Дело №2а-187/2024 (2а-1907/2023)
11RS0004-01-2023-002938-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми
в составе судьи Васёвчик Е.П.
при секретаре судебного заседания Кожевиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печора 15 марта 2024 года административное дело по административному иску администрации МР «Печора» об оспаривании бездействия судебного пристава - исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Р. Коми Главного межрегионального (специализированного) Управления службы судебных приставов Дризд В. А.,
установил:
Администрация МР «Печора» обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Р. Коми Главного межрегионального (специализированного) Управления службы судебных приставов Дризд В.А. по окончанию исполнительного производства №...-ИП по основаниям п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, обязании судебного пристава-исполнителя Дризд В.А. окончить исполнительное производство №...-ИП по основаниям п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе. В обоснование требований административный истец указал, что **.**.** Печорским городским судом по административному делу №...а-1414/2020 вынесено решение, в соответствии с которым признано незаконным бездействие администрации муниципального района «Печора», выразившееся в необеспечении транспортной доступности для инвалидов и других маломобильных групп на территории муниципального района «Печора»; на администрацию муниципального района «Печора» возложена обязанность в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, создать условия инвалидам и другим маломобильным группам для беспрепятственного пользования общественным пассажирским транспортном, оборудованным в соответствии с требованиями технических регламентов и государственных стандартом для перевозки инвалидов, в необходимом количестве. Данное решение суда администрацией МР «Печора» не обжаловалось и вступило в законную силу **.**.**, сроком исполнения решения является **.**.**. При этом, **.**.** решение Печорского городского суда было исполнено в полном объеме, в связи с чем в средствах массовой информации были размещены сведения. **.**.** судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Печоре на основании исполнительного листа серия ФС №... от **.**.** возбуждено исполнительное производство №...-ИП, при этом акт совершения исполнительных действий при возбуждении исполнительных действий не проводился, несмотря на то, что судебный пристав-исполнитель был проинформирован об исполнении решения суда. В настоящее время исполнительное производство №...-ИП передано в Специализированное отделение судебных приставов по Р. Коми Главного межрегионального (специализированного) Управления Федеральной службы судебных приставов, исполнительному производству присвоен номер №...-ИП. Судебный пристав-исполнитель Дризд В.А. была повторно проинформирована об исполнении решения суда, в связи с чем **.**.** проведена проверка совершения исполнительных действий с проведением фотосъемки пассажирского автобуса марки МАЗ, который на момент осмотра находился на маршруте с участием ИП Хомич А.В., с участием взыскателя и должника, составлен акт совершения исполнительных действий от **.**.**. Однако, исполнительное производство не было окончено. **.**.** в адрес администрации МР «Печора» поступило требование судебного пристава-исполнителя СОСП по Р. Коми в срок до **.**.** исполнить решение суда. **.**.** администрация ответом на требование в очередной раз уведомила судебного пристава-исполнителя СОСП по Р. Коми о том, что решение суда исполнено, до настоящего времени исполнительное производство не окончено. Документы об исполнении решения суда неоднократно направлялись в Специализированное отделение судебных приставов по Р. Коми Главного Межрегионального (специализированного) Управления Федеральной службы судебных приставов и находятся в материалах исполнительного производства. До настоящего времени судебным приставом-исполнителем исполнительное производство не окончено, действия, направленные на окончание исполнительного производства №...-ИП не проводятся, таким образом, бездействие судебного пристава-исполнителя является незаконным, что нарушает права администрации МР «Печора» создает условия для незаконного привлечения юридического лица и должностных лиц администрации МР «Печора» к административной ответственности по ст.17.15 КоАП РФ.
Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие представителя административного истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Специализированное отделение судебных приставов по Р. Коми Главного Межрегионального (специализированного) Управления Федеральной службы судебных приставов.
Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие представителей административных ответчиков судебного пристава - исполнителя Специализированного отделения судебных приставов по Р. Коми Главного межрегионального (специализированного) УФССП Дризд В.А., Специализированного отделения судебных приставов по Р. Коми Главного Межрегионального (специализированного) Управления Федеральной службы судебных приставов, УФССП по Р. Коми, извещенных надлежащим образом о времени месте судебного разбирательства.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОСП по г.Печоре УФССП по Р. Коми, Прокуратура Республики Коми, Печорская ********** организация Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийского общества инвалидов».
Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Согласно письменному отзыву Печорской межрайонной прокуратуры исковые требования не поддерживают, указав, что согласно ответу руководителя-главного эксперта по медико-социальной экспертизе ФКУ «ГБ МСЭ по Р. Коми» Минтруда России от **.**.** на территории МР «Печора», освидетельствовано 139 граждан с выраженными и значительно выраженными нарушениями статодинамической функции. На территории г. Печоры проживает 5 маломобильных граждан, передвигающихся на коляске. **.**.** в ходе проверки исполнения решения суда, судебным приставом-исполнителем установлено, что в транспортном средстве отсутствуют вспомогательные поручни. Администрацией МР «Печора» не созданы условия для бесперебойного пользования общественным транспортом инвалидами и другими маломобильными группами. Согласно письменному отзыву ИП Хомич А.В. исковые требования полагает на усмотрение суда, указав, что автобус МАЗ - 206063 VIN: №... он приобрел по договору купли-продажи автомобиля от **.**.** за счет собственных средств, без предоставления субсидий дотаций и другой помощи со стороны администрации МР «Печора». Доводы заявителя о том, что указанный автобус был приобретен в рамках исполнения муниципальных контрактов об осуществлении регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам ГП «Печора» не соответствует действительности, т.к. указанный автобус МАЗ был приобретен ИП Хомич А.В. после заключения указанных муниципальных контрактов, без учета предусмотренных муниципальными контрактами преференций.
Исследовав материалы дела, обозрев материалы дела Печорского городского суда №...а-1414/2020 по административному иску Печорского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Печора» о признании незаконным бездействия, обязании создать условия инвалидам и другим маломобильным группам для беспрепятственного пользования общественным пассажирским транспортом, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что решением Печорского городского суда от 23.10.2020 по делу №2а-1414/2020 признано незаконным бездействие администрации муниципального района «Печора», выразившееся в необеспечении транспортной доступности для инвалидов и других маломобильных групп на территории муниципального образования муниципального района «Печора». На администрацию муниципального района «Печора» возложена обязанность в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, создать условия инвалидам и другим маломобильным группам для беспрепятственного пользования общественным пассажирским транспортом, оборудованным в соответствии с требованиями технических регламентов и государственных стандартов для перевозки инвалидов, в необходимом количестве.
Решение суда вступило в законную силу **.**.**.
16.12.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Печоре УФССП по Р. Коми на основании исполнительного листа серия ФС №... от **.**.**, выданного Печорским городским судом по делу №...а-1414/2020, возбуждено исполнительное производство №...-ИП.
Исполнительное производство №...-ИП передано в Специализированное отделение судебных приставов по Р. Коми Главного межрегионального (специализированного) Управления Федеральной службы судебных приставов, с присвоением номера №...-ИП.
**.**.** судебным приставом-исполнителем СОСП по Р. Коми Главного Межрегионального (специализированного) УФССП направлено поручение в ОСП по г.Печоре с целью проверки доводов должника администрации МР «Печора» о фактическом исполнении решения суда.
Согласно акту совершения исполнительных действий, от **.**.** составленного судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Печоре с участием представителя взыскателя Печорского межрайонного прокурора, представителя должника администрации МР «Печора» и ИП Хомич А.В., в ходе проведения проверки установлено, что автобус г/г Р201РТ низкопольный, имеется пандус для облегчения погрузки (выгрузки) кресла-коляски с человеком, имеется зона размещения пассажиров-инвалидов, имеется кнопка стоп-вызов. Отсутствуют вспомогательные средства для ходьбы.
Согласно данному акту решение суда №...а-1414/2020 исполнено не в полном объеме.
**.**.** в администрацию МР «Печора» поступило требование судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Коми Главного Межрегионального (специализированного) УФССП о необходимости в срок до **.**.** исполнить решение Печорского городского суда №...а-1414/2020 от **.**.**.
**.**.** в СОСП по Р. Коми Главного Межрегионального (специализированного) УФССП поступил ответ на требование, в котором администрации МР «Печора» указывает на фактическое исполнение требований решения суда **.**.** в полном объеме и необходимости окончания исполнительного производства.
В административном исковом заявлении администрация МР «Печора» указывает, что документы об исполнении решения суда неоднократно направлялись в Специализированное отделение судебных приставов по Р. Коми Главного межрегионального (специализированного) Управления Федеральной службы судебных приставов и находятся в материалах исполнительного производства. До настоящего времени судебным приставом-исполнителем исполнительное производство не окончено, действия, направленные на окончание исполнительного производства №...-ИП, не проводятся, в связи с чем, бездействие судебного пристава-исполнителя является незаконным и нарушает права администрации МР «Печора», создает условия для незаконного привлечения юридического лица и должностных лиц администрации МР «Печора» к административной ответственности по ст.17.15 КоАП РФ.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2002 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно статье 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях, предусмотренных положениями ч.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве», в т.ч. в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (п.1).
Для решения вопроса об окончании исполнительного производства на основании п.1 ч.1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», необходимы доказательства фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно позиции административного истца в рамках исполнения требований, установленных решением Печорского городского суда по делу №...а-1414/2020, администрацией МР «Печора» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок были проведены аукционы на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории городского поселения «Печора» (маршруты №...,2,6,9), с указанием требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств: к кузову - капотный, вагонный или панельно - каркасный, стандартный, низкопольный или полунизкопольный, наличие багажного отделения, наличие флагштока, требования к окраске кузова; преимущество будет отдано подрядчику при наличии на его транспортных средствах оборудования для перевозки маломобильных групп населения, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в течение одного года, со дня подписания контракта.
По результатам аукциона победителем был признан ИП Хомич А.В., с которым были заключены муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на территории городского поселения «Печора»: муниципальный контракт №.../СМП-2021 от **.**.** (маршруты №...,9) и муниципальный контракт №.../СМП-2021 от **.**.** (маршруты №...,6), по условиям которых подрядчик обязуется выполнить работы по осуществлению регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам, параметры которых указаны в приложении к контракту, транспортными средствами характеристики и оборудование которых соответствуют требованиям установленным в приложении к контракту, а именно транспортного средства оборудованного для перевозки маломобильных групп населения.
**.**.** (после заключения муниципальных контрактов) ИП Хомич А.В. приобрел в собственность низкопольный автобус марки МАЗ, VIN №..., г/н №....
Под транспортными средствами общего пользования понимаются транспортные средства, предназначенные для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц в перевозках на условиях публичного договора. К транспортным средствам общего пользования относятся, в частности, автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси, железнодорожные пассажирские составы, воздушный и водный пассажирский транспорт. Также следует относить к транспортным средствам общего пользования речной транспорт, используемый для перевозки пассажиров на условиях публичного договора (речные круизы, экскурсионное обслуживание, пассажирские перевозки по определенным маршрутам и прочее).
Технические требования к конструкции, оборудованию, системам и устройствам транспортных средств, обеспечивающие доступность и безопасность их для пассажиров-инвалидов установлены ГОСТом Р 51090-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов (утв. Приказом Росстандарта от **.**.** №...-ст). Данный стандарт распространяется на средства общественного пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, вагоны трамваев, пассажирские вагоны, вагоны электро- и дизель-поездов, вагоны метрополитена, речные и морские пассажирские суда, самолеты гражданской авиации), предназначенные для перевозки пассажиров, в том числе пассажиров-инвалидов, по воде, земле, под землей и по воздуху.
Транспортные средства и модификации транспортных средств, предназначенные для перевозки инвалидов, должны отвечать требованиям настоящего стандарта по доступности и безопасности для инвалидов, а также требованиям нормативных документов на данные виды транспортных средств, утвержденных в установленном порядке, в том числе по безопасности (п. 6.1.1 ГОСТа Р 51090-2017).
В том числе, конструкция ДИТС должна обеспечивать беспрепятственный доступ в пассажирское помещение (салон) и безопасную поездку в нем инвалидов, передвигающихся самостоятельно или с сопровождающим лицом согласно ГОСТ Р 50954, ГОСТ Р 50955, ГОСТ Р 50956, ГОСТ Р 50957, ГОСТ Р 50958.
Все опорные устройства (поручни, стойки и др.), а также обслуживающие и управляющие элементы и механизмы (рычаги, рукоятки, ручки, выключатели, розетки и др.), предназначенные для пользования инвалидами в креслах-колясках, должны отвечать требованиям настоящего стандарта и должны быть размещены с учетом зоны досягаемости (см. приложение В) инвалидов, сидящих в креслах-колясках или пассажирских сиденьях.
ДИТС должны быть оснащены в достаточном количестве дополнительными поручнями и стойками, обеспечивающими удобную и безопасную посадку, перемещение внутри ДИТС после посадки, размещение инвалидов в ДИТС и их выход.
На входе в ДИТС должны быть предусмотрены поручни и стойки, имеющие такую конфигурацию и расположение, которые позволяют инвалидам удобно держаться за них руками снаружи транспортного средства во время посадки в ДИТС.
В технически обоснованных случаях для обеспечения доступа в ДИТС инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций допускается оснащать ДИТС вспомогательными посадочными устройствами и (или) транспортной коляской. Все опорные устройства (поручни, стойки и др.), а также обслуживающие и управляющие элементы и механизмы (рычаги, рукоятки, ручки, выключатели, розетки и др.), предназначенные для пользования инвалидами в креслах-колясках, должны отвечать требованиям настоящего стандарта и должны быть размещены с учетом зоны досягаемости (см. приложение В) инвалидов, сидящих в креслах-колясках или пассажирских сиденьях.
В ходе проверки фактического исполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем было выявлено, что в транспортном средстве ИП Хомич А.В. отсутствуют вспомогательные устройства для ходьбы.
В Печорской районной организации Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийского общества инвалидов» на **.**.** состоит 252 человека (инвалиды и другие маломобильные группы населения). По информации данной организации доступный транспорт для людей с инвалидностью и для маломобильной группы населения на территории МР «Печора» отсутствует.
Заключение администрацией МР «Печора» муниципальных контрактов с ИП Хомич А.В., в наличии у которого имеется специально оборудованный низкозольный автобус, не свидетельствует о надлежащем исполнении решения суда по делу №...а-1414/2020 и не обеспечивает для людей с инвалидностью и для маломобильной группы населения МР «Печора» беспрепятственный доступ к общественному пассажирскому транспорту, оборудованному в соответствии с требованиями технических регламентов и государственных стандартов для перевозки инвалидов, в необходимом количестве, поскольку отсутствует расписание и утвержденный маршрут движения данного автобуса, информация о движении автобуса не доводится до населения МР «Печора».
При этом, ИП Хомич А.В. отрицает наличие причинно-следственной связи между приобретением автобуса и обязанностью администрации МР «Печора» исполнить данное решение суда.
Таким образом, отсутствуют доказательства фактического исполнения решения суда №...а-1414/2020 и правовые основания для окончания исполнительного производства №...-ИП.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
На административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Указанной совокупности обстоятельств по настоящему административному делу не установлено; утверждения административного истца о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству не нашли своего объективного подтверждения; действия судебного пристава-исполнителя соответствуют целям и задачам исполнительного производства и не противоречат законодательству, направлены на правильное и своевременное исполнение судебного акта.
Доводы административного истца о том, что у администрации МР «Печора» отсутствует возможность приобретения транспортных средств в муниципальную собственность, правового значения не имеют, поскольку не свидетельствуют о бездействии судебного пристава-исполнителя по не окончанию исполнительного производства.
Доказательств невозможности администрацией МР «Печора» исполнить решение суда №...а-1414/2020 при рассмотрении дела не установлено.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что обязанность по соблюдению гарантий прав инвалидов и других маломобильных групп на обеспечение им доступа для пользования общественным пассажирским транспортом на территории МО МР «Печора» возложена законом на администрацию МР «Печора», сведений о фактическом исполнении решения суда не имеется, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ **.**.**