический режим, освободившись 08.03.2020 из мест лишения свободы должен 2 раза в год в течение первых 2 лет после освобождения проходить профилактические медицинские осмотры с целью выявления туберкулеза, чего им не было сделано, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Учитывая, что прокурор как административный истец в силу ст. 333.35 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., <░░.░░.░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., <░░.░░.░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░