К делу № 2-800/2023
23RS0012-01-2023-000242-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Горячий Ключ 29 мая 2023 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края
в составе:
председательствующего Попова В.А.,
при секретаре Клыковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному исковому заявлению Гагарина Л. Л.ича к АО «Крайжилкомресурс» Горячеключевской о признании действия АО «Крайжилкомресурс» Горячеключевской незаконными и необоснованными, взыскании с АО «Крайжилкомресурс» Горячеключевской в пользу Гагарина Л. Л.ича денежные средства (штраф), моральный вред,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально истец обратился в суд с иском к АО «Крайжилкомресурс» Горячеключевской о признании действия АО «Крайжилкомресурс» Горячеключевской незаконными и необоснованными, взыскании с АО «Крайжилкомресурс» Горячеключевской в пользу Гагарина Л. Л.ича денежные средства (штраф) в размере 7377, 39 руб.
Требования иска мотивировала тем, что он является одним из двух собственников жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Договор на вывоз и утилизацию ТБО, он не заключал, так как считает его необоснованным. С 2019 г. он получал платежный документ, где в числе услуг, подлежащих оплате, была указана услуга «Вывоз и утилизация ТБО» и выставлена сумма оплаты за период по январь 2023 г. включительно 16862,61 руб. Однако, плательщиком этих услуг, назначен только он. Хотя он проживает по указанному адресу один с 2016 г. А указанное домовладение является совместной собственностью с его бывшей женой ФИО4 А услуга по вывозу и утилизации ТБО начисляется на 4 человек. А должна начисляться на одного. При чем, он считает, что половину этой суммы должна оплачивать собственник ФИО4 Таким образом, сумма начисленных платежей должна быть меньше в 4 раза. С оплатой выставленных сумм по счету, он не согласен, считает, что ответчик нарушает его права, как потребителя. Поскольку договор, заключаемый с ответчиком исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связан с осуществлением предпринимательской деятельности, к отношениям применяется законодательство о защите прав потребителей. Излишне начисленная ему сумму составляет 14754,78 руб., следовательно, сумма штрафа с АО «Крайжилкомресурс» Горячеключевской составляет 7377,39 руб.
В ходе судебного разбирательства, истцом были уточнены исковые требования, и дополнительно к основным требованиям, просил взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда.
Судом в протокольной форме приняты уточненные исковые требования Гагарина Л.Л.
Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Серенко Н.В. в удовлетворении уточненных исковых требований просила отказать в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении уточненных исковых требований Гагарина Л.Л. по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что АО «Крайжилкомресурс» (далее, также - Общество) является обществом, 100 процентов акций которого принадлежит Краснодарскому краю, в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.12.2014 № 1600 «О хозяйственных обществах, имеющих особое значение для Краснодарского края» является стратегическим обществом, имеющим особое значение для Краснодарского края, акционером Общества является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
По результатам проведения конкурсного отбора АО «Крайжилкомресурс» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности, в которую входят муниципальные образования Апшеронский, Белореченский, Туапсинский районы, города Горячий Ключ и Сочи.
Между Министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края и региональным оператором (АО «Крайжилкомресурс») было подписано соответствующее соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Краснодарского края от 15.01.2019 № 6 статус регионального оператора по обращению с ТКО по Белореченской зоне деятельности присвоен АО «Крайжилкомресурс».
В соответствие с действующим в сфере обращения с отходами законодательством, Региональный оператор приступает к деятельности после утверждения РЭК-департамент цен и тарифов, в установленном порядке, тарифа.
В связи с утверждением региональной энергетической комиссии Департамента цен и тарифов Краснодарского края «30» декабря 2019 г. № 43/2019-ТКО единого тарифа на услугу ТКО, АО «Крайжилкомресурс» с начала 2020 года осуществляет деятельность Регионального оператора, в том числе на территории, Белореченской зоны деятельности.
Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Оплата за услуги обращения с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из количества проживающих людей в помещении по следующей формуле: тариф регионального оператора * норматив накопления (МКД/ИЖС)/12 месяцев = стоимость услуг вывоза мусора для 1 человека.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае утверждены Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 № 528 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 № 175 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае».
Установлено, что на основании решения Горячеключевского городского суда от 18 ноября 2011 года до делу №2-1225/11 за Гагариным Л.Л. признано право собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 76,4 кв.м. и на земельный участок общей площадью 2073 кв.м. по адресу: г.Горячий Ключ, ст.Саратовская ул.Пушкина 10, Краснодарского края. Решение суда вступило в законную силу.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Подпунктом а) пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 установлено, что исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
При этом, отсутствие заключенного письменного договора с Региональным оператором не освобождает потребителя (собственника жилого помещения/домовладения) от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг Региональным оператором.
Вопреки доводам истец в силу положений пункта 7 упомянутых Правил отсутствие заключенного между истцом и ответчиком в письменной форме договора не исключает обязанность последнего при отсутствии доказательств вывоза твердых коммунальных отходов в предусмотренном законом порядке, производить оплату услуг истца по вывозу твердых коммунальных отходов.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ защите подлежит только нарушенное право.
Разрешая настоящий спор о защите прав потребителя путем признания действия АО «Крайжилкомресурс» Горячеключевской незаконным и необоснованным, суд исходит из того, что истцом допустимых доказательств того, что в спорный период ответчик не оказывали услуги по вывозу твердых коммунальных отходов и истец не имел возможности ими пользоваться истцом не представлено, как и доказательств того, что истцом осуществлялся самостоятельный вывоз и утилизация бытовых отходов способами, не нарушающими действующее законодательство, либо в спорный период им заключались соответствующие договоры с иной специализированной организацией.
Доказательств того, что истец обращался к ответчику с заявлением об отказе от исполнения договора на оказание услуг, о перерасчете указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, в материалы дела также не представлено, в связи с чем, в удовлетворении иска необходимо отказать в полном объёме.
Заявленные требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, также не подлежат удовлетворению, поскольку являются производными от основного требования, в удовлетворении которого, отказано.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░