78RS0004-01-2022-000004-58
Дело № 2-96/2022 07.04.2022г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Зеленогорский районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Заведеевой И.Л.
при секретаре Мишиной А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, <адрес> Санкт-Петербурга об обязании провести ремонтно-восстановительные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, обеспечении доступа к объекту культурного наследия регионального значения, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 после уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ обратилась в суд с исковыми требованиями к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, <адрес> Санкт-Петербурга об обязании провести ремонтно-восстановительные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, литер А, обеспечении доступа к объекту культурного наследия регионального значения, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что в собственности Санкт-Петербурга в лице Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга находится объект культурного наследия регионального значения: Памятник «Дача», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, литер А.
Во время посещения объекта, его территории, близлежащих территории истцом были обнаружены: трещины и разрушения фасада/следы протечек/утрата внутреннего содержания объекта культурного наследия/несоответствие объекта культурного наследия историческому облику.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, проанализировав в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Для реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия принят Федеральный закон от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации», который регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу ст.ст. 6, 33 Закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально- технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом 73-ФЗ в пределах их компетенции, направленных на выявление, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пп. 2, 3 п. 1 ст. 9.1, 9.2, 11 Закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» органы государственной власти РФ реализует государственную охрану объектов культурного наследия, а также государственный надзор (контроль) в сфере охраны объектов культурного наследия.
Для надлежащей реализации указанных полномочий органам государственной власти РФ, субъектов РФ, уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия, предоставлено право, в том числе привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений в сфере сохранения объектов культурного наследия, предусмотренных законодательством; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений; обращаться в судебные органы с исками об изъятии объектов культурного наследия у его собственника в случае неисполнения им требований по сохранению и использованию объекта культурного наследия, с исками о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре ( в рамках государственного надзора ( контроля); утверждать охранные обязательства собственников и иных законных владельцев объектов культурного наследия и доступа к ним, в том числе перечень работ по сохранению объекта культурного наследия.
На основании ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 12.07.2007г. № «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге» Правительство Санкт-Петербурга непосредственно или через исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны выявленных объектов культурного наследия регионального, федерального значения, расположенных в границах Санкт-Петербурга.
Согласно разделу 2 Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), утвержденному постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004г. №, КГИОП является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в сфере объектов культурного наследия, в задачи которого входит, в том числе реализация государственной охраны объектов культурного наследия регионального и федерального значения, а также государственного регионального и федерального надзора (контроль) в области охраны культурного наследия.
Для выполнения указанных задач КГИОП предоставлены предусмотренные положениями Закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» соответствующие полномочия, закрепленные, в том числе п. 3.14, 3.15, 3.33, 3.35-3,38 Положения №.
В соответствии со ст. 7 Закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» установлен конкретизированный перечень прав граждан РФ в области сохранения, использования, популяризации государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с которым гражданам РФ: гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия; право на доступ к объектам культурного наследия; право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия, в порядке установленном Законом 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации», в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, контроль (надзор) за надлежащим содержанием и сохранением объектов культурного наследия, включающий право требовать от его собственников и законных владельцев выполнение работ, необходимых для обеспечения сохранности объекта, является полномочиями КГИОП.
При этом, физические лица (граждане РФ), при отсутствии иных правоотношений, в силу ст. 7 Закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» не наделены правом, позволяющим им предъявлять требования к собственникам объекта культурного наследия о проведении работ по его сохранению.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, литер А, на основании Решения исполкома Ленгорсовета № от 05.12.1988г. является объектом культурного наследия регионального значения «Дача».
Распоряжением от 01.12.2011г. № утвержден предмет охраны объекта.
В соответствии с п. 1 ст. 47.2, п. 6.11 ст. 47.6 Закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия обязан исполнять требования охранного обязательства по сохранению объекта культурного наследия, в том числе работы по сохранению объекта культурного наследия и сроки, установленные для их выполнения.
Положениями ст. 47.6 Закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» и приказом Министерства культуры РФ от 01.07.2015г. № « О реализации отдельных положений ст. 47.6 Закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» установлен порядок оформления, утверждения и исполнения охранных обязательств, который предусматривает возможность изменения по инициативе собственников объекта культурного наследия условий охранных обязательств, в том числе в части сроков и видов, предусмотренных им работ.
Приложениями № Приказа № предусмотрена обязанность собственника объекта культурного наследия предоставлять в КГИОП уведомление о выполнении требований, содержащихся в охранном обязательстве.
Выдача КГИОП разрешений на производство работ осуществляется в соответствии с Порядком выдачи разрешений на производство работ по сохранению объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 21.10.2015г. № «Об утверждении порядка выдачи разрешения».
Распоряжением КГИОП от 20.07.2021г. № утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта, в соответствии с условиями которого необходимо в течение 36 месяцев с даты утверждения охранного обязательства ( до 20.07.2024г.) выполнить ремонт и реставрацию объекта, а в течение 48 месяцев ( до 20.07.2025г.) – ремонт территории объекта. Данные требования сформированы на основании акта технического состояния, составленного КГИОП 09.06.2021г.
Распоряжение с утвержденным им охранным обязательством направлены КГИОП для исполнения представителю собственника объекта- Комитет имущественных отношений ( письмом от 20.07.2021г. №-), законным владельцам (владение на праве постоянного (бессрочного) пользования с 2012г.), а именно: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детский психоневрологический санаторий «Комарово» ( письмом от 20.07.2021г. №), а также в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (Управление Россреестра по Санкт-Петербургу) для регистрации обременений.
В случае выявления по результатам проверки факта нарушения требований сохранения и использования объекта, в том числе в виде неисполнения условий обязательства, собственник объекта подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, а также в силу пп.6 п. 6 ст. 11 Закона 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» вправе направить исковое заявление о понуждении выполнить предусмотренные охранном обязательством работы в натуре.
Таким образом, действующим законодательством установлен перечень мер, направленных на обеспечение сохранности объекта, реализация которых осуществляется в рамках полномочий КГИОП.
Принимая во внимание, что необходимый комплекс работ по сохранению объекта находится в процессе реализации, это исключает наличие правовых оснований для обращения в судебные органы с обязанием провести ремонтно-восстановительные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов восстановления нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Также из текста искового заявления не следует, что истец ограничен, либо лишен права на доступ к объекту культурного наследия регионального значения «Дача».
Учитывая изложенные обстоятельства и положения законодательства, у истца отсутствует право обращаться с данными требованиями, поскольку необходимые меры по обеспечению сохранности объекта в соответствии с Законом 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» подлежат реализации КГИОП в установленном порядке, что исключает основания для рассмотрения требований истца, права истца в данном случае не затрагиваются и не подлежат судебной защите в рамках предъявленных истцом оснований и предмета иска.
В соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 134, 220 ГПК РФ суд отказывает в приеме искового заявления либо прекращает производство по делу в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов гражданином, которому законодательством не предоставлено такое право.
Руководствуясь ст. ст. 134, 220, 224-225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░, <░░░░░> ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░