Судья Сидорчук М.В. Дело №2а-4124/2022
УИД 54 RS0007-01-2022-003238-12
Докладчик Зуева С.М. №33-4577/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Зуевой С.М.
Судей: Выскубовой И.А., Илларионова Д.Б.
При секретаре: Токаревой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Н. 02 мая 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе Малышкиной Ю. В. на решение Октябрьского районного суда г.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
В удовлетворении административного искового заявления Малышкиной Ю. В. к ФГАУ «Р.» об оспаривании решения и устранении нарушения прав – отказать.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зуевой С.М., объяснения представителя Малышкиной Ю.В. – Якк Д.Г., объяснения представителя ФГАУ «Р.» - Жмыховой Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Малышкина Ю. В. обратилась к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Р.») с иском, в котором, с учетом уточнений, просила признать незаконным решение ФГАУ «Р.» № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать принять её на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В обоснование заявленных требований указала, что является вдовой военнослужащего Малышкина Д. Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проходившего службу по контракту в войсковой части <адрес> <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В период прохождения службы Малышкин Д.Е. вместе с ней проживал в служебном жилом помещении, жилого помещения в собственности не имел.
Подать заявление о признании нуждающимся в жилом помещении не успел, но был намерен это сделать за несколько дней до своей смерти.
Общий срок службы Малышкина Д.Е. составил 18 лет 3 месяца 7 дней.
Для решения вопроса по получению денежной субсидии на приобретение жилого помещения она обратилась к ответчику, на что получила отказ.
Считает данный отказ незаконным, так как Малышкин Д.Е. на момент смерти был нуждающимся в улучшении своих жилищных условий и имел право на это улучшение, а после смерти согласно п. 3.1 ст. 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на получение, в том числе, денежных средств на приобретение жилого помещения, перешло к ней (Малышкиной Ю.В.), как к члену семьи, что и явилось основанием для обращения с указанным иском в суд.
Судом первой инстанции требования рассмотрены по правилам административного судопроизводства.
ДД.ММ.ГГГГ Решением Октябрьского районного суда г.Н. в удовлетворении административного искового заявления Малышкиной Ю. В. к ФГАУ «Р.» об оспаривании решения и устранении нарушения прав – отказано.
Не согласившись с решением суда, Малышкина Ю.В. подала апелляционную жалобу.
ДД.ММ.ГГГГ Определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда материалы дела по апелляционной жалобе Малышкиной Ю.В. переданы на рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам, в связи с переходом к рассмотрению апелляционной жалобы по правилам гражданского судопроизводства (л.д.223-226).
В апелляционной жалобе Малышкина Ю.В. оспаривая законность и обоснованность решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, просит его отменить (л.д.201-203).
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно истолкованы положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части стажа военной службы Малышкина Д.Е., не учтено, что её супруг скончался в период прохождения военной службы, оставлены без внимания и должной оценки, представленные в материалы дела доказательства непригодности жилого помещения, принадлежащего ей. Выводы суда первой инстанции об отсутствии доказательств непригодности жилых помещений являются ошибочными, поскольку закон не возлагает обязанности признавать помещение непригодным только в порядке ст.15 ЖК РФ.
Рассмотрев дело в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ Малышкин Д. Е. проходил службу по контракту в ВС РФ и являлся командиром автомобильного взвода 2456 центральной базы резерва танков.
Малышкина Ю. В. является супругой умершего Малышкина Д. Е. (л.д.42).
ДД.ММ.ГГГГ Малышкин Д.Е. умер, что подтверждено свидетельством о смерти (л.д.41).
ДД.ММ.ГГГГ Малышкина Ю.В. обратилась в ФГАУ «Р.» с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в помещениях, предоставляемых для постоянного проживания (л.д.38).
Решением Начальника территориального отдела «Новосибирский» филиала «Центральный» ФГАУ «Р.» № от ДД.ММ.ГГГГ Малышкиной Ю.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, с указанием на то, что Малышкина Ю.В. обеспечена жилым помещением для постоянного проживания более учётной нормы, установленной пунктом 4.1. Положения о порядке управления в распоряжении жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Н., принятого решение Городского С. Н. от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека по избранному месту жительства – город Н.. Указанные обстоятельства исключают возможность её нахождения на учёте нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых для постоянного проживания (л.д.14-16).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований об оспаривании решения и устранении нарушения прав, руководствовался положениями статей 51, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», пришел к выводу о том, что отсутствуют основания считать, что права истца Малышкиной Ю.В. на обеспечение жилым помещением были нарушены ответчиком принятием законного и обоснованного решения, в связи с чем, в удовлетворении административного иска следует отказать.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильно установленных обстоятельствах, подтверждённых представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
В силу абзаца первой пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с названным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 1 статьи 15.1 Закона № 76-ФЗ).
При предоставлении жилого помещения в соответствии с этим Федеральным законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы) на дату его гибели (смерти) (пункт 1.1 статьи 15.1 Закона №76-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 №76-ФЗ члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 3.1 статьи 24 Закона №76-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения Малышкиной Ю.В. с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьёй 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
За вдовами (вдовцами) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющими право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные пунктами 2 – 4 настоящей статьи, указанное право сохраняется до повторного вступления в брак (пункт 6 статьи 24 Закона №76-ФЗ).
Из содержания положения пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 №76-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением) следует, что члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, обладают самостоятельным правом быть обеспеченными жилыми помещениями при условии признания их нуждающимися в жилых помещениях или имевшими основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, в соответствии с названным Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Конституционный Суд Российской Федерации определил правовую позицию, согласно которой ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 ГК РФ, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (определения от 19 апреля 2007 года №258-О-О, от 25 ноября 2010 года №1543-О-О, от 29 мая 2012 года №924-О, от 18 октября 2012 года №1842-О, от 24 декабря 2012 года 32363-О, от 16 июля 2013 года №1190-О, от 24 декабря 2013 года №1975-О, от 25 января 2018 года №90-О и другие).
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения спора является выяснение вопроса о том, имела ли Малышкина В.В.. основания быть признанной нуждающейся в жилом помещении на момент смерти ее супруга-военнослужащего.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно выписке из ЕГРП (л.д.48, 56-57) Малышкина Ю.В. является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на дом, общей площадью 60,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес>.
Кроме того, на основании Договора № на передачу квартир-домов в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, Малышкина приобрела в единоличную собственность жилое помещение, общей площадью 50,5 кв.м., находящееся по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.
Представленные в суд заключения специалистов (л.д.50-57, 69-109) не свидетельствуют о признании данных жилых помещений аварийным и непригодным для проживания, так как в соответствии со ст.15 ЖК РФ основания и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 28.01.2006 №47, которым утверждены Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом.
Приняв во внимание, что Малышкина Ю.В. на момент смерти супруга была обеспечена жилым помещением для постоянного проживания, данное жилое помещение в установленном законом порядке непригодным для проживания не признано, в случае признания жилого помещения аварийным и подлежащим сносу на Малышкину Ю.В. будут распространяться предусмотренные жилищным законодательством гарантии возмещения, а кроме того, муж Малышкиной Ю.В. в момент смерти, которая не была связана с прохождением военной службы, еще не имел права на предоставление собственного постоянного жилья и срок его службы не достиг стажа 20 лет, а права Малышкиной Ю.В. в данной части являются производными от прав супруга, то суд обоснованно пришёл к выводу об отказе Малышкиной Ю. В. к ФГАУ «Р.» об оспаривании решения и устранении нарушения прав.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, юридически значимым обстоятельством является также выяснение вопроса о том, имела ли вдова основания быть признанными нуждающимися в жилом помещении до гибели супруга, поскольку применение вышеперечисленных норм распространяется на правоотношения сторон, возникшие на день смерти военнослужащего и закон гарантирует сохранения у членов семьи военнослужащего самостоятельного права на жилищное обеспечение, которое имел военнослужащий до своей смерти, но его не реализовал.
В данном случае истцом не доказан факт её нуждаемости в жилом помещении на момент смерти супруга, поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца в полном объёме.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, кроме того, направлены на иное толкование действующего законодательства.
Новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы решения суда, доводы жалобы не содержат и оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ к отмене или изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░: