УИД 23MS0121-01-2022-003742-90
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2022 года Краснодарский край г. Апшеронск
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Бахмутова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» к Чернову Сергею Николаевичу о взыскании задолженности по оплате взноса за капитальный ремонт,
по апелляционной жалобе представителя Некоммерческой унитарной организации «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на решение мирового судьи судебного участка № Апшеронского района Краснодарского края от 05 октября 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
19.07.2022 НКО «Фонд капитального ремонта МКД» (далее - Фонд) обратился в суд с иском к Чернову С.Н. о взыскании задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт.
Требования мотивированы тем, что Чернов С.Н. является собственником <адрес>, общей площадью 36,7 кв.м., расположенной в многоквартирном доме (далее МКД) адресу: <адрес>.
Указанный МКД включен в региональную программу капитального ремонта, в связи с чем у собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме, возникла обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт. Между тем, ответчик свои обязанности не исполняет, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в размере 13 531, 39 рублей.
В иске Фонд просил суд взыскать с Чернова С.Н. задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт в размере 13 531, 39 рублей, пени - 2 465, 44 рублей, расходы по оплате государственной пошлины - 638 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка № Апшеронского района Краснодарского края от 05 октября 2022 года в удовлетворении исковых требований Фонда отказано.
В апелляционной жалобе представитель Фонда о доверенности Алексеева О.А. просит отменить решение мирового судьи, полагая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела.
Стороны в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.
Исходя из положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу Фонда в отсутствие сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы Фонда, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Пунктом 6.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счёт взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещённых законом источников финансирования.
На основании ч. 1 и 2 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: взнос на капитальный ремонт.
Согласно ч. 1 ст. 167 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми в частности: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Законом Краснодарского края от 01 июля 2013 года № 2735-КЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края» (принят Законодательным Собранием Краснодарского края 26 июня 2013 года) установлены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края.
Статьей 2 указанного Закона установлено, что к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в сфере организации и проведения капитального ремонта многоквартирных домов отнесены права: создания специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта многоквартирных домов; утверждения региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов; утверждения порядка актуализации региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов.
В целях формирования на территории Краснодарского края долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов, на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09 сентября 2013 года № 767-р, создана некоммерческая организация «Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов», а постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 декабря 2013 года № 1638, утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы.
На основании п. 1 ст. 22 Закона Краснодарского края от 01 июля 2013 года № 2735-КЗ, региональная программа капитального ремонта многоквартирных домов подлежит актуализации не реже одного раза в год.
Мировым судьей установлено, что Чернов С.Н. является собственником <адрес>, в МКД <адрес>
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 декабря 2015 года № 1295 в ходе актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень многоквартирных домов (под №), подлежащих капитальному ремонту в соответствии с утвержденной ранее региональной программой.
Согласно ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Пунктом 2.1 ст. 6 Закон Краснодарского края от 01 июля 2013 года № 2735-КЗ (в редакции, действовавшей на момент актуализации программы капитального ремонта), в случае включения в региональную программу при ее актуализации новых многоквартирных домов обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в таких многоквартирных домах по истечении четырех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа с внесенными в нее изменениями, в которую включены такие многоквартирные дома.
Поскольку постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 декабря 2015 года № 1295, официального опубликовано в декабре 2015 года на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, то у собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в т.ч. у собственника <адрес>, расположенной в указанном МКД Чернова С.Н. возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частями 3, 5-7 ст. 170 ЖК РФ (в редакции от 31.01 2016) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Не позднее, чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В силу положений ч. 6 ст. 170 ЖК РФ именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность по своевременному созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса об определении способа формирования фонда капитального ремонта - притом что оно должно быть проведено не позднее чем за месяц до окончания установленного частями 5 и 5.1 той же статьи срока принятия соответствующего решения. Данная обязанность - исходя из принципа поддержания доверия граждан к закону и с учетом социальной природы Российского государства, а также фактически сложившихся между ним и гражданами в течение десятилетий отношений в жилищной сфере - подразумевает и возложение на орган местного самоуправления обязанности по надлежащему информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также по оказанию помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации. Неисполнение органом местного самоуправления этой обязанности создавало бы препятствия для осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме права на определение способа формирования фонда капитального ремонта и тем самым приводило бы к ограничению права собственности указанных лиц, как оно определено статьей 35 (части 1 и 2) Конституции РФ.
Соответственно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в данном доме, которое, однако, не было проведено либо в силу каких-либо причин на нем не было принято соответствующее решение, а также если принятое решение в установленный законом срок не было реализовано.
Учитывая изложенное, положение ч. 7 ст. 170 ЖК РФ о принятии органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на счете регионального оператора, если собственники помещений в этом доме в установленный законом срок не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает принятие органом местного самоуправления такого решения при условии, что им предприняты необходимые меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и последствиях выбора одного из них, а также на оказание помощи собственникам расположенных в них помещений (прежде всего - собственникам жилых помещений) в принятии того или иного решения в должной форме и по разъяснению порядка его реализации.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта», которыми в реестр многоквартирных домов под № включен МКД, расположенный по адресу: <адрес>, что явилось основанием для формирования фонда капитального ремонта в отношении данного дома на счете регионального оператора НКО «Фонд капитального ремонта МКД».
Между тем, решением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по коллективному иску жильцов МКД постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения в реестр многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, собственники помещений, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (п. № реестра), признано недействующим со дня вступления в законную силу, то есть с 18.05. 2016, ввиду принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете с нарушением положений статей 44, 46, 170, 176 ЖК РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 07.09.2021 вышеуказанное решение оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.06. 2022 решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 01.06. 2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 07.09. 2021 оставлено без изменения, кассационная жалоба ХХХ, БББ, ДДД – без удовлетворения
При этом, как следует из материалов дела, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, № исключен из приложения к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, собственники помещений которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта».
В соответствии с ч. 4 ст. 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 настоящего Кодекса, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
В мотивировочной части судебного постановления от 05.10.2022 мировой судья правильно пришел к выводу, что вступившим в законную силу решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 01.06.2021 установлены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для разрешения рассматриваемого им дела по иску Фонда к Чернову С.Н., в связи с чем оно имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего спора.
Оценив доказательства по делу в порядке, предусмотренном ст. 67 ГПК РФ, мировой судья установил, что до настоящего времени органом местного самоуправления не принято надлежащее решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении МКД, расположенного по адресу: <адрес>, при этом собственники помещений в данном доме не принимали решения о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета, что не влечет правовых оснований для удовлетворения иска Фонда по доводам, в нем заявленным.
Указанный вывод мирового судьи является правильным, основан на оценке представленных доказательств и правоотношений сторон применительно к настоящему спору.
Решение мирового судьи постановлено в соответствие требований статей 195-198 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что многоквартирный дом не исключен из региональной программы и с собственников помещений в многоквартирном доме не снята обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт проверялись мировым судьей, им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 05 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 21.12.2022.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27.12.2022.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░