Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 GV0004-01-2020-000177-10
23 сентября 2021 года город Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе: судьи Сорокиной С.В., при секретаре судебного заседания Петровой О.В., с участием представителя ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры» Министерства обороны Российской Федерации ПМВ., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело об оспаривании бывшим военнослужащим войсковой части № <...> Граченко Олегом Викторовичем решения ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения,
установил:
Граченко О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ) от ДД.ММ.ГГГГ №, в части размера выплаты субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия), обязать руководителя жилищного органа принять решение о предоставлении Граченко О.В. жилищной субсидии на состав семьи из шести человек, без учета ? площади ранее занимаемого им жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Обосновывая требования, административный истец в заявлении привел доводы об отсутствии законных оснований для выплаты ему субсидии в меньшем, чем полагается, размере, поскольку как военнослужащий, имеющий выслугу на военной службе свыше 20 лет, он вправе претендовать на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны РФ на состав семьи, исходя из законодательно установленной нормы предоставления. Часть площади ранее полученного его бывшей супругой жилого помещения в размере 13,1 кв. м. учтена должностным лицом необоснованно, поскольку с момента снятия с регистрационного учета и выезда из него административного истца прошло более пяти лет.
В порядке ч. 4 ст. 44 КАС РФ ходе производства по административному делу произведена замена на стороне административного ответчика: с ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ на правопреемника - ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс»).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и в надлежащей форме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании просила в удовлетворении требований административного истца отказать, при этом указала, что при расчете размера полагающейся Граченко О.В. жилищной субсидии подлежит учету ? площади ранее полученного им жилого помещения, в противном случае административный истец будет повторно обеспечен жилым помещением за счет средств бюджета, что недопустимо.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав доказательства в их совокупности, суд находит требования Граченко О.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ, Граченко О.В. произведена выплата субсидии на приобретение и (или) строительство жилого помещения, исходя из общей площади 27,9 кв.м. полагающегося ему жилого помещения по договору социального найма
Из материалов учетного дела военнослужащего усматривается, что Граченко О.В. первый контракт о прохождении военной службы заключил ДД.ММ.ГГГГ, его выслуга лет на военной службе составила 24 года, в августе 2018 года Граченко О.В. уволен с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, исключен из списков личного состава воинской части.
Из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период прохождения Граченко О.В. военной службы на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ его супруге Граченко Н.В. решением исполкома Ключевского городского Совета народных депутатов № 174 предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, на состав семьи включая Граченко О.В., который в жилое помещение вселился и был зарегистрирован по указанному адресу до 23 октября 2013 года. При этом административный истец ДД.ММ.ГГГГ выразил свой отказ от участия в приватизации данного жилого помещения, что усматривается из его заявления, поданного в администрацию Ключевского сельского поселения Усть-Камчатского района Камчатской области.
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о безвозмездной передаче в собственность данное жилое помещение передано администрацией поселка Ключи Усть-Камчатского района Камчатского края в собственность в равных долях супруге и дочери Граченко О.В.
ДД.ММ.ГГГГ брак между истцом и Граченко Н.В. прекращен, ДД.ММ.ГГГГ административный истец заключил новый брак и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства в квартире, принадлежащей на праве собственности новой супруге Юшковой В.В.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2014 года № 76 норматив общей площади жилого помещения установлен в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
В судебном заседании установлено, что Граченко О.В., проходивший военную службу по контракту, отвечающий требованиям приведенной нормы закона и состоящий на соответствующем учете как лицо, подлежащее обеспечению жилищной субсидией, изъявил желание быть обеспеченным жилищной субсидией исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 41 кв.м., исходя из состава семьи шесть человек, с учетом имеющегося в собственности его супруги Юшковой В.В. жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 67 кв.м.
Вместе с тем из оспариваемого решения ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации следует, что жилищная субсидия начислена и ДД.ММ.ГГГГ выплачена Граченко О.В. исходя из норматива, за вычетом 13,1 кв.м. общей площади жилого помещения, полученного Граченко О.В. в качестве члена семьи нанимателя в период первого брака.
В соответствии с выпиской по счету ПАО «Сбербанк» на имя Граченко О.В., ДД.ММ.ГГГГ на счет административного истца перечислена жилищная субсидия в размере, соответствующем оспоренному решению должностного лица.
В соответствии с абзацем тринадцатым п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2019 года № 416-ФЗ, действовавшей на момент спорных правоотношений) военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как определено абзацем четырнадцатым названной нормы, при признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из пунктов 1 и 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Частью 8 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации определено, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
На основании изложенного военный суд приходит к выводу, что указанными выше действиями должностного лица – руководителя ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, - нарушено право Граченко О.В. на обеспечение жилищной субсидией исходя из нормы предоставления жилого помещения, соответствующего составу семьи военнослужащего, с учетом истечения установленного ч. 8 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации срока.
Ссылку представителя должностного лица на установленный порядок однократного обеспечения от государства в собственность бесплатно жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации и реализацию Граченко своего права на обеспечение жилым помещением от государства, суд отвергает как несостоятельную, поскольку административным истцом указанное жилое помещение было получено не в порядке, определенном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», то есть при обстоятельствах, не связанных с прохождением им военной службы. Кроме того, поскольку с момента ухудшения Граченко О.В. своих жилищных условий прошло более пяти лет, указанные действия при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма в силу приведенных требований Жилищного кодекса Российской Федерации учету не подлежат.
Исходя из положений п. 19 Устава федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 29 мая 2020 года № 976 (с изменениями, внесенными приказом того же должностного лица № 3141 от 29 декабря 2020 года), одним из видов деятельности ФГАУ «Росжилкомплекс» является принятие решений о предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и направление указанных решений в финансовые органы, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по расчету размера и направлению в уполномоченный финансовый орган решения о подлежащей выплате Граченко О.В. жилищной субсидии, исходя из норматива общей площади жилого помещения 41 кв. м., с учетом выплаченной административному истцу суммы жилищной субсидии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░)» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ 41 ░░. ░., ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ 24 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░