Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-926/2024 ~ М-799/2024 от 06.06.2024

УИД 58RS0028-01-2024-001254-30                                              № 2а-926/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2024 года                                                              г. Пенза

Пензенский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Бормотиной Н.В.

при секретаре Савиной Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Синдяева Дениса Анатольевича к администрации Пензенского района Пензенской области о признании незаконным решения,

у с т а н о в и л:

Синдяев Д.А. обратился в суд с названным иском, указав, что (Дата) он обратился к главе администрации Пензенского района Пензенской области с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов. В поданном заявлении административный истец, руководствуясь статьёй 39.18 ЗК РФ, просил предоставить земельный участок с кадастровым номером №, площадью № кв.м. на праве собственности для использования в целях ведения личного подсобного хозяйства. В качестве нормативно-правового обоснования предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов административный истец ссылался на подпункт «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации Ф от 9 апреля 2022 года № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 - 2024 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы» (далее - постановление Правительства РФ от 9 апреля 2022 года № 629). (Дата) административный ответчик письмом № отказал в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов на основании части 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», указав, что действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления без торгов земельных участков гражданам для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, площадью, превышающей 0,5 га. При этом, административный ответчик указал, что административному истцу постановлениями администрации Пензенского района Пензенской области предоставлены земельные участки в собственность без проведения торгов, площадь которых превышает установленный законом размере (0,5 га). Административный истец считает данное решение административного ответчика незаконным и необоснованным, поскольку данным решением гражданину созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

    В заявлении административного истца в качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов был указан подпункт «а» пункта 1 постановление Правительства РФ от 9 апреля 2022 года № 629, согласно которому допускается наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, продажа без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду, при условии отсутствия у уполномоченного органа, предусмотренного статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

    Земельный участок для использования в целях ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №, площадью №.м, ранее был предоставлен административному истцу на праве аренды, что подтверждается договором № аренды земельного участка от (Дата), заключенным с административным ответчиком.

    Считает, что ссылка административного ответчика на ограничения, предусмотренные частью 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», является неправомерной, поскольку эта норма ограничивает граждан именно в ведении личного подсобного хозяйства в плане получения доходов, не подлежащих налогообложению.

     Таким образом, административный ответчик неправомерно отказал административному истцу в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, указав в качестве причины превышение установленного законом размера, ведь превышение установленного законом размера влияет лишь на налогообложение доходов приведении ЛПХ.

    На основании вышеизложенного и руководствуясь нормами действующего законодательства, просит признать незаконными решение администрации Пензенского района Пензенской области, выраженное в письме № от (Дата).

    Определением Пензенского районного суда Пензенской области от (Дата) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области.

Административный истец Синдяев Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Представитель административного истца по доверенности Синицин А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Пензенского района Пензенской области по доверенности Федоров А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поддержав письменный отзыв на иск.

Представитель заинтересованного лица администрации Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области, в судебное заседание не явился. От и.о. главы администрации Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области Орлова А.И. поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьёй 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 названного Кодекса.

Согласно подпункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Судом установлено, что согласно договора аренды земельного участка от (Дата) №, заключенного между администрацией Пензенского района Пензенской области в лице главы района Ф.И.О.5 и Синдяевым Д.А., администрация предоставила в аренду сроком на 20 лет Синдяеву Д.А. земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м, местоположение: РФ, <...>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.11-12).

Синдяев Д.А. принял указанный выше земельный участок согласно акту приема-передачи от (Дата) (л.д.13).

(Дата) Синдяев Д.А. обратился в администрацию Пензенского района Пензенской области с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (л.д.9).

Письмом от (Дата) № глава администрации Пензенского района Пензенской области сообщил об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № площадью №.м на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного Кодекса РФ, поскольку постановлениями администрации Пензенского района Пензенской области Синдяеву Д.А. предоставлены земельные участки в собственность без торгов, площадь которых превышает установленный законом размер.

Не согласившись с данным отказом, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Рассматривая доводы административного ответчика о наличии у административного истца земельных участков площадью более установленного законом размера, суд пришел к выводу, что данный довод нашел свое подтверждение, поскольку документами, представленными суду (постановлениями, договорами купли-продажи и выпиской из ЕГРН) подтверждается, что в собственности Синдяева Д.А. с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, на дату обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без торгов ((Дата)) находятся земельные участки:

с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <...>, <...> <...>, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: собственность (договор купли-продажи земельного участка № от (Дата)),

с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <...>, <...> <...>, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: собственность (договор купли-продажи земельного участка № от (Дата)),

с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: РФ, <...>, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: собственность (договор купли-продажи земельного участка от (Дата)),

с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <...>, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: собственность (договор купли-продажи земельного участка № от (Дата)),

с кадастровым номером №, площадью №.м, расположенного по адресу: <...>, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: собственность (договор купли-продажи земельного участка № от (Дата)),

с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: РФ, <...>, муниципальный район <...>, <...>, <...>, земельный участок № разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: собственность (договор купли-продажи земельного участка № от (Дата)),

с кадастровым номером № площадью № кв.м, расположенного по адресу: РФ, <...>, муниципальный район <...>, <...>, <...>, земельный участок № разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: собственность (договор купли-продажи земельного участка № от (Дата)),

с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: РФ, <...>, муниципальный район <...>, <...>, земельный участок №, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: собственность (договор купли-продажи земельного участка № от (Дата)),

с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <...>, <...>, <...>, земельный участок № разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: собственность (договоры купли-продажи земельного участка № от (Дата) и № от (Дата)),

с кадастровым номером №, площадью №.м, расположенного по адресу: <...>, <...>, земельный участок №, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: собственность (договоры купли-продажи земельного участка № от (Дата) и № от (Дата)),

с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <...>, Бессоновский сельсовет, <...>, земельный участок № разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: собственность (договоры купли-продажи земельного участка № от (Дата) и № от (Дата)),

с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <...>, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: собственность (договоры купли-продажи № б/н от (Дата) и № от (Дата)),

с кадастровым номером № площадью № кв.м, расположенного по адресу: <...>, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: собственность (договоры купли-продажи № б/н от (Дата) и № от (Дата)),

с кадастровым номером №, площадью № кв.м, расположенного по адресу: <...>, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: общая долевая собственность, доля в №договор от (Дата)),

с кадастровым номером №, площадью №.м, расположенного по адресу: <...>, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: общая долевая собственность, доля в № (договор от (Дата)).,

с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: РФ, <...>, муниципальный район <...>, <...>, <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, вид права: собственность (договор купли-продажи земельного участка № от (Дата)).

Таким образом, общая площадь земельных участков с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, находящихся в собственности административного истца по состоянию на (Дата) составляла более 16 000 кв.м. При этом в судебном заседании представитель административного истца Синицин А.В. не отрицал, что данные участки Синдяевым Д.А. не используются в соответствии с видом разрешенного использования до настоящего времени.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что в отношении некоторых ранее указанных земельных участков изменен вид разрешенного использования объекта недвижимости с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «для индивидуального жилищного строительства».

Целью непредпринимательской деятельности гражданина либо гражданина и членов его семьи является удовлетворение личных потребностей по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции на земельных участках, общая площадь которых не превышает максимально установленного в субъекте Российской Федерации размера.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются нормами Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», в силу пунктов 1 и 2 статьи 2 которого личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции; личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предусмотрено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Таким образом, Синдяев Д.А. вправе претендовать на предоставление в собственность без торгов земельных участков общей площадью не более 0,5 га, поскольку на территории Пензенской области какой-либо закон, увеличивающий максимальный размер общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства принят не был.

Судом установлено, что административный истец на дату обращения в администрацию Пензенского района Пензенской области ((Дата)) имел в собственности земельные участки с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью более 16 000 кв.м, что уже превышает потребность для ведения личного подсобного хозяйства, посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности.

Таким образом он не является лицом, которое в соответствии с приведенными положениями закона имеет право на предоставление без проведения торгов еще одного земельного участка площадью 1 500 кв.м, поэтому у органа местного самоуправления имелись предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.

Орган местного самоуправления при вынесении обжалуемого решения исходил из максимального размера земельного участка, установленного для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку именно личное подсобное хозяйство является формой непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (статья 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

Данных, подтверждающих ведение сельскохозяйственной деятельности в форме крестьянского (фермерского) хозяйства либо предпринимательской деятельности, сторона административного истца не представила и на такие обстоятельства не ссылается. Кроме того, Синдяев Д.А. является индивидуальным предпринимателем с видами экономической по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности: покупка и продажа собственного недвижимого имущества (основной вид деятельности), строительство жилых и нежилых зданий, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе.

Более того, поскольку земельный участок испрашивался для использования в целях ведения личного подсобного хозяйства, такая деятельность может осуществляться гражданином, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, только в данной форме.

Принимая во внимание законность оспариваемого решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка в целях ведения личного подсобного хозяйства, оно не может нарушать законные интересы административного истца, у которого имеются другие земельные участки с таким же видом разрешенного использования, которые фактически по назначению не используются, что не отрицал в судебном заседании представитель административного истца Синицин А.В.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решение администрации <...>, выраженное в письме от (Дата), принято уполномоченным должностным лицом, в пределах его полномочий, не противоречит действующему гражданскому и земельному законодательству, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Иные доводы административного иска не могут быть приняты во внимание, так как свидетельствуют об ошибочном толковании норм материального и процессуального права и не являются основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из указанной правовой нормы следует, что признание незаконными решений, действий (бездействия) должностных лиц государственных органов возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.

Наличия совокупности таких условий при рассмотрении настоящего административного дела судом не установлено.

При этом суд учитывает также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, приведенную в Определении от 28 января 2021 года № 124-О, согласно которой подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования предусматривает исключение из общего правила о предоставлении на торгах права аренды определенных видов земельных участков. Положения закона, устанавливающие максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, устанавливают гарантии для справедливого распределения участков между гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.

В свою очередь положение пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», устанавливающего нормы предоставления земельных участков, устанавливает гарантии для справедливого распределения участков между гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.

Иное противоречило бы установленным статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации требованиям добросовестности, разумности и справедливости ввиду явной несоразмерности предоставленных площадей заявленным целям.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░).

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-926/2024 ~ М-799/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Синдяев Денис Анатольевич
Ответчики
Администрация Пензенского района Пензенской области
Другие
Синицин Александр Викторович
администрация Саловского сельсовета Пензенского района Пензенской области
Суд
Пензенский районный суд Пензенской области
Судья
Бормотина Наталья Валентиновна
Дело на сайте суда
penzensky--pnz.sudrf.ru
06.06.2024Регистрация административного искового заявления
06.06.2024Передача материалов судье
10.06.2024Решение вопроса о принятии к производству
10.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2024Подготовка дела (собеседование)
17.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2024Судебное заседание
10.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Судебное заседание
02.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее