№ 2а-500/2023
УИД 56RS0030-01-2022-004933-60
Решение
Именем Российской Федерации
18 января 2023 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.С.,
при секретаре – помощнике судьи Ворониной А.А.,
с участием ответчика Карпова С.А.,
помощника Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Пьяных А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по <адрес> к Карпов С.А. об установлении административного надзора,
установил:
ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по <адрес> обратились в суд с административным иском к Карпов С.А. об установлении административного надзора, указав в обоснование следующее. Карпов С.А. осужден по приговору Переволоцкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ч.<данные изъяты> УК РФ к наказанию в виде исправительных работ сроком на 1 год 3 месяца с удержанием из заработной платы в доход государства 10%. Постановлением Переволоцкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ неотбытое наказание по указанному приговору суда заменено на наказание в виде лишения свободы сроком на 5 месяцев в исправительной колонии общего режима. Срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента фактического лишения свободы. Постановление суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года. Документы о вступлении постановления в законную силу поступили в ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время оставлен в ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по <адрес> на основании ст. 74 УИК РФ. ДД.ММ.ГГГГ Карпов С.А. прибыл в учреждении административного истца, где содержится по настоящее время. За этот период Карпов С.А. допустил 1 нарушение режима содержания и правил внутреннего распорядка, за что имеет дисциплинарное взыскание в виде выговора, которое не снято и не погашено. После освобождения от наказания осужденный будет иметь неснятую и непогашенную судимость за совершение в период административного надзора преступления небольшой тяжести, за которое он осужден к лишению свободы, что свидетельствует о необходимости установления в отношении Карпов С.А. административного надзора. Административный истец просит суд установить Карпов С.А. административный надзор сроком на 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, подлежащий исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Установить следующие ограничения: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, обязательной явки 1 раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Представитель административного истца ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно надлежащим образом, ходатайствуя о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании административный ответчик Карпов С.А. не возражал против заявленных требований, более пояснять по делу ничего не пожелал.
Помощник Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области Пьяных А.А. в судебном заседании полагал необходимым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме, с учетом достаточности представленных доказательств.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор, определены в статье 3 указанного Закона.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 части 2 статьи 3 Закона №64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона №64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Карпов С.А. установлен административный надзор на срок до погашения судимости, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Установлены следующие административные ограничения: обязательная явка в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц; запрещения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, запрещения на посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Приговором Переволоцкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Карпов С.А. осужден <данные изъяты> УК РФ, с применением ч.5 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде исправительных работ сроком на 1 год 3 месяца, с удержанием из заработной платы в доход государства 10%.
Постановлением Переволоцкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначенное Карпов С.А. приговором Переволоцкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ наказание в виде исправительных работ сроком на 1 год 3 месяца с удержанием из заработной платы в доход государства 10%, наказанием в виде лишения свободы сроком на 5 месяцев, с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Карпов С.А. прибыл в ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, оставлен в учреждении на основании ст. 74 УИК РФ. Срок наказания исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ, конец срока отбытия наказания определен ДД.ММ.ГГГГ, при этом Карпов С.А. после освобождения, согласно пояснений в судебном заседании, намерен выехать по адресу: <адрес>.
Преступление, предусмотренное ст. 314.1 ч.2 УК РФ, в соответствии со ст. 15 УК РФ относятся к категории преступлений небольшой тяжести.
Согласно п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Из приговора суда от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Карпов С.А. совершил преступление небольшой тяжести в период нахождения под административным надзором, осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
В силу положений п. 4 ч.2 ст. 3 Федерального закона №64-ФЗ, совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания является основанием для установления административного надзора независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость.
В соответствии со ст. 4 ч.1,2 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; а также запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно данным, представленным администрацией исправительного учреждения, Карпов С.А. за период отбывания допустил дисциплинарный проступок в связи с нарушением установленного порядка отбывания наказания, поощрений от администрации учреждения не имеет.
Правила пожарной безопасности и санитарные требования соблюдает. На проводимые беседы воспитательного и профилактического характера Карпов С.А. реагирует, в общении с сотрудниками администрации вежлив и корректен, отношения поддерживает с общим кругом осужденных, грубостей не допускает, в конфликтных ситуациях не замечен, на профилактическом учете не состоит, криминальной субкультурой не интересуется. Характеризуется положительно.
В соответствии с ч. 8 ст. 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Разрешая административные исковые требования, суд, руководствуясь приведенными выше нормами права, приходит к выводу о необходимости установления в отношении Карпов С.А. административного надзора на три года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, поскольку данный срок не превышает периода, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Суд отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
Исходя из характера и степени общественной опасности совершенного Карпов С.А. преступления, данных о его личности, поведении в период отбывания наказания, установление судом в отношении него административных ограничений в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета пребывания в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут утра следующего дня вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, является обоснованным.
Суд считает, что установление вышеуказанных ограничений будет способствовать предупреждению совершения Карпов С.А. новых преступлений и других правонарушений, оказанию на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также способствовать его социальной адаптации.
Законных прав и интересов административного ответчика, в том числе его конституционного права на труд установление административного надзора не ограничивают.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 64-ФЗ установление судом административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Количество явок, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, определено судом в пределах, установленных пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона, и с учетом обстоятельств дела является разумным.
Доказательств того, что установленные судом ограничения каким-либо образом негативно будут сказываться на социализации административного ответчика, в деле также не имеется.
При необходимости решения вопросов трудоустройства либо вопросов, связанных с выполнением трудовых функций за пределами территории муниципального образования Карпов С.А. вправе обратиться в орган внутренних дел, который в предусмотренных п. 6 ч.3 ст. 12 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» случаях дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пунктами3, 4 и 5 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории.
Кроме того, поднадзорное лицо в течение срока надзора вправе обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона - с заявлением о досрочном прекращении.
Установление административного ограничения направлено для предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Об установлении других административных ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 4 Федерального закона №64-ФЗ, административный истец не настаивал, и оснований для их установления при рассмотрении дела в суде не установлено.
Административное исковое заявление начальника ФКУ СИЗО-№ УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Карпов С.А. соответствует требованиям, предусмотренным ч. 7 ст.271 КАС РФ, а именно - в нем указаны сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица и предлагаемые виды административных ограничений. К административному исковому заявлению об установлении административного надзора приложены все необходимые материалы, в том числе характеризующие его личность.
С учетом приведенных обстоятельств дела в их совокупности установление административных ограничений направлено для предупреждения совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, в том числе и в ночное время, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов и отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При вынесении решения суд считает необходимым разъяснить административному ответчику, что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Разъяснить, что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействия) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность пост. 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, а также неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренногостатьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
На основании изложенного выше и руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-№ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ 3 ░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 1 ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░ 22 ░░░░░ 00 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░ 00 ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.01.2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.